Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа
Общая теория применения права в отечественной юриспруденции получила значительную научную разработку. В частности, довольно основательно исследованы вопросы понятия и основных признаков правоприменения, его стадий и принципов, акты правоприменительной деятельности, ошибки правоприменения (см.: 1; 2, с. 317-349; 9; 14; 16; 17 и др.) и т. д. Вместе с тем продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно исследованными понятие и виды правоприменительных производств, режимов и особенно способов правоприменительной деятельности, что требует, на наш взгляд, специального рассмотрения.
Введение.
Общая теория применения права в отечественной юриспруденции получила значительную научную разработку. В частности, довольно основательно исследованы вопросы понятия и основных признаков правоприменения, его стадий и принципов, акты правоприменительной деятельности, ошибки правоприменения (см.: 1; 2, с. 317-349; 9; 14; 16; 17 и др.) и т. д. Вместе с тем продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно исследованными понятие и виды правоприменительных производств, режимов и особенно способов правоприменительной деятельности, что требует, на наш взгляд, специального рассмотрения.
Понятие «способ применения права», или «способ правоприменения», не вполне устоялось в научной литературе и юридической практике. Чаще всего данное понятие употребляется для подчеркивания отраслевой специфики правоприменительной деятельности: гражданско-правовое, уголовно-правовое, административно-правовое и т. д. правоприменение. Действительно, большинство профилирующих отраслей системы права имеют свои собственные законодательно закрепленные процедуры властной реализации материальноправовых и процессуальных норм, и это позволяет различать, например, гражданско-правовой, уголовно-правовой и административноправовой способы применения права. Однако как только возникает необходимость применения норм конституционного, финансового, налогового и многих иных отраслей права, данный критерий (отраслевой) для выражения внутреннего своеобразия особого способа правоприменительной деятельности перестает работать. Тем более, если вспомнить о правоприменительной деятельности органов исполнительной и контрольно-надзорной власти, которые в пределах своей компетенции
осуществляют властную реализацию норм природоохранительного, жилищного, земельного, трудового, финансового и прочих отраслей права, то специфика отраслевых способов правоприменения окончательно утрачивается.
Анализ объективно сложившихся
и признаваемых в науке основных
способов правоприменительной
а) комплексный характер их внутреннего содержания;
б) особый состав субъектов, участвующих в правоприменении;
в) своеобразие юридического
процесса и процессуального
г) особый характер юридических фактов, влекущих развитие правоприменительной деятельности;
д) своеобразие цели и конечного результата властной реализации права;
е) объективно сложившийся однородный характер последовательной деятельности субъектов, составляющей внутреннее содержание способа.
Глава 1
Каждый объективно сложившийся способ правоприменения характеризуется сложным комплексным характером своего внутреннего содержания. Это означает, что его структуру составляют обособленные по целям и последовательно совершаемые процессуальные действия и операции, объединяемые относительно самостоятельными правоприменительными производствами. Так, в рамках юрисдикционного способа выделяются производства по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских и административных дел, которые, в свою очередь, внутренне ориентированы и подразделяются на учитывание процессуального своеобразия рассмотрения определенных категорий правонарушений, споров, установление фактов и т. д. Существование контрольно-надзорного способа правоприменения, в свою очередь, объясняется наличием значительного числа органов, призванных осуществлять контроль и надзор за правильностью, эффективностью и законностью в деятельности подведомственных им организаций и граждан. И, как отмечают специалисты этой проблемы, в правоприменительной деятельности контрольно-надзорных органов просматриваются основанные на единстве целей комплексы правоприменительных производств принципов и режимов (см.: [6, с. 156-217]), дающие основание говорить о своеобразии особого способа применения права. Комплексный характер способов правоприменения позволяет теоретически обобщить управленческую деятельность многочисленных и разнообразных органов государства и унифицировать приемы и средства практического осуществления своих функций, что является необходимым условием совершенствования деятельности механизма государства. С другой стороны, как это верно отметил В.М. Горшенев, существование комплекса
процедурных и функциональных
правоприменительных
Правоприменительное производство в качестве основного элемента внутреннего содержания способа применения права представляет собой обусловленную единством цели качественно однородную группу процессуально-процедурных действий по властной реализации каких-либо качественно своеобразных материальных правовых норм. Это целенаправленная и ориентированная на конечный юридический результат процессуально урегулированная деятельность, обусловленная потребностями профессиональной специализации труда, соображениями о повышении эффективности правового регулирования. Такое значение, например, имеют: исковое производство в гражданском процессе, производства по делам несовершеннолетних и по применению мер медицинского характера в уголовном судопроизводстве, рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере административного права и т. д.
