Типы государств. Понятие и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 02:36, реферат

Описание

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.

Содержание

Введение
1.Классификация типов государства.
2 Понятие и признаки правового государства
3. Практика становления правового государства в России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Office Word (2).docx

— 38.12 Кб (Скачать документ)

· Социальная и  юридическая защищенность личности.

Кроме этого  иногда выделяют также и другие признаки правового государства:

· Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного  регулирования в системе государственных  институтов;

· Наличие развитого  гражданского общества;

· Создание антимонополистических  механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном  звене или институте;

· Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

· Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов  и контроль за формированием и  выражением законодательной воли в  законах;

· Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

· Правовая защищенность всех субъектов социального общения  от произвольных решениях кого бы то ни было;

· Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения  правовой государственности;

· Соответствие законов праву и правовая организация  системы государственной власти;

· Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки правового  государства отражают основные его  черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Формирование  идеи правового государства

Идея о возможности  построения правового государства  возникла во времена античности. Философ  Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались  правители, а во втором - законы. И  нужно стремиться к этому. Государство  будет процветать, «если закон  владыка над правителями, а они  его рабы». Другой античный философ  Аристотель полагал, что в правильно  устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они  могут быть подвержены страстям, закон  же «уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства  люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство  неуверенности. При образовании  государства, люди отдали ему часть  своих прав, чтобы государство, установив  законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных  концепций правового государства  лежали идеи французского правоведа  Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический  императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью  и не должен быть инструментом в  чьих-либо намерениях. Государство  должно опираться на право и согласовывать  с ним все свои действия. По определению  Канта «право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого  с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления  законом, гарантируемый статус собственности  и личных прав индивида, равенство  членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную  организацию государства.

В истории русской  правовой мысли первым идею правового  государства сформулировал М.М. Сперанский в подготовленной им для Александра I записке «Введение к изложению  государственных законов» подчеркивалось:

- Государственная власть должна быть построена на прочной конституционной основе;

- Государственная власть должна действовать строго в пределах очерченных законом;

- Правовое государство - гарант безопасности, свободы гражданина;

- Законы существуют для обеспечения безопасности людей, имущества. Последнее - естественное право, неотъемлемое достояние человека, входящего в общество;

- Неприкосновенность человека и имущества - суть гражданской свободы, которая имеет два главных вида: свободу личную и имущественную;

- Содержание личной свободы сводится к следующему: а) никто не может быть наказан; б) никто не обязан отправлять на службу, иначе как по закону;

- Содержание вещественной свободы состоит в том, что: а) всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; без суда собственности лишен быть не может; б) никто не обязан ни отправлять вещественной службы, ни платить повинностей иначе, как по закону или по условию, а не по произвол другого;

- Принцип разделения властей - условие подчинения власти праву, т.е. закону («…нельзя основать правление на законе, - писал он, - если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его»);

- Децентрализация законодательной власти как важнейшее условие, гарантия от произвола исполнительной власти (т.е. наряду с Государственной думой необходимо создавать и думы местные на различных уровнях).

Сейчас государственные  деятели и правоведы говорят  о построении правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип  государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство - это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

Разделение  властей

Согласно теории разделения властей, выдвинутой в XVIII в. Ш. Монтескье, государственная власть делится на исполнительную, законодательную  и судебную. Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство -- механизм согласования неизбежно различных  потребностей и интересов граждан  и их организаций в целях обеспечения  общего блага. Одной из основополагающих целей правления является защита и поощрение прав человека и основных его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и  справедливость, “основанную на признании  и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую  учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение.”  При этом к элементам справедливости относятся: свободные периодические  выборы; представительная по своему характеру  форма правления, при которой  исполнительная власть подотчетна избранным  законодательным органом или  избирателям; обязанность органов  государственной власти соблюдать  конституцию и действовать совместимым  с законом образом; четкое разделение между государством и политическими  партиями; деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной  законом; вооруженные силы и полиция  находятся под контролем гражданских  властей и подотчетны им; права  человека и основные свободы гарантируются  законом и соответствуют обязательству  по международному праву и др.

Элементом механизма  государственной власти является человек -- субъект государственной власти. Элементы механизма различным образом  объединяются, формируя институты. Институты  государственной власти формируются  на основе разделения властей -- структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля. Это принцип  был сформулирован в 1748г. Монтескье. Разделение властей представляет собой  гораздо больше, чем просто обеспечение  разделения государственных органов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. Джеймс Мэдисон -- главный “архитектор” Конституции США -- говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти «не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободной правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом». В классическом варианте механизм государственной власти представлен парламентом, президентом и органом конституционной юрисдикции.

Законодательная власть является представительной властью. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности  представительных органов в механизме  государственной власти. Однако, имеются  сущностные и политико-юридические  ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности, определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву -- конституции.

В отличие от законодательной власти, исполнительная власть, по своей сути, вторична. Задачи исполнительной власти остаются неизменными  по своей природе и состоят  в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно  с этим частных вопросов. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих  органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда и название власти -- исполнительная. Судебная власть в механизме разделения властей  играет особую роль. Прежде всего в  целях максимально возможного разграничения  властей предполагается, что судебные органы не занимаются спорами, разрешение которых отнесено к компетенции  законодательной и исполнительной властей. В то же время, решающее значение Верховного Суда определяется его функцией конституционного надзора. Смысл и  назначение такого надзора состоят  в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и нарушения  законов, нарушающих права граждан.

Верховенство  закона

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы  людей является закон. В законах  государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные  потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные  акты, тем более ведомственные, при  необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Основной закон  государства - это Конституция. В  ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой  общую правовую модель общества, которой  должно соответствовать все текущее  законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить  Конституции.

Верховенство  закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого  правового порядка в обществе.

Права и свободы человека

Правовое государство  немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции  России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так  и называется “Права и свободы  человека и гражданина”. В этой главе  утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и  не могут быть никем нарушены. В  Российской Федерации “все равны  перед законом и судом” независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Каждый гражданин  РФ имеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто  не может быть основанием для его  умаления”. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей  чести и доброго имени, тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода  совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода  деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право  избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом  охраняются право частной собственности  и право наследования. Каждый имеет  право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под  защитой государства”. Каждый имеет  право на жилище, охрану здоровья и  медицинскую помощь, образование. Каждому  гражданину России гарантируется государственная  защита его прав и свобод. В этой же главе отражены некоторые принципы правосудия: презумпция невиновности, невозможность осуждения дважды за одно и то же преступление.

Вопрос о реальности прав и свобод человека является одним  из важнейших на данном этапе развития нашего общества. Абсолютной свободы  не может быть, так как государство  и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе  приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать  свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу  одних и увеличит возможности  других. Природное стремление человека не дать другим того, что он не может  взять сам, приводит к ограничению  своей свободы только из желания  ограничить свободу и другим. Появление  конституционных законов и понятия  равенства всех перед законом  делает возможным насильно уравнять всех с помощью благого лозунга  равенства. После этого человек  “изобретает” такое понятие, как  права и свободы, которые должны всеми соблюдаться. Условно можно  выделить два типа равенства: равенство  в слабости и равенство в силе. Так как в большинстве случаев  призывы к равенства слышатся от слабых, то в большинстве случаев  после установления этого равенства  получается равенство в слабости.

Информация о работе Типы государств. Понятие и признаки правового государства