Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:45, реферат
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи образование права имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ.
Введение. 3
Глава первая. 4
Правосознание и культура. 4
1.1 Понятие правосознания. 4
1.2 Понятие правовой культуры. 5
Глава вторая. 6
Современные политико-правовые доктрины. 6
Глава третья. 8
Основные правовые системы современности. 8
3.1 Понятие правовой системы. 8
3.2 Романо-германская правовая семья. 9
3.3 Семья англосаксонского общего права. 11
3.4 Мусульманская правовая семья. 12
3.5 Семья социалистического права. 12
3.6 Семья обычного права. 13
Глава четвертая. 13
Развитие общества, личности и государства. 13
Список литературы...................................................
Негосударственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Столичный профессиональный бизнес-колледж»
Реферат
по дисциплине: Теория государства и права
студентки 3 курса, группа Пв-3, специальность ПиОСО,
Беловой Елены
Тема: «Теория права. Права с культурой и религией»
Проверил:
преподаватель Батаева Т.М.
Оценка:
«_______________»
Москва - 2011
Оглавление
Введение. 3
Глава первая. 4
Правосознание и культура. 4
1.1 Понятие правосознания. 4
1.2 Понятие правовой культуры. 5
Глава вторая. 6
Современные политико-правовые доктрины. 6
Глава третья. 8
Основные правовые системы современности. 8
3.1 Понятие правовой системы. 8
3.2 Романо-германская правовая семья. 9
3.3 Семья англосаксонского общего права. 11
3.4 Мусульманская правовая семья. 12
3.5 Семья социалистического права. 12
3.6 Семья обычного права. 13
Глава четвертая. 13
Развитие общества, личности и государства. 13
Список литературы.............
Введение.
Глава первая.
Правосознание и культура.
1.1 Понятие правосознания.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п. Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
1.2 Понятие правовой
культуры.
Глава вторая.
Современные политико-правовые доктрины.
Предметом истории политических и
правовых учений являются теоретически
оформленные в доктрину (учение)
взгляды на государство, право, политику.
За время многовековой истории государства
и права возникло очень много политико-правовых
доктрин. Созданные различными мыслителями
концепции и формы их изложения (теоретический
трактат, философское сочинение, политический
памфлет, проект конституции и т. п.)столь
же разнообразны, сколь разнообразны вообще
результаты индивидуального творчества.
Вместе с тем всем этим концепциям присуще
нечто общее: они выражают отношение определенных
социальных групп к государству и праву
(программная, оценочная часть учения),
строятся на свойственной данной эпохе
идейно-теоретической основе(методологический
стержень учения), содержат решения основных
проблем теории государства и права (теоретическое
содержание учения). Поэтому политико-правовая
доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую,
философскую или иную (например, религиозную)
основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального
аппарата содержательные решения вопросов
о происхождении государства и права,
закономерностях их развития, о форме,
социальном назначении и принципах устройства
государства, об основных принципах права,
его соотношении с государством, личностью,
обществом и др.; 3) программные положения
— оценки существующего государства и
права, политические цели и задачи.
Логико-теоретическая основа политико-правовой
доктрины связана с другими формами общественного
сознания, с мировоззрением эпохи. Политические
учения раннего классового и рабовладельческого
обществ опирались преимущественно на
религиозные (в государствах Древнего
Востока) и на философские (Древняя Греция
и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение
средних веков было теологическим. Методом
мышления Нового времени стал рационализм.
Неспособность чистого рационализма познать
и объяснить ряд явлений общественного
и политического развития, с одной стороны,
исследование социальной и политической
структуры общества — с другой, подготовили
почву для возникновения и развития социологии,
политологии и других общественных наук,
изучающих государство и право. Почти каждая
из отраслевых юридических наук имеет
свою историю (история основных школ и
направлений в теории уголовного права,
история понятия юридического лица и других
гражданско-правовых концепций, история
науки международного права и др.). К взглядам
мыслителей прошлого на решения проблем
отраслевых юридических наук история
политических и правовых учений обращается
только тогда, когда эти решения неразрывно
связаны с общетеоретической концепцией,
являются формой ее выражения.
