Теория применения права в отечественной юриспруденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание

Общая теория применения права в отечественной юриспруденции получила значительную научную разработку. В частности, довольно основательно исследованы вопросы понятия и основных признаков правоприменения, его стадий и принципов, акты правоприменительной деятельности, ошибки правоприменения (см.: 1; 2, с. 317-349; 9; 14; 16; 17 и др.) и т. д. Вместе с тем продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно исследованными понятие и виды правоприменительных производств, режимов и особенно способов правоприменительной деятельности, что требует, на наш взгляд, специального рассмотрения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 42.38 Кб (Скачать документ)

Каждый способ правоприменения имеет свой особый «набор» юридических фактов, управляющих динамикой правоприменительных отношений. При этом юридические факты в структуре метода правоприменения связаны между собой причинно-следственными, субординационными, координационными связями, управляя таким образом развитием процессуальной деятельности по достижению конечного результата. Особое значение в этой связи имеют первоначальные юридические факты, определяющие начало развития деятельности по применению права, и конечные, фиксирующие материально-процессуальный результат всей предыдущей работы. Между ними в каждом способе правоприменения выстраивается особая цепочка промежуточных юридических фактов, управляющих движением процессуальных правовых отношений между участниками процесса. Все это позволяет заметить, что юридические факты, как закрепленные нормами материального и процессуального права жизненные обстоятельства, влекущие за собой правовые последствия, определяют внутреннюю структуру, своеобразный каркас особого способа правоприменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5.

 

Наиболее ярко и наглядно способы правоприменительной деятельности характеризуются наличием особых целей  и конечных результатов. Цели способов правоприменительной деятельности предопределяются управленческой природой правоприменения, которая раскрывает его особую социальную ценность. Правоприменение нацелено на обеспечение управления делами общества в важнейших публично-правовых и частных сферах общественной жизни с помощью издания индивидуальных предписаний, содержащихся во

властных управленческих актах. Это достигается посредством:

а) рассмотрения дел о  правонарушениях и привлечением виновных к юридической ответственности;

б) разрешением споров о  праве;

в) восстановлением нарушенного  права;

г) властной констатацией наличия  или отсутствия у субъектов прав и обязанностей;

д) предоставлением субъектам  особых права, льгот, благ в порядке  поощрения их положительной деятельности;

е) регистрацией, то есть властным закреплением наличия юридически значимых фактов и состояний.

Таковы основные наиболее типичные цели, достигаемые с помощью  правоприменительной деятельности, которые составляют основания для  особых, характеризующихся своим  внутренним своеобразием способов правоприменения. Любая цель есть идеализированный результат человеческой деятельности. Следовательно, цели правоприменения воплощаются в результатах властной реализации правовых норм, хотя и не в полной мере. С позиции общей теории права важно иметь в виду, что целеполагание в сфере правоприменения, прошедшее через сознание и волю правотворческих органов, воплощается в нормативном выборе и закреплении особых приемов и средств организации властной деятельности по рассмотрению и разрешению индивидуальных дел. Каждая специфическая цель правоприменения объективно требует и нормативно получает особые процессуально-процедурные средства своего осуществления.

Так, государственное реагирование на правонарушения выражается в формировании юрисдикционного способа правоприменения. А поскольку данный способ является наиболее исторически «древним» и впитавшим в себя постепенно накапливаемый опыт рассмотрения споров о праве в судебном порядке, то в его рамках рассматриваются и разрешаются уголовные, гражданские, трудовые, семейные и прочие юридические дела. Можно отметить исторически возрастающую роль юрисдикционного способа в качестве особого инструмента правоприменения, используемого и в тех случаях, когда цели субъектов не могут быть достигнуты использованием

иных способов правоприменения или же результаты их вызывают сомнение и оспариваются сторонами. В этом проявляются не только правоохранительные, но и контрольные и арбитражные функции юрисдикционного способа, обусловленные нацеленностью на поиски истины в юридическом споре и восстановление нарушенного права.

Исполнительно-распорядительный способ правоприменения, характерный для деятельности органов исполнительной власти, выражается во властной констатации прав и обязанностей субъектов путем выдачи им разрешения, согласия, утверждения, признания особого статуса в связи с поступившими заявлениями, жалобами и т. д. Цель данного способа правоприменения состоит в удовлетворении юридически охраняемых (законных) интересов граждан и организаций. Наиболее типичными результатами его являются: назначение гражданам пенсий, пособий, выдача разрешения на занятия определенной деятельностью, ордера на жилье и т. д.

