Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:49, контрольная работа
Термин «функции государства» применяются для обозначения основных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
Само понятие «функция государства» имеет много разных определений. «Функция может рассматриваться с точки зрения последствий, вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)» [15, с145]. На мой взгляд, под функциями понимаются особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющие главные направление содержание его деятельности по управлению обществом. Таким образом, функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач, а эти задачи не могут быть произвольными, и зависят от всех условий, в которых существует само общество.
1.Понятие и значение функций государства.
Термин «функции государства» применяются для обозначения основных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
Само понятие «функция государства» имеет много разных определений. «Функция может рассматриваться с точки зрения последствий, вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)» [15, с145]. На мой взгляд, под функциями понимаются особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющие главные направление содержание его деятельности по управлению обществом. Таким образом, функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач, а эти задачи не могут быть произвольными, и зависят от всех условий, в которых существует само общество. Задачи и функции государства -- явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Каждая функция имеет
Некоторые авторы [11;20] считают, что государственные функции можно охарактеризовать следующими чертами:
1. имеют комплексный,
2. в функциях государства
3. функции государства не
4. по своему характеру,
5. и многие другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что функции используются для характеристики, описания деятельности государства, а формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития.
Признаки функций.
Попробуем выделить признаки функций,
то есть те устойчивые характеристики,
которые позволяют отнести
Выделяют следующие признаки функций государства [12, с 96]:
1. прочно сложившаяся предметная
деятельность государства в
2. непосредственная связь между
сущностными, формальными
3. направление деятельности
4. деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.
Некоторые учёные-правоведы, выделяют
ряд других признаков. Например, профессор
М.Н. Марченко, перечисляя признаки функций
государства, пишет: «Функции государства
не следует отождествлять с
Таким образом, все эти признаки дают характеристику государства, о наличии той или иной соответствующей функции, которые выполняют деятельность государства в определенных формах.
Классификация функций
В познании государственно-правовых
явлений и процессов в теории
государства и права
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам или даже -- к отдельно взятым функциям.
В юридической теории и в практике
существует множество оснований
классификации функций
Итак, попробуем выделить классификацию функций:
Ш объекты и сферы государственной деятельности;
Ш территориальный масштаб;
Ш способ государственного воздействия на общественные отношения;
Ш взаимоотношения государств;
Ш содержание функций.
По времени действия функции делятся на:
s постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);
s временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:
s внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);
s внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).
«Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства»[2, с 177].
Классификация функций государства
проводится также на основании территориального
масштаба, в пределах которого они
реализуются. В унитарном государстве
- это функции, осуществляемые на территории
единого, лишь в административно-
В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, которые базируются на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные, управленческие и судебные.
Наряду с вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее распространенными и широко признанными среди них являются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а также - на основные и не основные -- в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений деятельности государства.
Внутренние функции
Внешние функции государства
2.Общая характеристика
теорий о происхождении
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали [16, с.4].
Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации [5, с.17].
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.
Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в XVII - XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав [5, с.19].
Эти положения нашли выражение
в конституциях ряда западных государств.
Так, в Декларации независимости
США (1776 г.) говорится: «Мы считаем
самоочевидными истины: что все люди
созданы равными и наделены Творцом
определенными неотъемлемыми
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.) - Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.
Отмечая прогрессивность многих положений
теории общественного договора, которая
противостояла феодальному
Патримониальная теория. Представители: Фома Аквинский, Мартин Дэн и другие. Учёные полагают, что государство возникло на основе божественной воли. Бог вручил людям два меча: один меч церкви ля просветления, а другой меч - правителю, для усмирения непокорных.
Таким образом, следует, что государство возникло по образу и подобию Царства Божьего на земле. Тем самым обожествлялась государственная власть [10, с.14].
Ирригационная теория выдвинута К. Виттфогелем. В наше время, она основывается на исторических фактах. В Древнем Египте и некоторых других государствах регионов с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах [10, с.15].
Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.) [17, с.29].