Комплексный характер основных способов правоприменения основывается также на своеобразии складывающихся в процессе юридической деятельности процессуальных режимов. Каждое правоприменительное производство имеет свой особый режим процессуального оформления прав и обязанностей сторон. Режим создает, таким образом, своеобразную процессуальную атмосферу право-реализации, характеризующуюся степенью или уровнем свободы выражения и осуществления субъективной воли участников процесса. Это особый внутренний настрой правового регулирования, выражающийся в сочетании правовых средств, дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих своеобразие правоприменительного производ-ства(см.: [3, с. 170]). Режимы правоприменительных производств основываются на определенных доминирующих идеях создания особой атмосферы деятельности и учитыва-ния своеобразия правового положения субъектов либо достижения конкретной цели деятельности и могут классифицироваться по различ-
ным критериям. В частности, можно различать: отраслевые и межотраслевые, упрощенные и усложненные, особые и иные режимы правоприменения.
Глава 2.
Каждый основной способ правоприменения
характеризуется особым составом субъектов
и иных участников правоприменительной
деятельности. Так, в классическом юрисдикционном
производстве наблюдается преимущество
судебных органов, рассматривающих гражданские
споры, уголовные и административные правонарушения
в соответствии со своей компетенцией.
Соответственно, исполнительно-распорядительное
правоприменение отличается от иных способов
определяющей ролью органов исполнительной
власти всех уровней механизма государства,
которые в пределах своей компетенции
выносят индивидуальные управленческие
решения по своей инициативе, жалобам
или заявлениям граждан и организаций.
Результатом этого является правоконстатация,
правонаделение, правопризнание, правопрекращение
и иные юридические последствия. Особым
своеобразием субъектов, выражающимся
в их многообразии, характеризуется контрольно-надзорное
правоприменение. В современной России
принято выделять такие формы государственного
контроля, как президентский, парламентский,
Уполномоченного по правам человека, исполнительной
власти, судебный, финансовый виды контроля,
а также в качестве надзорных органов
выделяются органы прокуратуры (см.: [7,
с. 13-15]). В зависимости от компетенции контрольно-надзорных
органов их правоприменительная деятельность
может иметь как внутриведомственный
характер, так и служить основанием для
передачи юридического дела в иные, в частности
судебные, органы. И это позволяет говорить
о том, что контрольно-надзорное правоприменение
может перерастать в юрисдикционное или
исполнительно-
же граждан за их полезную, превосходящую обычные результаты деятельность.
Глава 3.
Каждый способ правоприменения характеризуется своеобразием юридического процесса и процессуального урегулирования властной деятельности субъектов. Понятие юридического процесса для характеристики правоприменительной деятельности является ключевым. Данная теоретическая конструкция включает в себя правоприменительные производства, процессуальные режимы, принципы и стадии в которых выражаются однородной по своему содержанию деятельностью по применению правовых норм. В науке принято выделять такие виды юридического процесса, как правотворческий, учредительный, праворазъяснительный и т. д. (см.: [4, с. 4675; 9, с. 50; 12]). Правоприменительный процесс является наиболее разработанным в науке, но и он нуждается в исследовании с позиций унификации и дифференциации (специализации) своего содержания. В этой связи в теоретической конструкции правоприменительного процесса следует выделять и различать понятия: способ правоприменения, процессуальную форму и процедуру правоприменительной деятельности.
