Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Целью изучения данной проблемы является рассмотрение исторических типов государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы и преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Исходя из цели исследования, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
Изучить понятие «типология государства». Рассмотреть сходства и различия понятий «типология» и «классификация».
Рассмотреть исторические типы государств, с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
Описать выделяемые типы государств.
Введение. 3
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ. 5
ВИДЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ. 10
Типы государств согласно формационному подходу. 13
Типология государств в цивилизационном подходе. 19
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО. 22
Заключение. 30
Список использованных источников. 32
Более конкретно процесс эволюции государства и права в современной России можно рассмотреть с учётом ряда определённых факторов.
Переход государства и правовой системы из одного качественного состояния в другое отличается сложностью, представляет собой ряд взаимообусловленных стадий, каждой из которых свойственны определённые черты. В научной литературе выделяют три этапа переходного периода Российского государства:
Правовое государство – это такая форма организации деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделения властей и взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
В юридической литературе предлагаются иные, как правило, более лаконичные формулировки правового государства. По мнению А.В. Малько, «правовое государство – такая организация политической власти, которая основана на праве, им ограничивается и через него реализуется»21. А.В. Якушев отмечает: «Правовым называется такое государство, чьё функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека»22. В интересующем нас аспекте отметим: понятие «правовое государство» используется для обозначения желаемой перспективы, определённого идеала современной России в переходном состоянии. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. можно рассматривать как своеобразный ориентир реализации идеи правовой государственности.
В юридической литературе высказано мнение о том, что по ряду формальных юридических признаков Российская Федерация относится к республике смешанного типа23. К основным признакам смешанной (парламентско-президентской республики) относятся: а) президент (глава государства) избирается в результате всенародного голосования и наделён реально большими полномочиями; б) наряду с президентом есть должность премьер-министра, которому также принадлежит ключевая роль в механизме государства, в осуществлении государственной политики; в) и президент и парламент (Государственная дума) участвуют в формировании правительства; г) правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка); д) исполнительная власть как бы «раздваивается» между двумя центрами: президент и его администрация с одной стороны, и премьер – министр и правительство – с другой. Как видно, названные признаки присущи форме правления в современной России. Известно, что форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти. Согласно ст. 1 Основного закона страны, Россия есть федеративное государство с республиканской формой правления24.
Государства отличаются друг от друга не только определёнными формами правления и государственного устройства, но и своими режимами. Государственный режим — это система приёмов, методов, способов осуществления государственной власти в обществе25.
В юридической литературе высказано суждение о том, что у существующего ныне государственного режима России есть элементы авторитаризма26. Назовём в этой связи следующие общие признаки авторитарного режима: а) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов; б) представительные органы власти действуют, но не играют ведущей, приоритетной роли в обществе; в) отсутствие единой идеологии; г) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни; д) доминирование исполнительной власти в системе иных ветвей власти; е) выборы в представительные органы власти отличаются в значительной степени формальным характером; ж) органы государственной власти видят в основном свою роль не в защите конституционных прав граждан, а, прежде всего, в службе президенту, его окружению и др.
Заключение.
Только с помощью изучения теоретических аспектов данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит разделение объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Типология государств – это их специфическая классификация, осуществляемая с позиции двух подходов – цивилизационного и формационного.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Признавался только анализ общественной жизни только как составной части классовой общественно-экономической формации.
Учения цивилизационного подхода напротив, больше опираются на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не вводя её в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу. Такой подход не обращает внимания на важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Цивилизационный подход по своей сущности к изучению типов государств тоже не безупречен, но способен заменить подход формационный, но в определённом сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.
Сущность переходного
периода позволяет утверждать о
наличии специфических черт государства
данного типа, что позволяет отграничивать
его от стабильно функционирующих
государств. Исследование содержания
переходного государства
Исходя из исследования, можно сделать вывод, что на данный момент, в Российской Федерации, посредством конституционного законодательства переходного периода, создаются условия для становления и развития экономической основы нового государственного строя. Идеальной перспективой развития Российской Федерации могла бы послужить схема перехода от социалистического государства, к правовому государству. Принятие Конституции Российской Федерации 1993г. можно рассматривать как своеобразный ориентир реализации идеи правовой государственности.
Список использованных источников.
Нормативно-правовые акты:
Книги:
Статьи:
Диссертации:
Ресурсы Интернет.
1 Философский словарь/под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд.– М.: Республика, 2001. – С. 582.
2 Типология и классификация в социологических исследованиях/под ред. В.Г. Андреенкова. – М.: Наука, 1982 - С. 148
3 Каган М.С. Системное рассмотрение основных способов группировки. – В книге: Философские и социологические исследования/Каган М.С. – Л.: ЛГУ, 1977. (Учёные записки кафедр общественных наук Вузов Ленинграда). - С. 89.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в тридцати девяти томах. В сорока двух книгах. Т. 1./Маркс К., Энгельс Ф. – М.: государственное издательство политической литературы, 1954. - С. 627.
5 Каск Л.И. Функции и структура государства/ Каск Л.И. – Л.: ЛГУ, 1969. - С. 47.
6 Гегель Г. В. Ф. Философия права. Перевод Столпнера Б.Г и Левиной М.И/под ред. Керимова Д.А. и Нерсесянца В.С. – М.: Мысль, 1990. С. 370.
7 Там же. С. 374.
8 Данилевский Н.Я. Россия и Европа/ Данилевский Н.Я. – М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. – С. 586.
9 См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг/ Энгельс Ф. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007г.
10 Ленин В.И. Избранные произведения в четырёх томах/ Ленин В.И. – М.: Издательство политической литературы, 1984.
11 Основы теории государства и права, - М., 1982, С. 23
12 См.: Тойнби А.Дж. Постижение истории/ Тойнби А.Дж. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
13 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 24/ Ленин В.И. – М.: издательство политической литературы, 1975. - С. 17.
14 Общая теория права и государства/под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2001. - С. 286.
15 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в тридцати девяти томах. В сорока двух книгах. Т. 2./Маркс К., Энгельс Ф. – М.: государственное издательство политической литературы, 1954. - С. 137.
16 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник для ВУЗов./ Марченко М.Н. – М.: Проспект, 2011. - С. 107.