Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:26, контрольная работа
Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.
Введение…………………………………………………………………….3
Определение тоталитаризма………………………………………..5
Основные черты тоталитаризма……………………………………9
Понятие авторитаризма. Сходство и различия с тоталитаризмом.13
Заключение…………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Человечество
уже тысячелетия ищет наиболее совершенные
формы государственной
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии , того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.
Политический режим
Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.
Таким
образом, для характеристики формы
государства имеет важное значение политический
режим как в узком смысле слова (совокупность
приемов и способов государственного
руководства), так и в широком понимании
(уровень гарантированности демократических
прав и политических свобод личности,
степень соответствия официальных конституционных
и правовых форм политическим реалиям,
характер отношения властных структур
к правовым основам государственной и
общественной жизни).
1.Определение
тоталитаризма.
Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется тоталитаризм на всеобщей идеологии публичной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением её гражданского общества.
Эту новенькую форму
Этимологически
оно производно от слов
Употребляя
его, имеют в виду, что авторитарная
власть становится
Для того чтоб раскрыть
Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в качестве тоталитарных тех либо других политических режимов прошедшего — древневосточных деспотий, исламских теократий, российского страны времен Ивана Грозного и т.П. В истории мы можем отыскать только слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу. Тоталитаризм — явление, присущее только XX веку.
И, во- вторых, что не менее принципиально, нужно сузить область внедрения термина в структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эру, не связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не сводимое к экономическим, социальным либо политическим условиям того времени. Его нельзя представить как следствие предпосылки под именованием «авторитаризм 20-х годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении, ежели экономика и политика, ему присуща другая логика, ежели логика объективного процесса. Выражаясь с известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом которой является командно-административная система, это явление не экономического, общественного либо политического плана, а культурно- идеологическое по собственной сущности. С точки зрения человека, придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин смотрится сумасшедшим: сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны, коллективизация поставила её на грань голода, репрессии в партии грозили разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса накануне неизбежной войны с Германией значительно снизил обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но совершенно другая, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?
Сталин различался от
Ленин в «Письме к съезду»,
говоря о личных качествах
Сталина, выделил, что это не
мелочь, поскольку в наших условиях
она может иметь самые
Вторая
часть нашего определения:
Берии уже не щадили никого.
Появление такового, тоталитарного,
индивидума — первая предпосылка формирования
тоталитаризма, без которой он не мог появиться
даже в том случае, если бы были налицо
другие. Вторая предпосылка — тенденция
к идеократии, проявившаяся с самого начала
революционного движения и получившая
зрелую форму в условиях русского авторитаризма,
на базе публичной принадлежности и централизованного
управления обществом, планового ведения
хозяйства. План тут выступал как директива,
как закон: речь шла о вполне гегелевском
по духу господстве идеи над реальностью.
Фактически идеократия реализовалась
через партократию — монополию компартии
на власть, не ограниченную, по существу,
никаким законом и даже уставом самой
партии. Третья предпосылка тоталитаризма
— культ народа в революционном сознании
до- и послеоктябрьской эры. Этот культ
высвобождал народные массы от всякой
моральной самооценки и самоцензуры, ставил
их по ту сторону добра и зла. Тем самым
в структуре массового революционного
деяния высвобождалась энергия разрушения,
направляемая этикой революционной целесообразности
на ликвидирование всяких ограничений,
препятствующих достижению абсолютной
власти революционного субъекта над реальностью.
Все, что творилось, оправдывалось благом
народа и именовалось борьбой с неприятелями
народа.
2.Основные
черты тоталитаризма
В настоящее время в мире нет страны, политический режим которой можно было бы назвать последовательно тоталитарным. Поэтому точное и полное понимание сути тоталитаризма дает практика не сегодняшнего дня. Обращаясь к наиболее ярким образцам тоталитаризма теперь уже ушедшей эпохи, мы имеем возможность выявить характерные черты тоталитаризма в целом. Знание их имеет принципиальное значение для политически образованного гражданина.
Во-первых, потому что тоталитаризм - противоположность конституционализму. В его основе принципиально иная парадигма не только политического строя, но и всего образа жизни. Поэтому знание основ конституционализма и тоталитаризма - это условие сознательного выбора гражданской позиции.
Во-вторых, тоталитаризм во многом поучителен для всех. Для России особенно, так как Россия 30-50-х годов наиболее последовательный пример тоталитаризма. Знание тоталитаризма полезно и для будущего. Если бегство в тоталитаризм произошло на фоне выдающихся прорывов научной социальной мысли, завоеваний гуманизма и демократии, то не исключается вероятность нового возврата в условиях нового кризиса и на фоне новых выдающихся достижений культуры.
Потребность в ясности и
Приведенные положение
- единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
одна,
единственно возможная
- монополия на средства массовой информации;