Способ правоприменения выражает организационные особенности деятельности компетентных субъектов по властной реализации норм права. Он производен от компетенции специально созданных для этого субъектов и юридически закрепленных за ними правомочий в сфере правоприменительной работы. Его юридические параметры определяются нормами материального и процессуального права, закрепляющими правовой статус субъектов и процедуру их деятельности. Возникающие в процессе осуществления данными субъектами своих функций правовые отношения, преимущественно процессуального характера, выражают организационные особенности правоприменения и составляют основания и специфику того или иного способа правоприменения. Следовательно, организационные возможности и особенности деятельности властных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных юридических дел, выражающиеся в системе типично однородных правовых отношений, образуют своеобразные способы правоприменения. Все
организаторы деятельности по применению права (следователи, судьи, дознаватели, контролеры, инспекторы и т. д.) используют особые методы, средства, приемы, решения правоприменительных задач в рамках типично складывающихся в каждом способе правовых отношений.
Наряду с организационными особенностями способ правоприменения существенно характеризуется процессуальной формой своего осуществления. С точки зрения общей теории права под процессуальной формой следует понимать «единство совокупности необходимых, однородных требований, предъявляемых к действиям (деятельности) участников процесса и нацеленных на оптимизацию достижения конкретного материально-правового результата» [11, с. 10]. Назначение процессуальной формы состоит в том, чтобы закрепить специфику правового регулирования процессуальной деятельности, основных требований, предъявляемых к порядку и процедуре ее осуществления, оформления и закрепления в процессуальных актах (см.: [10, с. 64]). Это означает, что каждый способ правоприменения основывается на своеобразии внутренне единых процессуальных требований и действий по достижению конечного материального результата. Процессуальная форма внешне дифференцирует и внутренне унифицирует основные способы правоприменения. Именно в этом смысле принято говорить о применении права в форме уголовного судопроизводства, гражданского, административного как наиболее типичных формах процессуальной деятельности. Результатом использования той или иной процессуальной формы в правоприменительной деятельности является объективно складывающийся порядок осуществления субъектами субъективных прав и юридических обязанностей, выражающийся в понятии процедуры. Она акцентирует внимание на процессуальной последовательности правоприменительной деятельности, результатом которой является установленный нормами права порядок выполнения действий и операций по властной реализации права. Процедура в качестве особого понятия иногда употребляется как тождественная юридическому процессу и выражающая его внутреннюю организационную
сторону либо в качестве родового понятия, включающего в себя процессы правотворчества и юрисдикционной деятельности (см.: [18, с. 29-31]). Это последнее мнение, высказанное В.Н. Протасовым, ведет к признанию существования как процессуальных, так материальных процедур и усложняет и без этого достаточно сложную теорию юридической деятельности. Поэтому применительно к теории способов правоприменения целесообразно исходить из понимания процедуры как упорядоченного нормами процессуального права процесса осуществления прав и обязанностей участниками правоприменительных отношений. И в этой связи каждый способ правоприменения характеризуется наличием собственных процедур по властной реализации права, выражающихся в своеобразии процессуальных требований и возникающих на их основе отношений. Процедуры, следовательно, всегда являются процессуальными в том смысле, что они устанавливают своими требованиями необходимый порядок юридически значимой деятельности субъектов в рамках определенных правоприменительных производств, регламентируя тем самым последовательность действий, ведущих к промежуточным и конечным целям.
Глава 4.
Для характеристики отдельных
способов правоприменительной
а) имеют сложный юридический
состав; б) охватывают или включают
в себя соответствующие материально-
в) выглядят в виде действия или события;
г) могут проявляться в виде юридических состояний; д) особой их формой могут быть процессуальные акты - документы (см.: [20, с. 108]). Данный перечень особенностей про-
цессуальных юридических фактов можно дополнить указанием на то, что они могут служить основанием для выделения особых видов правоприменительных способов. Так, например, юрисдикционный способ можно разделить на правоохранительный и исковой в зависимости от обстоятельств, влекущих их возникновение. В правоохранительном правоприменении таким основанием является факт совершенного правонарушения, а в исковом - волеизъявление заинтересованных субъектов, обратившихся с заявлением в судебный орган.
Информация о работе Теория применения права в отечественной юриспруденции