Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:26, контрольная работа
Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.
Введение…………………………………………………………………….3
Определение тоталитаризма………………………………………..5
Основные черты тоталитаризма……………………………………9
Понятие авторитаризма. Сходство и различия с тоталитаризмом.13
Заключение…………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………25
Тоталитаризм если эффективен, то только в решении отдельных вопросов. Мобилизуя все силы на отдельных направлениях, власть обрекает общество на рывки, неравномерности, авантюры, невосполнимые потери.
Тоталитаризм объясним, но не оправдан.
Здесь мы имеем дело не с гражданской, но авторитарной личностью.
При тоталитаризме легитимация происходит с помощью всеобъемлющей вездесущей, абсолютно уверенной в своей правоте идеологии . Причем тоталитаризм способен на то, чтобы в критической ситуации запустить в массы популярные "легитимационные сказки" (обычно это национализм) , разумеется, без отказа от тоталитарной идеологии. Каждый тоталитарный правитель понимает, что отказ от тоталитарной идеологии означал бы конец тоталитарной системы .
Совершенно иначе обстоит дело при демократии. Эта система настолько серьезно относится к легитимации на принципах народного суверенитета и равенства, что готова оценивать себя с точки зрения реализации этих принципов на практике. Такое отношение способствует развитию как принципа демократического участия в управлении и принципа представительства, так и демократического учения о легитимации. Всегда имеющиеся дефициты "работающей демократии" побуждают искать пути их преодоления. Демократия, которая долгое время не следует этой "диалектике", перестает быть демократией и одновременно теряет свою законность.
В
то время как идеологическая легитимация
при тоталитаризме имеет явно
догматический характер, а при
демократии представляет собой действительно
открытый процесс, основанный на принципах
политического равенства и
Обзор применяемых образцов легитимации позволяет выделить "виды легитимации" авторитаризма, что указывает на их неплохую гибкость. Если же говорить об исторических тенденциях развития авторитарных систем, то в первой половине ХХ в. они обычно рождались во время политических кризисов диктатур и держались на том, что заявляли себя идеологическими системами. Так, фашистские режимы узаконивали себя часто с помощью тоталитарных идеологий. В отличие от тоталитаризма они, однако, не пытались полностью упразднить автономию общественных субсистем по отношению к политике (режим Муссолини). В отдельных случаях, когда он мог, так сказать, "завербовать" почти все население для достижения целей тоталитарной идеологии, авторитаризм вполне мог переродиться в тоталитарную систему (пример - гитлеровский режим).
Срок действия идеологических авторитарных систем был в самом деле недолгим. Впрочем, параллельно всегда существовал национальный авторитаризм . Он призывал спасти нацию от особой опасности - от коммунизма, экспансии соседей или "гибели нации" (Франко, Петен, Пилсудский, Пиночет). В то время как идеологический авторитаризм выступает против любой формы демократии, национальные авторитаризмы, находящиеся под влиянием стабильности и модернизированности западных демократий, были заинтересованы в том, чтобы их считали демократиями. Чем меньше авторитарные режимы ориентировались на тоталитаризм и чем чаще для достижения собственной стабильности они употребляли демократические процедуры и представления о легитимации, тем отчетливее принимали они квазидемократические черты. Сегодня среди авторитарных систем доминирует квазидемократический авторитаризм. Точно так же и посткоммунистические (следовательно, посттоталитарные) авторитарные системы в большинстве своем являются квазидемократическими .
Временами тоталитарные системы приходят к массовому террору, и бывает сложно оценить, является ли насилие средством достижения каких-то политических целей (например, устранения потенциальных противников и, соответственно, дисциплинирования властного аппарата) или оно само является целью . Но в основном даже при тоталитаризме, как и при авторитаризме и демократии, использование государственного аппарата принуждения - в первую очередь средство для достижения цели. Отличия между тоталитаризмом, демократией и авторитаризмом, наблюдаемые во взглядах на насилие и его применение государством , несколько схожи с отличиями принципов легитимации этих систем.
Тоталитаризм,
при котором комплексная
В
противоположность этому
Авторитаризм, напротив, применяет силу так часто, как это кажется необходимым правящим структурам: чтобы устранить политических противников, врагов или припугнуть население; доказать дееспособность режима; подтвердить его силу в борьбе с общественным протестом; гарантировать интересы власти и ее доверенных лиц и, соответственно, реализовать их и т. п. Объем и вид применения силы государственной властью варьируется в зависимости от общественной поддержки режима и личного стиля правления автократа, а также от силы политической оппозиции и методов, которыми действует политическое сопротивление. Ни при тоталитаризме, ни при свободной демократии сила не становится таким "бессодержательным" инструментом господства, как при авторитаризме, и этот инструмент используется по-разному, в зависимости от надобности и свойств авторитарного режима.
Этот "инструментальный" характер применения силы правящей элитой говорит о том, что объем насилия в политической жизни не может стать одним из основных критериев учения о формах правления. Готовность к применению силы и фактическое ее применение в любом случае было и остается важнейшим моральным и уголовно-правовым критерием, на основании которого должны судить обо всех власть имущих. Особенно это касается недемократических систем: если они не придерживаются принципов правового государства, то персональная ответственность лица, принимающего решения, только возрастает.
В
заключение отметим, что использование
государственного аппарата принуждения
свидетельствует о качестве режима
- это мнение традиционно для политической
мысли Запада. Только если считать
себя не связанным этой традицией, качество
системы можно оценивать, например, эффективностью
модернизации. Оценка системы в первую
очередь с точки зрения эффективности
(способности достигать поставленных
перед собой целей) может создать опустошающее
впечатление, что якобы все политические
системы в большей или меньшей степени
аналогичны друг другу.
Обобщая все вышесказанное, можем сделать ряд выводов.
Авторитаризм является одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы. Термин “авторитаризм” применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-либо одной партии, группировки, лица или института. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.
С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Для
авторитаризма присущи
По
характеру и степени
Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим. Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.
1.Волобуев О.В.,
Суслов Н.Б. Тоталитаризм и
личность // Отечественная история,
1995, №2
2. Алданов М.А.
Исторические портреты и очерки.
3. Джилас М.
Лицо тоталитаризма. Пер. С
сербо-хорватск.-М.Анонсы, 1992
4. Желев Желю. Фашизм. Тоталитарное правительство. Пер. С болг. М., Анонсы,1992
5. Мазуров И.
Фашизм как форма
6. Цыганков П.А.
Современные политические
7.Политология. /Под
редакцией М.А.Василина, М.: Гаруарика,
2000;
8.Мухаев Р.Т.
Политология. М.: “Приор”, 1998;
9.Пугачев В.П.,
Соловьев А.И. Введение в политологию.
М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997.