Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 02:36, реферат
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.
Введение
1.Классификация типов государства.
2 Понятие и признаки правового государства
3. Практика становления правового государства в России
Заключение
Список литературы
· Социальная и юридическая защищенность личности.
Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства:
· Сосредоточение
всех прерогатив государственно-властного
регулирования в системе
· Наличие развитого гражданского общества;
· Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
· Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
· Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;
· Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
· Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;
· Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;
· Соответствие
законов праву и правовая организация
системы государственной
· Единство прав и обязанностей граждан.
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.
Формирование идеи правового государства
Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы». Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».
Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».
В основе современных
концепций правового
В истории русской правовой мысли первым идею правового государства сформулировал М.М. Сперанский в подготовленной им для Александра I записке «Введение к изложению государственных законов» подчеркивалось:
- Государственная власть должна быть построена на прочной конституционной основе;
- Государственная власть должна действовать строго в пределах очерченных законом;
- Правовое государство - гарант безопасности, свободы гражданина;
- Законы существуют для обеспечения безопасности людей, имущества. Последнее - естественное право, неотъемлемое достояние человека, входящего в общество;
- Неприкосновенность человека и имущества - суть гражданской свободы, которая имеет два главных вида: свободу личную и имущественную;
- Содержание личной свободы сводится к следующему: а) никто не может быть наказан; б) никто не обязан отправлять на службу, иначе как по закону;
- Содержание вещественной свободы состоит в том, что: а) всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; без суда собственности лишен быть не может; б) никто не обязан ни отправлять вещественной службы, ни платить повинностей иначе, как по закону или по условию, а не по произвол другого;
- Принцип разделения властей - условие подчинения власти праву, т.е. закону («…нельзя основать правление на законе, - писал он, - если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его»);
- Децентрализация законодательной власти как важнейшее условие, гарантия от произвола исполнительной власти (т.е. наряду с Государственной думой необходимо создавать и думы местные на различных уровнях).
Сейчас государственные
деятели и правоведы говорят
о построении правового государства,
как о цели, к которой надо стремиться.
Наиболее экономически развитые страны
как США, Франция, Англия ближе всех
к построению правового государства.
Но и там не решены многие проблемы:
существуют нарушения прав личности,
дискриминация отдельных
Разделение властей
Согласно теории
разделения властей, выдвинутой в XVIII в.
Ш. Монтескье, государственная власть
делится на исполнительную, законодательную
и судебную. Государство является
одновременно и аппаратом насилия,
принуждения граждан, и механизмом
обеспечения общего блага. Соответственно,
современное государство -- механизм
согласования неизбежно различных
потребностей и интересов граждан
и их организаций в целях
Элементом механизма
государственной власти является человек
-- субъект государственной
Законодательная власть является представительной властью. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако, имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности, определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву -- конституции.
В отличие от
законодательной власти, исполнительная
власть, по своей сути, вторична. Задачи
исполнительной власти остаются неизменными
по своей природе и состоят
в исполнении поручений, данных ей носителями
власти, и в разрешении сообразно
с этим частных вопросов. Исполнительная
власть носит подзаконный характер.
Все действия и акты соответствующих
органов основываются на законе, не
должны ему противоречить, направлены
на исполнение закона. Отсюда и название
власти -- исполнительная. Судебная власть
в механизме разделения властей
играет особую роль. Прежде всего в
целях максимально возможного разграничения
властей предполагается, что судебные
органы не занимаются спорами, разрешение
которых отнесено к компетенции
законодательной и
Верховенство закона
В системе правовых
ценностей высшей формой выражения,
организации и защиты свободы
людей является закон. В законах
государство устанавливает
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
Права и свободы человека
Правовое государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так и называется “Права и свободы человека и гражданина”. В этой главе утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и не могут быть никем нарушены. В Российской Федерации “все равны перед законом и судом” независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления”. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”. Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование. Каждому гражданину России гарантируется государственная защита его прав и свобод. В этой же главе отражены некоторые принципы правосудия: презумпция невиновности, невозможность осуждения дважды за одно и то же преступление.
Вопрос о реальности
прав и свобод человека является одним
из важнейших на данном этапе развития
нашего общества. Абсолютной свободы
не может быть, так как государство
и общество также обладают свободой.
Стремление человека к абсолютной свободе
приводит к злоупотреблению правом.
Соответственно человек вынужден ограждать
свою свободу, так как если он не
будет ограждать ее, то это приведет
к свободе сильного над слабым,
что естественно ограничит
Информация о работе Типы государств. Понятие и признаки правового государства