Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа
Введение
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства. Управление обществом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функци
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Типология государств………………………………………………………….4
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств………….4
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств…………………5
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств………………………..9
1.4 Современные подходы к типологии государств………………………....10
Глава 2. Форма государства……………………………………………………………16
2.1 Понятие и виды форм государственного правления…………………….16
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства……………………21
2.3 Понятие и виды форм государственного режима………………………..25
В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется «совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы»3. «Исторический тип государства (или права) это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам) единой общественно – экономической формации4. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью5.
Так, Г.Еллинек писал, что “несмотря на постоянное развитие и преобразования, можно, однако, установить некоторые прочные признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. «Он подразделяет все государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных, реально существующих государств друг с другом.
Английский
ученый А.Тойнби развил и конкретизировал
понятие цивилизации, под которым он понимал
относительно замкнутое и локальное состояние
общества, отличающееся общностью культурных,
экономических, географических и других
факторов.
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор, как многоукладность.
Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы антагонизмы.
В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров, над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности: демократия и автократия. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер. Он делит все государства на два типа:
Немецкий
ученый Р.Дарендорф, подразделяя все государства
на демократические и антидемократические,
делал вывод, что в результате постепенной
демократизации общество классовой борьбы
становится обществом граждан, в котором
хотя и нет недостатков в неравенстве.
но создана общая для всех основа, и которая
делает возможным цивилизованное общественное
бытие..
Это прежде всего подход, являющийся симбиозом предыдущих.
Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности).
В основу собственно теоретической типологии государства положены различные стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия.
Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории.
Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства.
Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства.
Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия.
Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях. Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.
Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру.
Государство
как политико-территориальная
Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.
И,
наконец, государство как организация
классового господства в обществе раскрывает
нам связи государства с
Итак, собственно теоретическая типизация государства включает в себя политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию государства.
Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства. К категории непосредственных политических типов относятся три типа государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия.
Указанные непосредственные политические типы государства представляют собой одностороннее развитие одной из одноименных форм государства в определенные периоды всемирной истории. Непосредственные политические типы государства являются предельным случаем развития соответствующих форм государства, когда они приобретают качество формы, адекватной своему типу. Можно выразиться иначе: тип государства - это классическое выражение формы государства в определенный период всемирной истории. Например, демократия как форма государства, отличная от других его форм (монархических и аристократических), существовала в любую историческую эпоху и в различных странах, но в качестве непосредственного типа государства она проявилась только в рабовладельческую эпоху в Греции и Риме.
Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.
Наиболее плодотворным, на мой взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства".
Во-первых,
понятием цивилизационный тип
Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать" культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.
Во-вторых,
цивилизационный тип