Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа
Общая теория применения права в отечественной юриспруденции получила значительную научную разработку. В частности, довольно основательно исследованы вопросы понятия и основных признаков правоприменения, его стадий и принципов, акты правоприменительной деятельности, ошибки правоприменения (см.: 1; 2, с. 317-349; 9; 14; 16; 17 и др.) и т. д. Вместе с тем продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно исследованными понятие и виды правоприменительных производств, режимов и особенно способов правоприменительной деятельности, что требует, на наш взгляд, специального рассмотрения.
Каждый способ правоприменения имеет свой особый «набор» юридических фактов, управляющих динамикой правоприменительных отношений. При этом юридические факты в структуре метода правоприменения связаны между собой причинно-следственными, субординационными, координационными связями, управляя таким образом развитием процессуальной деятельности по достижению конечного результата. Особое значение в этой связи имеют первоначальные юридические факты, определяющие начало развития деятельности по применению права, и конечные, фиксирующие материально-процессуальный результат всей предыдущей работы. Между ними в каждом способе правоприменения выстраивается особая цепочка промежуточных юридических фактов, управляющих движением процессуальных правовых отношений между участниками процесса. Все это позволяет заметить, что юридические факты, как закрепленные нормами материального и процессуального права жизненные обстоятельства, влекущие за собой правовые последствия, определяют внутреннюю структуру, своеобразный каркас особого способа правоприменения.
Глава 5.
Наиболее ярко и наглядно
способы правоприменительной
властных управленческих актах. Это достигается посредством:
а) рассмотрения дел о правонарушениях и привлечением виновных к юридической ответственности;
б) разрешением споров о праве;
в) восстановлением нарушенного права;
г) властной констатацией наличия или отсутствия у субъектов прав и обязанностей;
д) предоставлением субъектам особых права, льгот, благ в порядке поощрения их положительной деятельности;
е) регистрацией, то есть властным закреплением наличия юридически значимых фактов и состояний.
Таковы основные наиболее
типичные цели, достигаемые с помощью
правоприменительной
Так, государственное реагирование на правонарушения выражается в формировании юрисдикционного способа правоприменения. А поскольку данный способ является наиболее исторически «древним» и впитавшим в себя постепенно накапливаемый опыт рассмотрения споров о праве в судебном порядке, то в его рамках рассматриваются и разрешаются уголовные, гражданские, трудовые, семейные и прочие юридические дела. Можно отметить исторически возрастающую роль юрисдикционного способа в качестве особого инструмента правоприменения, используемого и в тех случаях, когда цели субъектов не могут быть достигнуты использованием
иных способов правоприменения или же результаты их вызывают сомнение и оспариваются сторонами. В этом проявляются не только правоохранительные, но и контрольные и арбитражные функции юрисдикционного способа, обусловленные нацеленностью на поиски истины в юридическом споре и восстановление нарушенного права.
Исполнительно-распорядительный способ правоприменения, характерный для деятельности органов исполнительной власти, выражается во властной констатации прав и обязанностей субъектов путем выдачи им разрешения, согласия, утверждения, признания особого статуса в связи с поступившими заявлениями, жалобами и т. д. Цель данного способа правоприменения состоит в удовлетворении юридически охраняемых (законных) интересов граждан и организаций. Наиболее типичными результатами его являются: назначение гражданам пенсий, пособий, выдача разрешения на занятия определенной деятельностью, ордера на жилье и т. д.
Контрольно-надзорный способ правоприменения ориентирован на достижение цели в виде охраны права от нарушения и восстановление нарушенных прав, а также надлежащее исполнение юридических обязанностей посредством деятельности специально уполномоченных на это органов. Это достигается проверкой законности действий и актов в работе органов механизма государства средствами и процедурами: президентского контроля, парламентского контроля, Уполномоченного по правам человека, контроля органов исполнительной власти, судебного контроля и прокурорского надзора. Результаты контрольно-надзорной деятельности могут ограничиться констатацией в актах контроля и надзора состояния законности в деятельности подконтрольного субъекта либо служить юридическим основанием для перерастания контрольно-надзорного способа применения права в юрисдикционно-охранительный способ (при передаче материалов проверок в органы прокуратуры, МВД, суд) или даже в поощрительное правоприменение на основании выявленных положительных результатов работы. Следовательно, изменение цели властной правореализации влечет за собой возможные изменения в способах правоприменения.
Поощрительный способ применения
права основан на достижении правовыми
средствами цели признания особых заслуг
за определенными субъектами и стимулирования
позитивной социально-полезной деятельности
граждан, должностных лиц и организаций.
