Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа
Цель – ознакомление с теоретическим курсом «Права человека в России»
Задачи курсовой работы: 1) раскрыть понятия прав человека;
2) определить классификацию прав человека;
3) рассмотреть механизм защиты прав человека.
2.3. В зависимости от субъектов права
а) индивидуальные - право индивида – это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегуманизирует его.18
б) коллективные права не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива (право народа, право нации и др.). Это не сумма прав отдельных лиц, а свойство этих прав определяются целями и интересами коллективного образования. Однако коллективные права не должны подавлять право индивида.
Понимание самоопределения неотделимо от принципа нерушимости прав человека. Конституция РФ (ст.68,69) гарантирует права коренным малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международных договоров РФ; право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Коллективные права какой-либо общественной организации также не могут основываться на подавлении или ограничении индивидуальных интересов.
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
3.1. Конституционный контроль.
Права и свободы человека – один из немногих институтов, для которых характерна установление единых стандартов и координация усилий на международном уровне. Охрана прав и свобод отдельного человека осуществляется на уровне национального законодательства.
Правовое государство для выполнения своей основной функции защиты и охраны, прав гражданина должно иметь эффективно работающую систему органов, осуществляющих эту задачу (ст.8 Всеобщей декларации прав человека).
В России, в подтверждение провозглашенного ст.1 ч.1 Конституцией РФ характера демократического правового государства, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, так же названы обязанностью государства (ст.2 Конституции РФ). Для выполнения этой обязанности существует ряд государственно-правовых институтов.
Президент является гарантом Конституции прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст.80).
Для содействия глава государства в реализации конституционных полномочий при президенте создана Комиссия по правам человека, которая имеет совещательный и консультативный характер.
В РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Право на обращение в суд признается естественным и неотчуждаемым. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они не были закреплены – в Конституции РФ, отраслевых законах, локальных нормативных актах. Это следует из смысла ч.1 ст.55 Конституции РФ, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.19
Обязанность рассматривать обращения граждан о восстановлении нарушенных прав возложено на все суды, входящие в единую судебную систему, с соблюдением правил о подсудности.
Конституционный Суд, в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», наделен полномочиями по жалобам граждан проверять конституционность закона примененного или подлежащего к применению в конкретном деле. Важнейшим аспектом правозащитной деятельности органов конституционного контроля является проблема ограничения прав и свобод и пределы таких ограничений. Нормы Конституции, закрепленные в статьях 55, 56 позволяют ограничение некоторых прав и свобод граждан федеральным законодательством, обязанность Конституционного суда решить, на сколько вводимые ограничения соответствуют принципам правового государства. Право на судебную защиту, не может быть ограниченно ни при каких, обстоятельствах.
Решение Конституционного суда являются общеобязательными на всей территории России для всех ветвей власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан и их определений; окончательными (обжалованию не подлежат); вступают в силу немедленно.
По мнению В.Д.Зорькина юридическая сила решений Конституционного Суда превышают силу любого закона, а соответственно практически равна юридической силе самой Конституции.20
В случае признания закона или отдельных его частей неконституционными они утрачивают силу и не могут применяться.
3.2. Судебная защита.
Конституционное право каждого на судебную защиту означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.21
Закон РФ 1993 г.(в редакции 1995г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определил круг органов и лиц, решения и действия (бездействия) которых могут быть обжалованы в суд, установил, что могут быть обжалованы не только действия, которые нарушили права и свободы, а также создали препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно наложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Также закреплено право каждого получить и обязанность должностных лиц предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах.
Другой ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 2006г. предусматривает, что граждане РФ имеют право обращаться лично , а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Здесь же прописаны права граждан при рассмотрении обращения, гарантии безопасности в связи с подачей гражданином обращения, указаны четкие требования к обращению, а также порядок рассмотрения отдельных обращений.
