Теория права. Права с культурой и религией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:45, реферат

Описание

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи образование права имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ.

Содержание

Введение. 3
Глава первая. 4
Правосознание и культура. 4
1.1 Понятие правосознания. 4
1.2 Понятие правовой культуры. 5
Глава вторая. 6
Современные политико-правовые доктрины. 6
Глава третья. 8
Основные правовые системы современности. 8
3.1 Понятие правовой системы. 8
3.2 Романо-германская правовая семья. 9
3.3 Семья англосаксонского общего права. 11
3.4 Мусульманская правовая семья. 12
3.5 Семья социалистического права. 12
3.6 Семья обычного права. 13
Глава четвертая. 13
Развитие общества, личности и государства. 13
Список литературы...................................................

Работа состоит из  1 файл

реферат по ТГП.docx

— 52.62 Кб (Скачать документ)

3.3 Семья англосаксонского общего права.

 

   Эта правовая семья включает в себя национальные системы права Великобритании, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии.            1066 г. – завоевание Англии норманнами. До этого источником права были многочисленные  племенные обычаи, акты королевской власти, которые не были едиными для всего населения.      После норманнского завоевания в Англии установилась централизованная государственная система, частью которой выступали системы судебных органов; вырабатываемые судьями решения брались за основу нижестоящими судами при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, формировались прецеденты, которые стали основными источниками права, и сложившаяся единая система прецедентов, общая для всей Англии, получила название общее право. Житейский опыт(обычаи) – ориентир при решении дел(суть общего права).     Общее право – правовая система, в которой источником права признается судебный прецедент, сложившийся в Англии в 13-14 вв. на базе местных обычаев и обобщений практики королевских судов.  Постепенно с ростом числа прецедентов в правовой систему Англии стала обнаруживаться тенденция формализации, конформизма, что к 15 веку подготовило почву для качественно нового этапа её развития, связанного с появлением права справедливости и его противостояния общему праву. Право справедливости формировалось из решений лорд-канцлера (второго лица государства), которому король делегировал свои полномочия по рассмотрению жалоб на решения королевских судов. С 15 века до 1875 года сохранялся Суд канцлера, пока нормы общего права и права справедливости не стали применяться одними и теми же судьями, и прецеденты права справедливости составили органическую часть первого прецедентного права Англии(Парламент стал активнее, судебная реформа, реформа правительства).Судьи всегда ссылаются на закон и могут принять и решение, противоречащее предыдущему аналогичному делу. В Англии за основу берётся часть судебного решения (“попутно - сказанное”). Отсутствует четкое деление права:

    • частное и публичное;
    • материальное и процессуальное;
    • на отрасли права.

 

3.4 Мусульманская  правовая семья.

Мусульманское право является неотъемлемой частью мусульманской религии Шариат («путь следования» ) . Согласно религиозным канонам, мусульманское право (Фикх) происходит от Аллаха, который открыл и довёл это право до людей через святого пророка и посланника Магомеда, жившего в 570(1)-632 гг. н.э.          Первоначально право формировалось в проповедях и в устной форме. Мусульманское право после смерти пророка было записано в священную книгу Коран, которая являлась основным источником мусульманского права. Другой источник мусульманского права – Сурма – собрание рассказов (хадисов) о суждениях и поступках пророка Магомета.    Иджма – складывалась из совпадающих мнений по религиозным Ии правовым вопросам влиятельных мусульманских теологов. Иджма – единодушное мнение богословов по отдельным вопросам реализации и применения мусульманского права.

11 век – формирование  школ в мусульманском праве. Мусульманское право доктринально.            

3.5 Семья социалистического  права.

  Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в «социалистический лагерь», ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву.     При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.     На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие «социалистический лагерь», существенное влияние оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической, - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалистического права.

  3.6 Семья обычного права.

 

 Под " обычным правом" понимаются местные обычаи стран Африки, Мадагаскара, и некоторых других регионов, сложившиеся в период от доколониального периода до более развитых форм колониального и послеколониального периодов.        В доколониальный период в указанных регионах действовали местные обычаи .Эти обычаи существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение без особых изменений. В колониальный период традиционные обычаи претерпели существенные изменения под влиянием европейского права и законодательных реформ.    Происходящая в результате трансформации традиций и местных обычаев способствовала их приспособлению к  новым условиям и утверждению в конечном итоге независимости развитие национального права.

5. Глава четвертая.

Развитие общества, личности и государства.

 

   Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Личность - это индивидуально  определенная совокупность социально  значимых свойств человека, проявляющихся  в отношениях между людьми. Понятие  личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны  с обществом, его особенностями.

 Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству  принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено  его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает. Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением  и принуждением.   Государство - это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

Идеи гармонизации отношений  личности и государства находят  выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность  всех социальных субъектов, включая  государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное  признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными  и государственными установлениями. Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и  личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей  активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности  должностных лиц государства  за неисполнение их обязанностей перед  обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

 

Список литературы.

1. Теория государства и права. Мелехин А.В. М.: Маркет ДС, 2007.

2. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М., 1998. и второе издание: М.: Спарк, 2000.

3. Теория государства  и права / Под ред. Н. И. Матузова и Л. И. Малько. — М., 1998. и второе издание: М.: Юристъ, 2001.

4. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр, 2010.- 320 с.

5. Юридическая энциклопедия. Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю. М.: 1997.

6. Теория государства и права. Корельский В.М.; Перевалов В.Д.; М.; Издание 2-е испр. И доп., 2009.-616 с.

 7. www.pravo.eup.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория права. Права с культурой и религией