Типы и форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание

Введение
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства. Управление обществом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функци

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Типология государств………………………………………………………….4
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств………….4
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств…………………5
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств………………………..9
1.4 Современные подходы к типологии государств………………………....10
Глава 2. Форма государства……………………………………………………………16
2.1 Понятие и виды форм государственного правления…………………….16
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства……………………21
2.3 Понятие и виды форм государственного режима………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)
  • Во-первых, унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
  • Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательное для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
  • В-третьих, составные части унитарного государства (области, департамента, провинции) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. Централизованное – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
  • В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают малочисленные национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.
  • В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
  • В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

       Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких, ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство.

       В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский. На высшем уровне федерации характер государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента , одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства, каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимого от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.

       В федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему.

       Финансовая  зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.

       Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов:

  1. Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение предметов ведения.
  2. Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов.
  3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.

       Мировой опыт показывает, что федеральное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура.

       Конфедерация  – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

  1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации.
  2. Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета.
  3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе.
  4. Конфедеративные государственные органы могут договорится о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования.
  5. Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерации (Германский союз 1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-1918гг.)

       Содружество – весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация , но тем не менее организация. Это не государство, а своеобразное объединение независимых государств . В основе содружества , как и при конфедерации , могут лежать межгосударственный договор, декларация и другие юридические документы. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

       Межгосударственные  объединения знают и такую форму, как сообщество государств. В основе сообществ лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционируют в сторону конфедеративного общества.

       Межгосударственные  формы делятся на два вида: добровольные и насильственные. 
 

2.3 Понятие и виды  форм государственного  режима

       Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима, существующего в обществе.

       Современная теория государства  различает два  основных типа политических режимов: демократический и тоталитарный.

       Политический  режим  демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. 

       Политическими  предпосылками  этого  режима  являются:

  1. отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно - исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;
  2. наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
  3. ограничение  политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей  интересы представляемой партией социальной  группы гражданского общества;
  4. функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально - экономической конкуренции внутри гражданского общества;
  5. существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;
  6. наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных  шествий, демонстраций, митингов, протестов.

       Реализация этих предпосылок делает политический режим демократическим.

       Главное  в  политическом режиме - порядок  и условия формирования государственной  власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей  мирным, ненасильственным  путем.

       Политический  режим тоталитарного типа таким  преимуществом не обладает. Для него характерно насильственное навязывание населению  общественных  порядков, чьи  модели  разработаны  на  основе  единой  идеологии.  Господство  этих  порядков  достигается  посредством  монопольного  тоталитарного  контроля  над  политикой,  экономикой,  культурой  и  бытом.  Идеологическое  и  организационное  единство  обеспечивается  политическим  господством  Партии,  возглавляемой  Вождем.   Она  подчиняет  себе  государство.  В  ее  руках  находятся  средства  массовой  информации,  печать.  В  методах  управления  преобладает  политическое  и  физическое  насилие,  полицейский  и  жандармский  террор. 

       Политический  режим авторитарного типа - третий его вид, зафиксированный современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в  сторону тоталитаризма.

       Переходный, промежуточный характер авторитарного  режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного  характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем  нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется  идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь  жесткими, как при  тоталитарном  режиме,  средствами. Массовый террор отсутствует.

       Авторитарные  политические режимы появляются на авансцене истории тогда, когда  власти  намерены приступить к коренным реформам общественного  строя  и  осуществить «революцию сверху» (например,   переход в Испании от  фашистского строя к демократическому  в последний  период  правления  каудильо  Франко,   начатая  в  СССР  в  1985 г.  перестройка  происходили  в  условиях  авторитарных  режимов).

       Следует иметь в виду, что классификация  политических режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.

       Политический  режим как элемент формы государства  обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую  очередь влияя на форму правления.

 

Заключение. 

       Изучив  теоретические аспекты данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая классификация, осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно - формационного и цивилизационного.

       Еще не так давно формационный подход к исследованию типологии государства  считался в нашей стране единственно верным. Признавался только анализ общественной жизни, ее политической и правовой стороны, только как составной части классовой общественно-экономической формации. К.Маркс и Ф.Энгельс говорили, что ими создана совершенно новая наука об обществе.

       Учения  цивилизационного подхода напротив, больше опираются на своеобразие  культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не возводя ее в ранг единственно возможного подхода  к данному вопросу.

       Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития

       Цивилизационный подход к изучению типов государств тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

       Современная концепция организации государственной  власти, заключающаяся в единстве трех элементов – правления, государственного устройства и государственного режима, отражает всю полноту  представлений по этой проблеме в современной политологии.

Информация о работе Типы и форма государства