Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:49, контрольная работа

Описание

Термин «функции государства» применяются для обозначения основных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
Само понятие «функция государства» имеет много разных определений. «Функция может рассматриваться с точки зрения последствий, вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)» [15, с145]. На мой взгляд, под функциями понимаются особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющие главные направление содержание его деятельности по управлению обществом. Таким образом, функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач, а эти задачи не могут быть произвольными, и зависят от всех условий, в которых существует само общество.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и права.docx

— 33.71 Кб (Скачать документ)

Смысл этой теории в том, что государство  возникает из разрастающейся из поколения  в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам [17, с.29].

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются  современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного  способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются [17, с.29].

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в. были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений [16, с.36].

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают  определенное влияние на реализацию этих закономерностей.

Но, с одной стороны, это влияние  не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется  под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и  должны учитываться в первую очередь [16, с.36].

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают  с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган.

Смысл этой теории в том, что государство  возникает как результат естественного  развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое  не только обеспечивает материальные условия возникновения государства  и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также  представляют собой важные причины  и условия возникновения государства  и права [16, с.41].

Историко-материалистическая концепция  включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям  между ними, непримиримости классовой  борьбы: государство возникает как  продукт этой непримиримости, как  орудие подавления господствующим классом  других классов [16, с.41].

Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная  сферы, его «общие дела». Это требует  совершенствования управления, что  и приводит к возникновению государства [18, с.9].

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, оба  ее направления правомерны, поскольку  в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления  государства могут приобретать  как классовые антагонизмы, так  и необходимость решения общих  дел, совершенствования управления обществом, специализации этого  управления как формы разделения труда.

Марксистская теория. Ее основатели К. Маркс и Ф. Энгельс, а основной постулат: история человечества - история  классовой борьбы.

Суть теории: право является возведенной  в закон волей господствующего  класса, его орудием, применяемым  для подавления класса угнетенного. Право - ничто без аппарата насилия. Право полностью обусловлено  экономическими условиями жизни  общества, именно общественное бытие  определяет общественное сознание, т.е. производство материальных благ детерминирует  социальные, политические, правовые и  духовные процессы жизни человека [18, с.24].

При оценке этой теории следует иметь  ввиду следующую позитивную характеристику: подход к появлению права как явлению рожденному потребностями материальной жизни, т.е. принцип историзма. Экономика действительно существенный фактор в процессе происхождения права. кроме того, право как средство социального регулирования приходит на смену обычаям в обществе, разделенном на классы и социальные группы, где конфликты - также явление объективное.

Теория насилия. Эта теория также  возникла в XIX в. Ее представителями  были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства) [16, с.43].

Оценивая эту теорию, следует  отметить следующее. Для того чтобы  могло возникнуть государство, необходим  такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать  государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств [16, с.43].

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV - III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики [10, с.39].

Появление дарвинизма привело к  тому, что многие юристы, социологи  стали распространять биологические  закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение) [10, с.39].

Некорректность органической теории происхождения государства и  права определяется следующим. Все  сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного  мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого  общества.

Расовая теория. Эта теория берет  свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего  строя развивались идеи естественного  деления населения в силу у  прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и распространение  расовая теория государства и  права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности  человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые же не способны ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими [10, с.27].

У Ковкель Н.Ф. есть интересные рассуждения о таких теориях происхождения права, как примирительная и регулятивная. Рассмотрим коротко их суть.

Примирительная теория (Г. Берман, Э. Аннерс) наиболее популярна на Западе. Суть теории: право зародилось не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Конфликты между родами являлись делом обычным, поскольку у каждого рода были свои интересы (занять лучшее место на стоянке, использовать более выгодную территорию, приобрести большее число женщин), которые вступали в противоречие с интересами других.

