Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа
Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.
Введение………………………………………………………………… 3
1. Понятие и признаки государства………………………………………….. 4
1.1. Понятие государства…………………………………………….. 4
1.2. Основные признаки государства……………………………….. 9
2. Роль государства в обществе……………………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………... 22
Библиография…………………………………………………………... 24
Необходимо отметить, что одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различного рода общественные движения), которые также оказывают влияние на картину общественной жизни. Поэтому важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества как в прошлом, так и в настоящем.
Государство
в реальной действительности – это
государство на определенной ступени
общественного развития, отличающееся
от государств, которые находятся
на более ранних или более поздних
ступенях развития. Однако всем государствам
истории и современности
Проведенный нами анализ литературы показал, что большинство авторов (С.А. Комаров, В.В. Лазарев, А.В. Малько, В.Н. Хропанюк и другие) выделяют четыре основных признака государства: территориальное деление граждан, наличие публичной власти, неразрывная связь государства и права, государственный суверенитет. При этом необходимо отметить, что если в вопросе количества признаков мнения исследователей совпадают, то относительно содержания этих признаков мнения, наоборот, могут расходиться. Так, например, В.Я. Любашиц не называет государственный суверенитет в качестве признака государства, вместо этого он говорит о системе налогов и займов как необходимом условии проведения определенной политики и содержания государственного аппарата.10
Рассмотрим пять основных признаков государства, которые, на наш взгляд, наиболее полно раскрывают особенности данного общественного явления.
Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.
Государственная
власть распространяется на все население
в пределах определенной территории.
Территориальное разделение населения
в отличие от кровнородственных
связей между членами общества порождает
новый социальный институт – гражданство
или подданство. Территориальный
признак обусловливает характер
формирования и деятельность аппарата
государства с учетом его пространственного
деления. Возникают центральные
и местные органы государства. Осуществление
власти по территориальному принципу
ведет к установлению его пространственных
пределов – государственной границы,
которая отделяет одно государство
от другого. Территориальный признак
опосредованно связан и с федеративным
устройством государства, в границах
которого проживает население, принадлежащее
к различным нациям и народностям.
Понятие государственной
Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.
Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в пределах которого государство распределяет свою власть.
Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.
Государство
– это особая организация публичной
власти, которая располагает
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, то есть в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).
Аппарат
власти – это тот самый
Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые свойственны механизму всякого государства. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.
3. Связь государства и права
Государство организует общественную жизнь на правовых началах.
Родовой
строй не только не знал, что такое
право и обязанность в
В результате разложения первобытно-общинного строя, с разделением общества на классы экономически господствующий класс стремится к установлению правовых норм, в которых выражается воля не всего общества, а только одного господствующего класса.
На весьма ранней ступени общественного развития возникла потребность охватить общим правилом часто повторяющиеся акты производства, распределения и обмена и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим основным требованиям общественной жизни. Эти правила, вначале выражавшиеся в обычае, постепенно превращались в закон. Правовые обычаи и законы постепенно складывались в систему права.
Правовые
формы организации жизни
4. Государственный суверенитет
Государство представляет собой суверенную организацию власти.
Суверенитет
государства – это такое
Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Сейчас суверенитет – обязательный признак государства. Страна, не имеющая его, - это колония или доминион.
Суверенитет
– собирательный признак
-
в универсальности – только
решения государственной
- в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
-
в наличии специальных средств
воздействия, которыми не
Верховенство
государственной власти вовсе не
исключает ее взаимодействия с негосударственными
политическими организациями
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.
Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.
Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.
Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.
Правовой основой суверенитета являются конституция, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
При
известных условиях суверенитет
государства совпадает с
Понятие
государственного суверенитета тесно
связано с понятием национального
суверенитета. Национальный суверенитет
означает право наций на самоопределение
вплоть до отделения и образования
самостоятельного государства. В многонациональных
государствах, образованных путем добровольного
объединения наций, суверенитет, осуществляемый
этим сложным государством, не может
быть суверенитетом одной лишь нации.
В зависимости от того, каким способом
объединившиеся нации осуществили
свое право на самоопределение –
путем объединения в союзное
государство или путем