Примером тому
может служить Октябрьская революция,
когда демагогические призывы большевиков
всколыхнули массу беднейшего населения
страны, которое истребило всю
богатейшую часть населения, оставшись
тем самым без работодателей,
а соответственно без зарплаты, без
средств к существованию. В результате
мы получили богатейшее в мире государство
с беднейшим в мире населением.
Сейчас, делая попытки выровнять
всех в их правах, опять подразделяется
весь мир на “богатых”, которые
нарушают эти права, которых все
мы считаем какими-то мафиози, и “бедных”,
о которых некому позаботиться. Причины
неисполнения законов мы привыкли видеть
в чем угодно: в социалистическом
наследии, в мафии, в коррупции, но
никто не хочет признать того, что
именно он первый не исполняет законы,
потому что либо не знает их, либо просто
не в состоянии исполнить их. Свобода человека
может стать только тогда реальной, когда
каждый человек начнет соблюдать и уважать
свободу другого.
Взаимные
обязанности личности
и государства
Взаимные права
и обязанности государства и
личности составляют один из признаков
правового государства. Государство
и личность взаимосвязаны и взаимозависимы:
государство не может существовать
без личности, а личность -- без
государства. Правовое государство
обеспечивает личности защиту ее прав
и свобод, защиту от антисоциальных
элементов, предоставляет возможность
участвовать в общественной жизни страны.
Личность обеспечивает государству его
существование, развитие и процветание.
В правовом государстве именно личность
является основой всего, а свобода и независимость
личности стоят на первом месте в системе
ценностей государства. При этом стоит
помнить, что свобода в правовом государстве
- это не свобода делать то, что хочется,
а свобода делать то, что может и должно
пойти на пользу обществу и государству.
Свобода в правовом государстве -- это
осознанная необходимость, она ограничивается
самими людьми, чтобы дать такую же степень
свободы и другим людям. В сущности в правовом
государстве основной идеей существования
человека должен стать “разумный эгоизм”
-- я делаю то, что я хочу делать, но при
этом мои дела не должны вредить другим
людям. Свобода в правовом государстве
является ограниченной только для того,
чтобы все люди смогли ею воспользоваться.
В правовом государстве должен обязательно
соблюдаться принцип формального равенства
-- все равны перед законом. Соблюдение
этого принципа ведет к ограничению свободы
одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться
другие. “...Где нет принципа формального
равенства, там нет и права как такового”.
А где нет права, там не может существовать
и правовое государство. Правовое положение
и взаимоотношения всех субъектов общественной,
политической и государственной жизни
должны быть четко определены правовыми
законами, защищены и гарантированы всей
конструкцией правовой государственности.
Если не определено правовое положение
хотя бы одного субъекта не определено
или определено не четко, то это создает
поле для злоупотреблений, игнорирования
правовых начал, а если правовые начала
игнорируются в одном звене, они немедленно
нарушаются и в других звеньях.
Правовой характер
взаимной ответственности государства
и личности - это важная составная
часть складывающегося в обществе
права.
3.
Практика становления
правового государства
в России
Россия на сегодняшний
день считается правовым государством,
что закреплено в статье 1 Конституции
РФ. Под правовым государством обычно
понимается “практический институт
обеспечения и защиты свободы, чести
и свободы личности, средство борьбы
с бюрократией, местничеством и
ведомственностью, форма существования
народовластия”. Если следовать этому
определению, то Россия не может являться
правовым государством, так как на
данный момент Россия является чисто
бюрократическим государством. Бюрократическая
машина мешает в полной мере защите
свобод граждан, осуществлению народовластия.
Государство, по своей структуре
являющееся бюрократическим, не может
эффективно бороться с бюрократией,
так как это был бы полный абсурд:
борьба бюрократии с бюрократией. Для
создания правового государства
нужны соответствующие условия
и первое из них -- наличие развитого
гражданского общество, то есть как
раз то, чего России в первую очередь
не хватает. В России есть парламент,
есть более или менее демократическая
Конституция, органы конституционного
контроля, развитая судебная система,
но отсутствует гражданское общество,
все ветви власти являются более
или менее зависимыми от исполнительной
власти, которая по идее должна просто
исполнять постановления других
властей, нет реальной защиты прав и
свобод граждан, так как суд не
возвышен до некоего образца, средства
обеспечения правовой государственности.
Отсутствие всего выше перечисленного
мешает построению правового государства
в России.