Закономерностью развития политико-правовой
идеологии на ее теоретическом уровне
является то, что любое учение о государстве,
праве, политике строится с учетом современной
ему политико-правовой действительности,
которая обязательно отражается в самом,
казалось бы, абстрактном теоретическом
построении. Так же, как философия, по словам
Гегеля, — это эпоха, схваченная в мысли,
политико-правовая доктрина — это выраженная
в системе понятий и категорий государственно-правовая
реальность эпохи. Каждая большая эпоха
сословного и классового общества имела
свои, свойственные ей политико-правовые
учреждения, понятия и способы их теоретического
объяснения. Поэтому в центре внимания
теоретиков государства и права разных
исторических эпох были различные политико-правовые
проблемы, связанные с особенностями государственных
учреждений и принципов права соответствующего
исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих
государствах Древней Греции главное
внимание уделялось устройству государства,
проблеме круга лиц, допущенных к участию
в политической деятельности, государственно-правовым
способам укрепления господства свободных
над рабами. Этим и были обусловлены повышенное
внимание к теоретическому определению
и классификации форм государства, поиск
причин перехода одной формы правления
в другую, стремление определить наилучшую,
идеальную форму правления. В средние
века основным предметом теоретико-политических
дискуссий стал вопрос о соотношении государства
и церкви. В центре внимания идеологов
буржуазии XVII—XVIII вв. стояла уже проблема
не столько формы правления, сколько формы
политического режима, проблема законности,
гарантий равенства перед законом, свободы
и прав личности. XIX—XX вв. выдвинули на
первый план вопрос о социальных гарантиях
прав и свобод человека, а с конца XIX в.
проблема форм правления и политического
режима государства была существенно
дополнена исследованием связей с политическими
партиями и другими политическими организациями.
Теоретическое содержание политико-правовых
доктрин разнообразно, и это разнообразие
зависит от ряда индивидуальных факторов:
от объема познаний мыслителя, идейных
влияний, особенностей его мышления, жизненных
условий и т. п. Однако в общем и целом взаимосвязь
содержания, логико-теоретического основания
и программной направленности доктрин
все же существует Так, идея общественного
договора (договорного происхождения
государства) в большинстве теорий XVII—XVIII
вв. была органически связана со стремлением
рационалистически объяснить государство
и право при помощи логических конструкций,
основанных на элементарных понятиях
частного права; в программном отношений
эта идея направлялась против теологических
идей о "богоустановленности" власти
феодальных монархов. Сама идея общественного
договора допускала самые разные варианты
и толкования, которые, как правило, были
связаны с историческими условиями теоретической
деятельности идеологов. Различные варианты
идеи общественного договора (кто, с кем
и почему заключал договор о создании
общества и государства? Всели свои права
участники договора передали государству?
Каков объем прав суверена? Возможно ли
и при каких условиях расторжение общественного
договора?) отражали социальные симпатии
и антипатии теоретиков, их отношение
к общественно-политическим противоречиям
страны и эпохи, в конечном счете определялись
ориентацией на соответствующий общественный
идеал.
Глава третья.
Основные правовые системы современности.
3.1 Понятие правовой системы.
Правовая система - это
совокупность взаимосвязанных, согласованных
и взаимодействующих правовых средств,
регулирующих общественные отношения,
а также элементов, характеризующих,
уровень правового развития той
или иной страны.
Правовая система-это вся "правовая
действительность" данного государства.
В этом широком понятии выделяются активные
элементы, тесно связанные между собой.
Это:
- собственно право как система обязательных
норм, выраженных в законе, иных, признаваемых
государством источниках
- правовая идеология - активная сторона
правосознания
- судебная (юридическая) практика
Понятие "правовая система" имеет
существенное значение для характеристики
права той или иной конкретной страны.
Обычно в этом случае говорится о "национальной
правовой системе", например, Великобритании,
Германии, и т.д.
Различия между правом разных стран значительно
уменьшаются, если исходить не из содержания
конкретных норм, а из их более постоянных
элементов, использованных для создания,
толкования, оценки норм. Сами нормы могут
быть бесконечно разнообразны, но способы
их выработки, систематизации, толкования
показывают наличие некоторых типов, которых
не так уж много. Поэтому возникла группировка
правовых систем "семьи".