Организационно-правовые особенности
данного способа
Цели правоприменительной деятельности сообразны основным ценностям человеческой жизнедеятельности и выделяют в них юридически закрепленные и упорядоченные средства и способы их достижения. В связи с этим вызывает теоретический интерес определение юридической природы организационно-правовой деятельности, в форме которой осуществляется работа государственных, а иногда и общественных организаций и должностных лиц по: регистрации брака, заключаемого гражданами в органах ЗАГСа, выдаче органами внутренних дел разрешения на право ношения оружия, регистрации права собственности в региональных регистрационных управлениях, удостоверительной деятельности государственного и частного нотариата и т. д. Вопрос заключается в том, можно ли подобную деятельность рассматривать в качестве правоприменительной. В.М. Сырых на примере заключения брака органами ЗАГСа
полагает, что подобную деятельность и ее юридические акты не следует рассматривать в качестве правоприменительных, ибо органы ЗАГСа не создают конкретного правоотношения, не предписывают поведение супругам и не влияют на дальнейшее развитие правоотношений (см.: [19, с. 258]). Поэтому, на его взгляд, действия регистрационных органов выполняют лишь функцию контроля за законностью возникающих правовых отношений по воле их участников и являются правовыми, но не правоприменительными.
Однако, как можно заметить,
аргументы В.М. Сырых выглядят не очень
убедительными и весьма односторонними.
Прежде всего действия сторон, требующие
государственной регистрации, становятся
правовыми только после их закрепления,
утверждения, разрешения, санкционирования
и т. д. властной организующей и контролирующей
деятельностью компетентных органов государства.
Регистрационная и удостоверительная
деятельность - это как раз и есть примеры
тех жизненных случаев правоприменения,
когда субъективные права и обязанности
субъектов не могут возникнуть из их односторонних
действий. Эти действия приобретают юридический
характер только после издания управомоченным
на это органом акта применения права.
Неубедительным выглядит и утверждение
В.М. Сырых о том, что органы ЗАГСа не создают
своей деятельностью конкретных правовых
отношений, не влияют на дальнейшее поведение
супругов. Как известно, последствия правоприменения
могут иметь как разовое значение (возмещение
вреда), так и длящиеся во времени права
и обязанности, например, признание судом
у гражданина права собственности на имущество.
Регистрация брака, как впрочем и иные
регистрационноудостоверительны
с другими конкретными
или потенциально возможными субъектами
правовых отношений. Следовательно, заключение
брака порождает
Все это позволяет заключить,
что регистрационно-
в) выражается в издании индивидуальных правовых предписаний; г) порождает конкретные правовые последствия для участников правоприменительных отношений.
Несколько труднее решить
вопрос о том, можно ли отнести
регистрационно-
нии и содержании правоприменительных
актов. Все это высвечивает не вполне однородный
характер и своеобразную «разношерстность»
регистрационно-
Глава 6.
Весьма существенным признаком способа применения права является объективно сложившаяся внутренняя однородность деятельности по применению права. Она определяется общностью цели, на достижение которой направлена властная правореализационная деятельность, и типичным характером используемых при этом средств. Внутренняя однородность каждого способа правоприменения закрепляется нормами процессуального права и воплощается в соответствующих динамике развития правоприменительной деятельности процессуальных производствах, режимах и стадиях. При этом центральными элементами правоприменительного способа выступают процессуальные производства, их количество и качественное своеобразие. Каждому способу правоприменения соответствует свой специфический набор процессуальных производств одного рода деятельности, нацеленных на достижение конечных результатов правоприменения. К тому же однородность процессуальных производств предопределяет-
ся их внутренним содержанием, в качестве основных элементов которого выступают: процессуальные отношения, процессуальное доказывание и процессуальные акты - документы (см.: [20, с. 90]). Именно эти три элемента, дополняемые своеобразием стадий последовательности деятельности и складывающимися при этом режимами, образуют внутреннее содержание каждого способа правоприменения.
Любой способ правоприменения характеризуется внутренним единством однородных процессуальных отношений, добываемых и используемых доказательств, а также издаваемых промежуточных и конечных процессуальных актов. Данные три элемента внутреннего содержания каждого самостоятельного способа правоприменения основываются на принципах типичности, формальной определенности и специализации. Это способствует формированию в рамках каждого способа однородных по содержанию правоприменительных процедур, отражающих специфику правоприменительной деятельности и ее результаты. Процедуры могут быть емкими, развернутыми, и тогда они совпадают по объему с правоприменительными производствами и могут быть фрагментарными, связывающими между собой отдельные правоприменительные действия или определяющие порядок их осуществления (см.: [15, с. 446-447]). И это наводит на мысль о том, что из процессуальных процедур в зависимости от их значения могут со временем вырастать правоприменительные производства и даже более или менее самостоятельные способы правоприменительной деятельности. Особенно наглядно это просматривается в неюрисдикционных способах правоприменения, например, обмен жилыми помещениями, выдача лицензий, назначение пенсий и т. д. Но во всех случаях процессуальные процедуры закрепляют и объединяют в себе однородные по форме и содержанию правоприменительные действия.
Информация о работе Теория применения права в отечественной юриспруденции