Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа
Цель настоящего исследования – анализ современных подходов к типологии государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:
обобщить современный научный материал, касающийся проблем типологии государства, привлекая данные, полученные такими науками как история, социология, философия, политология, сосредоточив внимание па нерешенных и дискуссионных вопросах;
изучить характеристику формационного подхода;
выявить положительные и отрицательные стороны формационного подхода;
рассмотреть характеристику цивилизационного подхода, теорий его основоположников
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Типология государства. Формационный подход…………………7
Характеристика формационного подхода………………………………..7
Достоинства и недостатки формационной концепции………………...12
Глава 2. Типология государства. Цивилизационный подход…………….19
2.1. Характеристика цивилизационного подхода……………………………..19
2.2. Достоинства и недостатки цивилизационной концепции……………….25
Глава 3. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к типологии государства…………………………………………………………..29
3.1. Интегративный подход…………………………………………..…………29
3.2. Проблемы типологии государства. Теория современного государства....31
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………..……………………...35
В настоящее время в цивилизационной концепции преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство.
Одной из наиболее распространенных
и характерных для этого
К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.
Вторая стадия – это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.
Третья стадия – «сдвиг», «взлет» научно-технического развития, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости». В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.
Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».
Также цивилизационный подход к типологии государства связывают с именем английского ученого-историка А. Тойнби. Он подходит к исследованию истории как совокупности человеческих отношений, так как ее подлинный предмет – жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин, а внешняя – это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве.
А. Тойнби пишет, что культурный
элемент представляет собой душу,
кровь, лимфу, сущность цивилизации; в
сравнении с ним экономический
и тем более политический планы
кажутся искусственными, несущественными,
заурядными созданиями природы и
движущих сил цивилизации. Понятие
цивилизации он сформулировал как
относительно замкнутое и локальное
состояние общества, отличающееся общностью
религиозных, психологических, культурных,
географических и иных признаков, два
из которых остаются неизменными: религия
и формы ее организации, а также
территориальный признак. «Исследуя
основания каждого отдельного общества,
в одних случаях мы обнаруживаем,
что оно состоит в сыновнем
родстве с более древним
Эти общества принято называть цивилизациями (полностью независимых – около десяти), в отличие от примитивных обществ (около 650), которые обладают сравнительно короткой жизнью, ограничены территориально и малочисленны. Жизнь цивилизаций, наоборот, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ – иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ.
Из 21 цивилизации, считает
А. Тойнби, сохранились лишь те, которые
смогли последовательно освоить
жизненную среду на основе разделения
труда, приобщиться к социальным
ценностям на базе социального подражания,
перейти из статического состояния
в динамическое и развить духовное
начало во всех видах человеческой
деятельности (египетская, китайская,
иранская, сирийская, мексиканская, западная,
дальневосточная, православная, арабская
и т.д.). Каждая цивилизация придает
устойчивую общность всем государствам,
существующим в ее рамках. Интересно,
что А. Тойнби характеризует и
альтернативный способ возникновения
цивилизации – «через отчуждение
пролетариата от правящего меньшинства
ранее существовавших обществ, утративших
свою творческую силу. Правящее меньшинство
такого рода обществ статично, и
отделение пролетариата представляет
собой динамическую реакцию именно
на эту статичность, что в конечном
счете оказывается главным
Представляется, что понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.
Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную – во всем многообразии общественных связей. Причем в рамках этого подхода тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.
В самом общем виде феномен
цивилизации можно
В рамках цивилизационной типологии Тойнби тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. В частности, он пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации, в сравнении с которыми экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Цивилизацию ученый характеризует как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизмененными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло.8
Таким образом, цивилизационный подход позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих интересов. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые при всем их различии имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого. Вместе с тем множественность оценочных критериев, используемых различными авторами для анализа той или иной цивилизационной формы, обуславливает неопределенность данного подхода, усложняет его применение в научно-исследовательском и учебном процессе.
Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии.
В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются:
1) в отношениях между обществом (государством) и природой;
2) в межгосударственных отношениях;
3) в их взаимоотношениях с обществом;
Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации.
Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.
Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер.
Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры.
Отличительной особенностью
этих обществ было соединение государства
с религией в политико-религиозном
комплексе, где государство –
более чем государство. Религия
же прямо включает в себя обожествленного
правителя, т.е. государство в культе
вождя, фараона, раджи, микадо и т.д.
В первичных восточных
Вторичные цивилизации –
это западноевропейская, восточноевропейская,
североамериканская, латиноамериканская,
буддийская и др. В них проявилось
отчетливое различие между государственной
властью и культурно-
Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.10
2.2. Достоинства и недостатки цивилизационной концепции
Исследование цивилизационного подхода также определило ряд недостатков данного подхода. Цивилизационная теория основывается на отнесении государства к конкретной цивилизации. Необходимо отметить, что в науке отсутствует общепризнанное определение базового понятия «цивилизация». Научное историческое наследие насчитывает немало, в том числе взаимоисключающих, определений.
На основании проведенного анализа существующих понятий выделим несколько направлений в понимании этого социального феномена.
Во-первых, цивилизация определяется как культурно-духовная единица, которая является или государством, или входит в его состав наряду с другими культурно-духовными единицами, или поглощает в себя несколько государственных образований (А. Тойнби, Л.И. Рейснер, С. Хантингтон, В.Е. Лиманский и др.). Согласно данному направлению цивилизацией является общественная организация, имеющая собственную социокультурную систему, которая носит приоритетный характер среди иных детерминантов её развития (экономических, политических и т.д.). Во-вторых, цивилизация определяется как стадия развития человеческого общества. (О. Шпенглер, Л.И. Новикова, М.П. Глебочкин и др.). В отличие от первого направления, где культура носит приоритетный характер по сравнению с иными составляющими общественной системы, во втором направлении авторы концепций учитывают политические, экономические, природно-климатические и иные факторы. В третьем направлении цивилизация сопоставляется с особенностями деятельности индивида, общества (Ю.Ф. Кожурин, Л.И. Семеникова и др.).11
Проблема многообразия определений
рассматривается учеными с
Отсутствие единого понимания рассматриваемой категории предопределяет ряд недостатков цивилизационного подхода. Многочисленность трактовок вызывает проблемы не только онтологического характера при определении содержания самого понятия «цивилизация», но и проблемы методологического плана (какое явление типологизируется в рамках цивилизационного подхода).
Отсутствие единого понимания
базовой категории в
Некоторые современные ученые
формируют собственные
Критерии цивилизационного подхода к типологии государства не отражают сущности самого государства – политической власти. В них практически отсутствуют или мало используются основания, раскрывающие особенности государственного аппарата управления. Такая типология не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к ней как к методу систематизации научного знания.
Анализ цивилизационных концепций показал, что, как правило, в них особая роль отводится культурно-духовному аспекту: именно культура влияет на способность существования того или иного общества. Выдвигаемые идеи необходимости сохранения самобытной культуры, соблюдения морально-духовных принципов при осуществлении общественных дел особенно актуальны в современной политике.
Использование культурно-духовного аспекта в цивилизационном подходе имеет большое значение с методологической точки зрения. Культура представляет тот информационный ресурс, который позволяет не только судить о социальной системе конкретного общества в определенный исторический период, но и увидеть отличительные черты зарождения, развития и функционирования каждого государства.12