Категория "правовая семья" служит
для обозначения группы правовых систем,
имеющих сходные юридические признаки,
позволяющие говорить об относительном
единстве этих систем. Это сходство является
результатом их конкретно-исторического
и логического развития.
Заслуживает подход западных компаративистов,
отрицающих типологию правовых систем
единственно по признаку их классовой
сущности. При классификации они используют
различные факторы, начиная с этических,
расовых, географических, религиозных
и заканчивая юридической техникой и стилем
права. Отсюда множество классификаций.
Одна из самых популярных - классификация
правовых семей, данная Рене Давидом. Она
основана на сочетании двух критериев:
идеологии, включающую религию, философию,
экономические и социальные структуры,
и юридической техники, включающие в качестве
основной составляющей источники права.
Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения
трех основных семей: романо-германской,
англо-саксонской, и социалистической.
К ним примыкает остальной юридический
мир, который получил название "религиозные
и традиционные системы".
Другая классификация была предложена
К. Цвайгертом и Г. Котцем в книге "Введение
в правовые сравнения в частном праве",
вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации
положен критерий "правового стиля".
3.2 Романо-германская правовая семья.
Романо-германская правовая
семья или система континентального права
(Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.)
имеет длинную юридическую историю. Она
сложилась в Европе в результате усилий
ученых европейских университетов, которые
выработали и развили, начиная с 12 века
на базе кодификации императора Юстиниана
общую для всех юридическую науку, приспособленную
к условиям современного мира.
Р. Давид подчеркивает, что романо-германская
правовая семья в своем историческом развитии
не была продуктом деятельности феодальной
государственной власти (в этом ее отличие
от формирования английского "общего
права") , а была исключительно продуктом
культуры, независимым от политики. Формирование
романо-германской правовой семьи было
подчинено общим, закономерным связям
права с экономикой и политикой, и не может
быть понято вне учета сложного процесса
развития капиталистических отношений
в недрах феодального общества, прежде
всего отношений собственности, обмена,
перехода от внеэкономического к экономическому
принуждению. Здесь на первый план выдвинуты
нормы и принципы права, которые рассматриваются
как правила поведения, отвечающие требованиям
морали и прежде всего справедливости.
Рецепция римского права привела к тому,
что еще в период феодализма правовые
системы европейских стран - их правовая
доктрина, юридическая техника приобрели
определенное сходство. Начиная с 19 века
основным источником (формой) права, где
господствует эта семья является закон.
Буржуазные революции коренным образом
изменили классовую природу права, отменили
феодальные правовые институты, превратили
закон в основной источник права."Закон
образует как бы скелет правопорядка,
охватывает все его аспекты, а жизнь этому
скелету, в значительной степени придают
иные факторы. Закон не рассматривается
узко и текстуально, а зачастую зависит
от расширительных методов его толкования,
в которых проявляется творческая роль
доктрины и судебной практики. Юристы
и сам закон теоретически признают, что
законодательный порядок может иметь
пробелы, но пробелы эти практически не
значительны. " Во всех странах романо-германской
семьи есть писаные конституции, за нормами
которых признается высшая юридическая
сила. Она выражается как в соответствии
конституции законов и подзаконных актов,
так и в установлении большинством государств
судебного контроля за конституционностью
обычных законов. Конституции разграничивают
компетенцию различных государственных
органов в сфере правотворчества и в соответствии
с этой компетенцией проводят дифференциацию
различных источников права. В романо-германской
юридической доктрине и, главным образом,
в законодательной практике различают
три разновидности обычного закона: кодексы,
специальные законы (текущее законодательство)
и сводные тексты норм. В большинстве континентальных
стран приняты и действуют: гражданские
(либо гражданские и торговые) , уголовные,
гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные
и некоторые другие кодексы.
Система текущего законодательства также
весьма разнообразна. Законы регулируют
отдельные сферы общественных отношений,
например, акционерные законы. Число их
в каждой стране велико. Особое место занимают
сводные тексты налогового законодательства.
Информация о работе Теория права. Права с культурой и религией