Контрольно-надзорный способ правоприменения ориентирован на достижение цели в виде охраны права от нарушения и восстановление нарушенных прав, а также надлежащее исполнение юридических обязанностей посредством деятельности специально уполномоченных на это органов. Это достигается проверкой законности действий и актов в работе органов механизма государства средствами и процедурами: президентского контроля, парламентского контроля, Уполномоченного по правам человека, контроля органов исполнительной власти, судебного контроля и прокурорского надзора. Результаты контрольно-надзорной деятельности могут ограничиться констатацией в актах контроля и надзора состояния законности в деятельности подконтрольного субъекта либо служить юридическим основанием для перерастания контрольно-надзорного способа применения права в юрисдикционно-охранительный способ (при передаче материалов проверок в органы прокуратуры, МВД, суд) или даже в поощрительное правоприменение на основании выявленных положительных результатов работы. Следовательно, изменение цели властной правореализации влечет за собой возможные изменения в способах правоприменения.

Поощрительный способ применения права основан на достижении правовыми  средствами цели признания особых заслуг за определенными субъектами и стимулирования позитивной социально-полезной деятельности граждан, должностных лиц и организаций. Организационно-правовые особенности  данного способа правоприменительной  деятельности закреплены в поощрительных  нормах права и компетенции субъектов, уполномоченных в своей деятельности применять государственные или  общественные меры поощрения. Как отмечает В.М. Баранов, совершенствование правоприменительной  деятельности является одним из важных условий повышения эффективности  действия всей системы поощрительных  норм (см.: [5, с. 122]). И это даст основание  в теоретическом плане обобщить и унифицировать поощрительную  деятельность достаточно многообразных  властных субъектов в понятии  поощрительного способа правоприменения, выделить особые поощрительные процессуальные производства, стадии и режимы в которых осуществляет подобная властная деятельность. Здесь особо рельефно просматриваются проблемы унификации и вместе с тем дифференциации содержания общегосударственного, регионального и внутриведомственного поощрения в рамках правоприменительных отношений.

Цели правоприменительной  деятельности сообразны основным ценностям  человеческой жизнедеятельности и  выделяют в них юридически закрепленные и упорядоченные средства и способы их достижения. В связи с этим вызывает теоретический интерес определение юридической природы организационно-правовой деятельности, в форме которой осуществляется работа государственных, а иногда и общественных организаций и должностных лиц по: регистрации брака, заключаемого гражданами в органах ЗАГСа, выдаче органами внутренних дел разрешения на право ношения оружия, регистрации права собственности в региональных регистрационных управлениях, удостоверительной деятельности государственного и частного нотариата и т. д. Вопрос заключается в том, можно ли подобную деятельность рассматривать в качестве правоприменительной. В.М. Сырых на примере заключения брака органами ЗАГСа

полагает, что подобную деятельность и ее юридические акты не следует  рассматривать в качестве правоприменительных, ибо органы ЗАГСа не создают конкретного правоотношения, не предписывают поведение супругам и не влияют на дальнейшее развитие правоотношений (см.: [19, с. 258]). Поэтому, на его взгляд, действия регистрационных органов выполняют лишь функцию контроля за законностью возникающих правовых отношений по воле их участников и являются правовыми, но не правоприменительными.

Однако, как можно заметить, аргументы В.М. Сырых выглядят не очень убедительными и весьма односторонними. Прежде всего действия сторон, требующие государственной регистрации, становятся правовыми только после их закрепления, утверждения, разрешения, санкционирования и т. д. властной организующей и контролирующей деятельностью компетентных органов государства. Регистрационная и удостоверительная деятельность - это как раз и есть примеры тех жизненных случаев правоприменения, когда субъективные права и обязанности субъектов не могут возникнуть из их односторонних действий. Эти действия приобретают юридический характер только после издания управомоченным на это органом акта применения права. Неубедительным выглядит и утверждение В.М. Сырых о том, что органы ЗАГСа не создают своей деятельностью конкретных правовых отношений, не влияют на дальнейшее поведение супругов. Как известно, последствия правоприменения могут иметь как разовое значение (возмещение вреда), так и длящиеся во времени права и обязанности, например, признание судом у гражданина права собственности на имущество. Регистрация брака, как впрочем и иные регистрационноудостоверительные действия компетентных на это органов, могут порождать как конкретные, так и длящиеся во времени правовые отношения, имеющие значение правовых состояний. Исходя из деления всех правовых отношений на конкретные и общие (общерегулятивные, абстрактные), подобное правоприменение закрепляет конкретный правовой статус субъектов и порождает длящееся во времени состояние правовой связанности инициаторов в издании правоприменительных актов

с другими конкретными  или потенциально возможными субъектами правовых отношений. Следовательно, заключение брака порождает предусмотренные  законом о брачно-семейных отношениях правовые связи между супругами, распространяется на режим пользования  ими совместно нажитым имуществом, определяет положение детей и  т. д. Правовые последствия брака, заключенного посредством правоприменительной  деятельности органов ЗАГСа, очевидны и не должны подлежать сомнению.

