Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:45, реферат
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи образование права имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ.
Введение. 3
Глава первая. 4
Правосознание и культура. 4
1.1 Понятие правосознания. 4
1.2 Понятие правовой культуры. 5
Глава вторая. 6
Современные политико-правовые доктрины. 6
Глава третья. 8
Основные правовые системы современности. 8
3.1 Понятие правовой системы. 8
3.2 Романо-германская правовая семья. 9
3.3 Семья англосаксонского общего права. 11
3.4 Мусульманская правовая семья. 12
3.5 Семья социалистического права. 12
3.6 Семья обычного права. 13
Глава четвертая. 13
Развитие общества, личности и государства. 13
Список литературы...................................................
3.3 Семья англосаксонского общего права.
Эта правовая семья включает в себя национальные системы права Великобритании, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. 1066 г. – завоевание Англии норманнами. До этого источником права были многочисленные племенные обычаи, акты королевской власти, которые не были едиными для всего населения. После норманнского завоевания в Англии установилась централизованная государственная система, частью которой выступали системы судебных органов; вырабатываемые судьями решения брались за основу нижестоящими судами при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, формировались прецеденты, которые стали основными источниками права, и сложившаяся единая система прецедентов, общая для всей Англии, получила название общее право. Житейский опыт(обычаи) – ориентир при решении дел(суть общего права). Общее право – правовая система, в которой источником права признается судебный прецедент, сложившийся в Англии в 13-14 вв. на базе местных обычаев и обобщений практики королевских судов. Постепенно с ростом числа прецедентов в правовой систему Англии стала обнаруживаться тенденция формализации, конформизма, что к 15 веку подготовило почву для качественно нового этапа её развития, связанного с появлением права справедливости и его противостояния общему праву. Право справедливости формировалось из решений лорд-канцлера (второго лица государства), которому король делегировал свои полномочия по рассмотрению жалоб на решения королевских судов. С 15 века до 1875 года сохранялся Суд канцлера, пока нормы общего права и права справедливости не стали применяться одними и теми же судьями, и прецеденты права справедливости составили органическую часть первого прецедентного права Англии(Парламент стал активнее, судебная реформа, реформа правительства).Судьи всегда ссылаются на закон и могут принять и решение, противоречащее предыдущему аналогичному делу. В Англии за основу берётся часть судебного решения (“попутно - сказанное”). Отсутствует четкое деление права:
3.4 Мусульманская правовая семья.
Мусульманское право является неотъемлемой частью мусульманской религии Шариат («путь следования» ) . Согласно религиозным канонам, мусульманское право (Фикх) происходит от Аллаха, который открыл и довёл это право до людей через святого пророка и посланника Магомеда, жившего в 570(1)-632 гг. н.э. Первоначально право формировалось в проповедях и в устной форме. Мусульманское право после смерти пророка было записано в священную книгу Коран, которая являлась основным источником мусульманского права. Другой источник мусульманского права – Сурма – собрание рассказов (хадисов) о суждениях и поступках пророка Магомета. Иджма – складывалась из совпадающих мнений по религиозным Ии правовым вопросам влиятельных мусульманских теологов. Иджма – единодушное мнение богословов по отдельным вопросам реализации и применения мусульманского права.
11 век – формирование школ в мусульманском праве. Мусульманское право доктринально.
3.5 Семья социалистического права.
Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в «социалистический лагерь», ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву. При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата. На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие «социалистический лагерь», существенное влияние оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической, - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалистического права.
3.6 Семья обычного права.
Под " обычным правом" понимаются местные обычаи стран Африки, Мадагаскара, и некоторых других регионов, сложившиеся в период от доколониального периода до более развитых форм колониального и послеколониального периодов. В доколониальный период в указанных регионах действовали местные обычаи .Эти обычаи существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение без особых изменений. В колониальный период традиционные обычаи претерпели существенные изменения под влиянием европейского права и законодательных реформ. Происходящая в результате трансформации традиций и местных обычаев способствовала их приспособлению к новым условиям и утверждению в конечном итоге независимости развитие национального права.
5. Глава четвертая.
Развитие общества, личности и государства.
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.
Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями.
Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.
В государственно-организованном
обществе в системе факторов, определяющих
положение человека, именно государству
принадлежит исключительно
Идеи гармонизации отношений
личности и государства находят
выражение, в частности, в теории
и практике правовой государственности.
Для правового государства
Список литературы.
1. Теория государства и права. Мелехин А.В. М.: Маркет ДС, 2007.
2. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М., 1998. и второе издание: М.: Спарк, 2000.
3. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и Л. И. Малько. — М., 1998. и второе издание: М.: Юристъ, 2001.
4. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр, 2010.- 320 с.
5. Юридическая энциклопедия. Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю. М.: 1997.
6. Теория государства и права. Корельский В.М.; Перевалов В.Д.; М.; Издание 2-е испр. И доп., 2009.-616 с.
7. www.pravo.eup.ru.
Информация о работе Теория права. Права с культурой и религией