Но, по мнению Л.А.Нудненко и Н.Ю.Хаманевой
закон не содержит принципов рассмотрения
и разрешения обращений граждан, к которым
следует отнести: Обязательность, своевременность
и объективность рассмотрения обращений
граждан, гласность, контроль за своевременностью
и качеством рассмотрения и разрешения
обращений граждан.22
3.3 Административно-правовые формы защиты.
Наряду с судебной защитой прав и свобод граждан предусмотрен административный порядок обжалования решений и действий (бездействий) органов исполнительной и должностных лиц. Суть его заключается в обращении граждан в вышестоящие органы или должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы или лица, чьи действия обжалуются.
Административный порядок не исключает судебную защиту, если заявитель не согласен с решением вышестоящей инстанции.
Прокуратура - орган, исторически сформировавшийся для надзора за исполнением законов. В сфере ее внимания находится деятельность практически всех органов исполнительной власти. Одно из полномочий прокуратуры – рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав граждан и принятие мер на предупреждение и пресечения таких нарушений, привлечение к ответственности виновных и возмещения причиненного вреда.
Все более заметную роль в России в защите прав граждан играют неправительственные правозащитные организации, одной из форм, работы которых является создание и функционирование общественных приемных, которые обеспечивают бесплатную юридическую помощь всем нуждающимся.
Чрезвычайно важное место в системе несудебных органов, осуществляющих защиту прав граждан, занимает институт Уполномоченного по правам человека (далее Уполномоченный).
Создание института Уполномоченного служит дополнительным механизмом контроля за соблюдением законов исполнительными структурами, это «шаг на пути демократизации общественных и государственных отношений в России»23. Проведение преобразований в различных сферах не может отодвинуть на второй план проблему правообеспечения, и Уполномоченный самим фактом своего существования призван напоминать о ней и ее значимости.
Принятие закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» обеспечило гарантию независимости и эффективности работы института Уполномоченного, который согласно закону «независим и неподотчетен каким-либо государственным органом и должностным лицам». В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», законодательством РФ, а так же общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Институт Уполномоченного призван сыграть важную роль в поиске различных инструментов, методов и средств защиты прав и свобод, для этого законодательно закреплено, что должность Уполномоченного учреждена в целях защиты прав и свобод граждан, их соблюдение и уважения государственными органами, местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.
Уполномоченный и его Аппарат рассматривают жалобы россиян, а так же иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в нашей стране на решения и действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал их в судебном порядке, но не согласен с результатами рассмотрения.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Права человека – это его неотъемлемые свойства, возможности свободного развития, вытекающие из его природы и гарантируемые государством, обществом и международным сообществом.
Из присущего человеческой личности достоинства проистекают права человека, которые являются универсальными, неотъемлемыми и равными для всех, их нельзя ни у кого отнять, от них никто не может отказаться и все люди должны пользоваться ими в равной мере, независимо от цвета кожи, пола, языка, религии, национального происхождения, имущественного, социального и любого другого положения.
Права человека не зависят от наличия либо отсутствия у лица гражданства того или иного государства; любой человек находящийся на территории демократического государства, должен иметь возможность реализации своих прав, признанных международным сообществом.
В Российской Федерации основные права и свободы граждан закреплены в Конституции РФ, которая также содержит положение о возможности установления ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом Конституция запрещает даже в условиях чрезвычайного положения ограничивать некоторые права и свободы (право на жизнь, достоинство личности и т.п.)
2. В литературе существуют самые различные классификации прав человека. Самые распространенные на мой взгляд:
- в зависимости от содержания и сферы реализации: личные, политические, экономические, социальные и культурные;
- в
зависимости от принадлежности
лица государству: права
- в
зависимости от субъектов
3. В Конституции РФ выражены важнейшие универсальные стандарты, направленные на обеспечение и защиту прав человека. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина адресован всем ветвям государственной власти, связывает и обязывает их.
В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина - это государственные, правоохранительные и правозащитные организации, такие, как уполномоченные по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д. Венчает эту систему специальный орган – Конституционный Суд.