Все это позволяет заключить, что регистрационно-удостоверительная  деятельность достаточно многочисленных органов государства по своей  юридической природе имеет правоприменительный  характер, ибо: а) является разновидностью властной организующей работы; б) осуществляется в строго закрепленных законом процессуальных формах;

в) выражается в издании  индивидуальных правовых предписаний; г) порождает конкретные правовые последствия  для участников правоприменительных  отношений.

Несколько труднее решить вопрос о том, можно ли отнести  регистрационно-удостоверительную  деятельность к разновидности особого  основного способа правоприменения. Аргументами, обосновывающими самостоятельность и универсальность данного способа, можно назвать: однородный характер деятельности и типичность внутренних стадий, в которых протекает работа по сбору доказательств, документов, необходимых для вынесения решений по делу; правонаделительные последствия акта применения права; исполнительно-распорядительный статус субъектов правоприменения, создаваемых для этой работы. Думается, что это довольно серьезные и основательные признаки, свидетельствующие в пользу самодостаточности данного способа правоприменения. Вместе с тем имеются и определенные сомнения в том, чтобы категорически настаивать на самостоятельности данного способа. Обращает на себя внимание краткий характер правоприменительной процедуры; решающее значение в системе собираемых доказательств письменных документов; разнообразие процессуальных производств в деятельности отдельных органов; отличительные черты в наименова-

нии и содержании правоприменительных актов. Все это высвечивает не вполне однородный характер и своеобразную «разношерстность» регистрационно-удостоверительного правоприменения. К тому же следует помнить о его связи и производности от исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Исключительно широкая и многообразная сфера компетенции исполнительной власти порождает соответствующее множество правовых процедур, в рамках которых осуществляется властное управление публично значимыми интересами общества. Социальное разнообразие этих интересов не позволяет в полной мере унифицировать правоприменительные процедуры по их удовлетворению, но, тем не менее, создает условие для поиска теоретических моделей оптимальной и эффективной деятельности субъектов правоприменения. И в этой связи теоретические размышления о статусе регистрационно-удостоверительного применения права способны стимулировать обобщение правоприменительного опыта, накапливаемого в различных государственных структурах и его использовании при совершенствовании действующего законодательства и практики деятельности органов государственного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6.

 

Весьма существенным признаком  способа применения права является объективно сложившаяся внутренняя однородность деятельности по применению права. Она определяется общностью цели, на достижение которой направлена властная правореализационная деятельность, и типичным характером используемых при этом средств. Внутренняя однородность каждого способа правоприменения закрепляется нормами процессуального права и воплощается в соответствующих динамике развития правоприменительной деятельности процессуальных производствах, режимах и стадиях. При этом центральными элементами правоприменительного способа выступают процессуальные производства, их количество и качественное своеобразие. Каждому способу правоприменения соответствует свой специфический набор процессуальных производств одного рода деятельности, нацеленных на достижение конечных результатов правоприменения. К тому же однородность процессуальных производств предопределяет-

ся их внутренним содержанием, в качестве основных элементов которого выступают: процессуальные отношения, процессуальное доказывание и процессуальные акты - документы (см.: [20, с. 90]). Именно эти три элемента, дополняемые своеобразием стадий последовательности деятельности и складывающимися при этом режимами, образуют внутреннее содержание каждого способа правоприменения.

Любой способ правоприменения характеризуется внутренним единством однородных процессуальных отношений, добываемых и используемых доказательств, а также издаваемых промежуточных и конечных процессуальных актов. Данные три элемента внутреннего содержания каждого самостоятельного способа правоприменения основываются на принципах типичности, формальной определенности и специализации. Это способствует формированию в рамках каждого способа однородных по содержанию правоприменительных процедур, отражающих специфику правоприменительной деятельности и ее результаты. Процедуры могут быть емкими, развернутыми, и тогда они совпадают по объему с правоприменительными производствами и могут быть фрагментарными, связывающими между собой отдельные правоприменительные действия или определяющие порядок их осуществления (см.: [15, с. 446-447]). И это наводит на мысль о том, что из процессуальных процедур в зависимости от их значения могут со временем вырастать правоприменительные производства и даже более или менее самостоятельные способы правоприменительной деятельности. Особенно наглядно это просматривается в неюрисдикционных способах правоприменения, например, обмен жилыми помещениями, выдача лицензий, назначение пенсий и т. д. Но во всех случаях процессуальные процедуры закрепляют и объединяют в себе однородные по форме и содержанию правоприменительные действия.

Информация о работе Теория применения права в отечественной юриспруденции