Проблемы теории
Идея правового
государства в нашей стране развивалась
очень непросто. После революции
1905 - 1907 начался переход к конституционному
строю, что в некоторой степени
означало переход к формированию
правового государства. Однако после
1917 года, когда было создано советское
государство, идея правового государства
была отброшена. В конце 1980-х - начале
1990-х годов, в период широкомасштабных
реформ во всех сферах государственной
и общественной жизни, идея построения
правового государства оказалась
в центре политической и государственно-правовой
мысли, а затем получила конституционное
закрепление. Статья 1 Конституции РФ
1993 года провозглашает Российскую Федерация
демократическим федеративным государством
с республиканской формой правления.
Однако следует различать концепцию
правового государства, официально
признанные принципы правового государства
и существующую государственно-правовую
реальность. Конституционное провозглашение
правового государства ещё не
означает, что правовое государство
в нашей стране уже построено.
До настоящего времени в нашей
стране верховенство права и верховенство
закона ещё не стали незыблемыми
принципами деятельности государственных
органов, законы (даже хорошие, правовые)
не всегда должным образом реализуются,
имеют распространение произвол
чиновников. Зачастую грубо нарушаются
права и свободы человека, не всегда
обеспечивается их эффективная защита.
Недостаточно развито гражданское
общество, невысока правовая культура
в обществе, имеет распространение
правовой нигилизм граждан. Путь России
к правовому государству долог
и непрост, для построения правового
государства необходимо создать
должную правовую базу, завершить
судебную реформу, преодолеть упомянутые
негативные явления. Однако идея правового
государства и её конституционное
закрепление побуждают совершенствовать
существующее государство, правовые нормы,
существующий правовой порядок, общественные
отношения и в целом содействуют
социальному прогрессу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая, можно
сказать, что в основе организации
и деятельности правового государства
лежит принцип разделения властей:
законодательной, исполнительной и
судебной. Каждая власть осуществляет
свои строго очерченные функции. И вместе
они сдерживают и уравновешивают
друг друга, обеспечивая тем самым
гарантию против нарушения демократических
норм и злоупотребления властью.
А, кроме того, сами граждане через
всеобщую избирательною избирательную
систему имеют возможность контролировать
власти и в случае необходимости
корректировать их действия.
Государственная
власть в правовом государстве подзаконна.
Ее подзаконность дополняется признанием
за отдельной личностью неотъемлемых
и неприкосновенных прав, предшествующих
самому государству. Неприкосновенность
личности обеспечивается законом. Правовое
государство имеет ряд общих и объединяющих
всех членов гражданского общества правовых
основ, которые по своей сути носят надклассовый
и обще человеческий характер.
Итак, правовое
государство обеспечивает:
1. Верховенство
закона во всех сферах общественной
жизни.
2. Реальность
прав личности, создание условий
для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность
государства и личности
4. Прочный режим
законности и стабильности правового
порядка.
Идеи правового
государства необходимы, важны сегодня.
Они позволяют высказать прогнозы
о будущем развитии нашего государства.
И эти прогнозы, несмотря на то, что
они могут сбыться не скоро, как
бы организуют настоящее, ориентируют
на правильные практические действия.
С точки зрения теории правового
государства можно провести переоценку
прошлого политико-правового опыта,
оценить настоящее. Уместно заметить
в этой связи, что о правовом государстве
сегодня говорят многие государственные
деятели, не имея достаточно четкого
представления о том, что это
такое. Утверждения типа «Россия
есть правовое государство» не следует
принимать на веру. В работе были
рассмотрены исходные теоретико-правовые
положения, характеризующие правовое
государство. Это оправдано в
связи с тем, что названное
понятие вошло в лексикон отечественной
теории государства и права, закреплено
Конституцией Российской Федерации.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция
Российской Федерации. 1993.
2. Хропанюк В. Н.
Теория Государства и Права. - М., 1995.
3. Введение в
политологию. Гаджиев К.С., Каменская
Г.В. и др. М., 93
4. Алексеев С.С.
Общая теория права. М., 1994.
5. Батурин Ю.М.,
Лившиц Р.З. Социалистическое
правовое государство: от идеи
к осуществлению. М., 1989.
6. Конституции
буржуазных государств. -- М.: Юридическая
литература, 1982.
7. Монтескье
Ш.Л. Избранные произведения. -- М.:
Политиздат, 1955.
8. Нерсесянц В.С.
Право и закон. М., 1992.
9. Общая теория
права и государства. Под ред.
В.В.Лазарева. -- М.: Юрист, 1994.
10. Право и
власть. М., 1990.
11. Социалистическое
правовое государство: проблемы
и суждения. М., 1989.
12. Теория государства
и права. -- Л.: ЛГУ, 1987.
13. Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М., 1993.
14. Хутыз М.С., Сергейко
П.Н. Энциклопедия права. М., 1995.