Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, реферат
Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных и т.д. Таким образом, главный вопрос типологии государства в их правильной классификации.
Введение………………………………………………………………3
1.Типология государства: понятие и назначение…………………..4
2.Формационный подход………………………………………….....5
3.Цивилизационный подход………………………………………..7
4.Типы государств по отношению к религии………………………8
5.Типология современных государств……………………………..11
Заключение…………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н.Каразина
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Типология государств
(Реферат по
дисциплине – теория
Выполнила
студентка I курса
группы УО-11 Заичко Я. В.
Проверила
преподаватель Жук Н. А.
Харьков - 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Типология государства: понятие и назначение…………………..4
2.Формационный подход………………………
3.Цивилизационный подход………………
4.Типы государств по отношению к религии………………………8
5.Типология современных государств……………………………..11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Особенности государства
конкретного исторического
Особенности
исторических периодов (этапов, эпох) в
развитии государственно-
Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных и т.д. Таким образом, главный вопрос типологии государства в их правильной классификации. На протяжении истории было изобретено много подходов к типам государства и моя задача рассмотреть подходы и оценить их достоинства и недостатки. Сформировались 2 основных подхода в типологии государства: формационный и цивилизационный, а также выделяют типы по отношению к религии и формы современных государств. Именно рассмотрению данных подходов в типологии государства посвящена моя работа.
1.Типология государства: понятие и назначение
История развития государственности насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходным признаками на основании тех или иных факторов.
Типология – учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В данном случае таким сложным объектом выступает государство.
Типология государства –
это научная классификация
Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Особенности государства
конкретного исторического
Существует несколько
критериев классификации
2.Формационный подход
Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
Как объясняет данное научное
направление, любое общество находится
в рамках определенной общественно-экономической
формации и включает два основных
и неравнозначных по характеру компонента.
Первый - экономический базис, который
состоит из системы производственных
отношений и, прежде всего, отношений
собственности. Второй - надстройка, куда
относят общественное сознание, мораль,
право, государство, религию и науку.
В общественно-экономической
В формационной теории большое
значение имеет типология государства,
т.к. природа государств различных
исторических эпох отличается принципиальными
особенностями. Понятие «тип государства»
очень точно выражает исторически
изменяющуюся природу государства,
позволяет достаточно точно определить
характер государства разных эпох истории.
Тип государства – это система
его важнейших сторон и свойств,
порождаемых соответствующей
С позиций формационной теории,
тип государства определяется тем,
какому классу оно служит, а значит,
какому экономическому базису. То есть
тип государства – это тесно
взаимосвязанные черты
Нельзя не принимать во
внимание также и тот факт, что
предлагаемая типология государств
и правовых систем с использованием
общественно-экономической
В отечественной и зарубежной
философской и социологической
литературе используется несколько
вариантов определения и
Наиболее распространенным
и ставшим своего рода классическим
вариантом использования
Согласно этой схеме выделяются
пять общественно-экономических
Наряду с данной схемой,
в научной литературе в последние
годы стала довольно широко применяться
и шестичленная схема деления
всемирно-исторического
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Коммунистический (социалистический) тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
3.Цивилизационный подход
В основе современного цивилизационного подхода к типологии государств (Тойнби, Ростоу и другие) выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами.
В ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют определенные типы государственности.
В соответствии
с периодами исторического
По характеру
организации государственно-
Государства первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) существовали как соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.
Во вторичных
цивилизациях (западноевропейской, североамериканской,
восточноевропейской, латиноамериканской,
буддийской и др.) проявилось отчетливое
различие между государственной
властью и культурно-
К числу достоинств данной
типологии следует отнести
Слабыми сторонами цивилизационного подхода являются:
1. Недооценка
социально-экономических
2. Существование
множества критериев и
3. Отсутствие
собственно юридического
4.Типы государств по отношению к религии
Так же государства можно подразделить на типы по отношению к религии. С этой точки зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
Светское государство-это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. В настоящее время все страны европейской культурной традиции, Россия, ряд стран Юго-Восточной Азии являются светскими. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия должно быть прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам, например объявление религиозного праздника выходным днём вполне допустимо в светском государстве с целью создания комфортных условий для верующей части населения.