В результате таких конфликтов происходило  физическое истребление членов рода, формировалась готовность и потребность  к возмездию, выразившиеся в институте  кровной мести. Это ослабляло  род, делало его неконкурентноспособным. Для сохранения людей в роде, а в конечном счете для сохранения рода как такового, необходимо было договариваться с другими родами о примирении. Так возникло примирительное.Недостатки теории состоят в узком понимании права, поскольку скорее всего, право возникло не только для примирения, но и для регулирования других сторон общественной жизни, например правила создания запасов продуктов на случай неурожая, правила распределения продуктов из-за их ограниченности. Оно явилось формой не только примирения, но и предупреждения конфликтов. В Спарте, например, устанавливались правила, предусматривающие когда и в каком возрасте детей отдавать на воспитание с тем, чтобы в случае военной угрозы они смогли дать отпор завоевателям.

Регулятивная теория. распространена в азиатских странах, в России.

Суть теории: право возникает  для установления и поддержания  единого порядка для всей страны. Сначала это правила распределения  территорий при вынужденной передислокации народа, определение порядка использования  водоемов, правил захоронения, запреты  инцестов, правила охоты, сбора плодов, запреты убийств, колдовства, воровства, увода чужих жен. Затем, с развитием  производства устанавливаются правила  в отношении разделения труда, распределения  созданного продукта, в сфере взаимопомощи (толока), строительства крупных  ирригационных и оборонительных сооружений (поголовное или подворное  участие). Наконец, когда производство перешло на новый уровень и обмен продуктов стал носить массовый характер - началось регулирование меры весов, установление денежной системы, стали договариваться о справедливых ценах на товары. Появляются правила мореплавания, нормы цехового права. Постепенно все сферы жизни человека регулируются правом все в большем объеме [9, с.8].

Ценность этой теории состоит в  том, что она согласуется с  ходом исторического развития: правовой потенциал накапливается постепенно и постоянно увеличивается. Письменные источники права включают в себя как нормы уголовного права, так  и нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договоров (с  помощью клятвы), просматриваются  наследственные, семейные и другие нормы права. Признается опережающее  превентивное регулирование общественных отношений за счет установления санкций  за правонарушения. Важное значение придается такому источнику права как договор, важнейшему средству урегулирования социальной жизни внутри рода и родов между собой.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. -2008. -№7. - С.5-9.

2. Венгеров А.Б. Теория государства  и права. -Москва: Омега- Л, 2009.

3. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. - Минск: Амалфея, 2002. - 655 с.

4. Декларация независимости США  / пер с англ. О.А. Жидкова. -Москва: Прогресс, Универс, 1993. -2 с.

5. Демин А.В. Теория государства  и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002. -396 с.

6. Дробязко С.Г. Общая теория права: учебное пособие для ВУЗов. -Минск: Амалфея, 2007. - 480 с.

7. История политических и правовых  учений / под общ.ред. В.С. Нерсесянца - Москва: НОРМА, 2003. -352 с.

8. История политических и правовых  учений: Учебник для вузов / под  ред. проф. О.В. Мартышина. - Москва: НОРМА, 2004. -512 с.

9. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. Москва: Юристъ,1999. - 335 с.

10. Ковкель Н.Ф. Общая теория права: опорный конспект лекций. - Минск: БГЭУ, 2009. -119 с.

11. Косарев А.И. Происхождение  и сущность государства. - Москва: Знание, 1969. -52 с.

12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М.: Инфра-М, 2002. - 418 с.

13. Общая теория государства  и права: Учебник / под ред.  В.В. Лазарева. -Москва: Юристъ, 2000. - 524 с.

14. Слободчиков Н.А. Общая теория государства и права. - Минск: МИТСО, 2007. -55 с.

15. Теория государства и права:  Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -2-е изд. - Москва: Юристъ, 2001. -776 с.

16. Чиркин В.Е. Три ипостаси  государства // Государство и право. - 2003. -№8. - С.7-11.

17. Широков А.Т. Происхождение  государства: Учебное пособие. - Минск:  Академия управления при Президенте  Республики Беларусь, 1998. - 68 с.

Информация о работе Теория государства и права