Типология государства, соотнесение типа и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание

Предметом исследования в данной работе являются закономерности возникновения, становления, развития и существования различных типов. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы "формообразования", организации и функционирования государства.

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие и виды форм государства……………………………………4
1.1.Форма правления………………………………………………………6
1.2. Форма государственного устройства………………………………12
1.3. Форма политического (государственного) режима………………..15
2 Типология государства, соотнесение типа и формы государства…19
Заключение………………………………………………………………..24
Литература………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

контр. по правоведению.docx

— 44.21 Кб (Скачать документ)

     Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение  Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют  президентские системы правления.

     Парламентская республика - разновидность формы  правления, при которой значительная роль в организации государственной  жизни принадлежит парламенту. Правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые имеют  большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и  контроль исполнительной власти, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений  социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие  должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент Там же. - С. 118.. В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом.

     Иногда  встречаются смешенные формы  правления, парламентско-президентские, которые не укладываются четко в  приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание  президентской и парламентской  властей (Франция). Для республик  смешанного типа правления характерно отсутствие непосредственной юридической  связи между президентом и  правительством. Одним из признаков, присущим республикам смешанного типа правления, является возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта  между органами исполнительной власти и парламентом.

     Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Как  правило, республики представляют более  прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее  управлять социально структурированным  обществом. Форма правления, как  подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и многих иных факторов.

     1.2. Форма государственного устройства

     Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной  власти применительно к территории, внутреннее деление государства  на части и взаимоотношения между  этими частями Комаров, С.А. Общая  теория государства и права. М., 1998. - С. 62-63.. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление  государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения  государства в целом и отдельных  ее частей. Форма государства носит  самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения  и развития государства.

     Как и форма правления, территориальное  устройство также уходит своими корнями  в глубокую древность. Уже древние  восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные  территории и т.д. Имели территориальные  образования и свои органы власти и управления. Собственно, так и  должно было быть при переходе человечества в IV-III тыс. до н.э. к государственной  форме организации общества. Возникновение  первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организации общества.

     По  структуре различаются на: унитарное  государство, федерация, конфедерация.

     Унитарное государство (от лат. - единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности единого гражданства. Малько, В.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.- С. 183.

     Федеративное  государство (от позднелат. - союз, объединение) - сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединялись в общее государство для решения общих долгосрочных задач Комаров, С.А. Теория государства и права. М., 1998. - С. 63.. Федеративная форма правления государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями.

     Одним из формальных признаков федерации  является наличие двойного гражданства. В федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единства, но субъекты федерации могут создавать и  свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется  право принятия собственной конституции. В федерации используется двухканальная  система налогов: федеральные и  налоги субъекта федерации. Главным  вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридическое положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.

     В настоящее время Россия, США, Бразилия Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация  возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 19222 г) либо конституции (как это было в 1878 г. в США).

     Одной из важнейших, хотя менее распространенных по сравнению с другими формами  государственного устройства, является конфедерация. В отечественной и  зарубежной литературе конфедерация как  форма государственного устройства не всегда воспринимается однозначно. Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для  строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер Комаров, С.А. Общая теория государства и  права. М., 1998. - С. 64. . В последующем  конфедерация или перерастет в федерацию (США, Швейцария) или распадется (Австро-Венгрия). Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В качестве конфедерации многие рассматривают Европейский союз.

     Конфедерация  в отличие от федерации - это, как  правило, союз государств, но вместе с  тем представляющий некое государственное  образование, объединение.

     Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит  лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельной  политики не вырабатывают и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления как у государства в целом, так и у его субъектов. Н а федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.

     1.3. Форма политического (государственного) режима

     Понятие "политический режим" обозначает систему приемов, методов, форм, способов осуществления власть-отношений  в социально-политической системе, в роли субъектов которой выступают  государство, общество, отдельные индивиды Там же. - С. 65..

     Как и другие составные части формы  государства - форма правления и  форма государственного устройства, государственный режим имеет  непосредственную связь с властью. Однако от них он не ассоциируется  напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной  власти или организацией верховной  власти в государстве, как это  имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением  государства, административно-территориальной  и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в  форме государственного устройства. Государственный режим выступает  как реальное проявление организационно-оформленной  власти, как процесс ее функционирования.

     Истории известны два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический: тоталитарный и авторитарный.

     Демократический политико-государственный режим - это  совокупность способов осуществления  государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства Там же. - С. 66.. Характерными признаками демократического режима являются: 1) основным источником власти в государстве являются граждане; 2) в государстве отсутствует единая, обязательная для всех государственная идеология; 3) существование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политический орган относительно независимый от государства; 4) наличие у индивида комплекса неотъемлемых "абсолютных" прав и свобод, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах; 5) в демократическом, правовом государстве человек должен подвергаться только ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе; 6) наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.).

     Антидемократический политико-государственный режим  -это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства. В процессе характеристики антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарный и авторитарные политические режимы.

     Тоталитарный  режим является, как правило, порождением XX в., это фашистские государства, социалистические государства периодов "культа личности". Сам термин появился в конце 20-х  годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических  государств и искали четкое определение  социалистической государственности  Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004.- С. 278.. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

     Тоталитарный  режим характеризуется следующими отличительными чертами: 1) в условиях тоталитарного режима государство  полностью подчиняет себе общество; права и свободы отодвигаются на второй план по отношению к государственным  интересам; 2) государственную власть осуществляется от имени части общества (класса, сословия, иногда от имени конкретной личности); 3) в основе тоталитарного  режима лежит единая государственная  идеология, насильственно навязываемая всему обществу; 4) управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практически полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития; 5) государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер; правомерным поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда знаменитый тезис "кто не работает - тот не ест"); 6) государство - орган, творящий право; понятия право и закон тождественны; 7) в качестве методов государственного управления используются административный и судебный произвол, а в ряде случаев - открытый государственный террор; 8) тоталитарное государство не учитывает особенностей религиозных убеждений населения; 9) тоталитаризм характеризуется всеохватывающей милитаризацией общественной жизни, развитым военно-промышленным комплексом, довлеющим над мирной экономикой.

     Авторитарный  политический режим он рассматривается  в качестве своеобразной промежуточной  формы между демократическим  и тоталитарным режимом. При этом возможен переход как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Основным признаками авторитарной формы политического режима выделяются: 1) сосредоточение всех властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (властной элиты); 2) бессрочность исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой власти; 3) юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения; 4) внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой; первая регулирует взаимоотношения среди представителей властной элиты, вторая - обеспечивает регуляцию общественных отношений среди подвластных; 5) допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.); 6) определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении гражданского общества; 7) жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере; 8) активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов (административный и судебный произвол, политический террор).

     Политический (государственный) режим как свойство формы государства обладает достаточно высокой степенью самостоятельности. Через него правящие силы всегда имеют  возможность, не затрагивая формальных устоев правления и устройства, приспособить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране.  
 
 
 
 
 

     2 Типология государства, соотнесение  типа и формы государства.

     Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

     Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

     Подходы к типологии государств:

     1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

     2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Информация о работе Типология государства, соотнесение типа и формы государства