Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа
Еще тридцать лет тому назад никому и в голову не приходило включать в науку права понятие "тоталитарного" государства: не потому, чтобы идея такого государства никогда не появлялась на горизонте историка, а потому, что такой режим казался невозможным и никто его не злоумышлял. Если бы даже кто-нибудь "выдумал" его (срв. напр. проект Шигалева-Верховенского в "Бесах " Достоевского!), то все сказали бы: нет, на земле не найдется ни таких бессовестных и безумных людей, ни таких чудовищных государственных учреждений, ни таких технических орудий и приспособлений, чтобы осуществить эту всепроникающую, всенасилующую, всерастлевающую политическую машину. Но вот тоталитарный режим стал историческим и политическим фактом, и мы вынуждены с этим считаться: и люди нашлись, и учреждения развернулись, и техника явилась к услугам людей.
Введение
1. Теоретические основы тоталитаризма
1.1 Формирование теории тоталитаризма
1.2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания
2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима
2.1 Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма
2.2 Социальные источники тоталитаризма
2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
3. Исторические формы тоталитаризма
3.1 Разновидности тоталитарного режима
3.2 Тоталитаризм и современность
Заключение
Список источников и литературы
1.2 Особенности тоталитарных
идеологий и политического
сознания
Несмотря
на различия социальных целей, формулируемых
в различных тоталитарных режимах,
их идейные основания были по сути
идентичными. Все тоталитарные идеологии
предлагали обществу свой собственный
вариант установления социального
счастья, справедливости и общественного
благополучия. Однако установление такого
идеального строя жестко увязывалось
и основывалось на утверждении социальных
привилегий определенных групп, что
оправдывало любое насилие по
отношению к другим общностям
граждан. Например, советские коммунисты
связывали установление общества «светлого
будущего» с определяющей ролью
пролетариата, рабочего класса. В то
же время немецкие нацисты вместо
класса ставили в центр созидания
нового общества нацию, германскую расу,
которая должна была занимать центральное
место в построении «рейха». Таким
образом, независимо от занимаемого
этими идеологиями места в
идейно-политическом спектре, все они
становились орудием
Тоталитарные идеологии относятся к типу мифологических идейных образований, поскольку делают акцент не на отображение реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить. Конструируя образ будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма действуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации живых социальных и политических связей и отношений и подгонки действительности под заранее созданные образы и цели.
Такие идеологемы оказываются чрезвычайно далекими от действительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного сознания масс. Учитывая, что тоталитарные идеологии выходят на политический рынок в годы тяжелейших общественных кризисов, их влияние, переориентирующее общественное мнение с реальных противоречий на будущие и потому легко решаемые чисто умозрительным путем, как правило, усиливается.
Непременным фактором роста влияния тоталитарных идеологем на общественное мнение является и их неразрывная связь с авторитетом сильного лидера, партии, которые уже успели продемонстрировать обществу свою решительность в достижении намеченных целей, особенно в борьбе с врагами «народного счастья».
Мифологические
идеологии чрезвычайно
Примечательно,
что интенсивность репрессий
не менялась из-за признания «внешнего»
или «внутреннего» врага. Так, для
советских коммунистов
Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важнейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.
В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные режимы использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не только проектировалось будущее, но и переосмыслялось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман, «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново переиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, преобразовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы»8.
Однако,
не имея возможности подкрепить пропагандируемые
цели и идеалы устойчивым ростом народного
благосостояния, раскрепостить гражданскую
активность, утвердить атмосферу
безопасности и доверительности
к власти, тоталитаризм неизбежно
«вымывал» собственно идейное, смысловое
содержание своих высоких целей,
стимулировал поверхностное и формальное
восприятие этих идеалов, превращал
идейные конструкции в
Тоталитарный
политический режим может существовать
десятилетия, поскольку формирует
такой тип личности, который не
мыслит иного способа правления
и постоянно воспроизводит
Характерными
чертами тоталитарного
2. СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА
2.1
Предпосылки возникновения,
сущность и отличительные
свойства тоталитаризма
Отдельные элементы тоталитарной системы исторически обнаруживаются во многих типах диктатур. Так, в восточных деспотиях можно было видеть жесткость правления и абсолютный авторитет владыки, в средневековых государствах Европы требования церкви придерживаться одних и тех же верований от рождения до смерти и т.д. Однако в целостном виде все то, что органично присуще этому политическому порядку, проявилось только в определенный исторический период.
Как
самостоятельные и качественно
целостные тоталитарные политические
системы исторически
Особым фактором, способствовавшим ориентации обществ на построение тоталитарных порядков и обладавшим существенным значением именно в России, были традиции подпольной деятельности, террористических организаций, революционизировавших политическую активность населения и легитимизировавших в общественном мнении идеи насильственного передела власти и богатства, избавления от лиц, мешавших и прогрессу и установлению справедливости. Эти традиции, утверждавшие презрение к ценности человеческой жизни и авторитету закона, впоследствии послужили одним из самых мощных источников распространения повседневного «стукачества», бытового доносительства, оправдывавшего предательство людьми своих родных и близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти. Не случайно Павлик Морозов, предавший своих близких, на долгие десятилетия стал в нашей стране символом преданности идеям социализма и гражданского долга.
Первоначально системная характеристика тоталитарных политических порядков шла по пути выделения наиболее важных и принципиальных черт тоталитаризма. Так, Фридрих и Бжезинский в упоминавшейся работе выделили шесть его основных признаков: наличие тоталитарной идеологии; существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером; всесилие секретной полиции; монополию государства над массовыми коммуникациями, а также над средствами вооружения и над всеми организациями общества, включая экономические11.
Основываясь на выводах К. Фридриха и 3. Бжезинского и обобщая практику франкистского режима в Испании, X. Линц выделил следующие элементы тоталитарного режима:
1)
сильно централизованная, монистическая
структура власти, в которой господствующая
группа «не несет
2)
монопольная, детализированная
3)
активная мобилизация
Известный теоретик К. Поппер усматривал черты тоталитарной организации власти и общества в строгом классовом делении последнего; в отождествлении судьбы государства с судьбой человека; в стремлении государства к автаркии, навязывании государством обществу ценностей и образа жизни господствующего класса; в присвоении государством права на конструирование идеального будущего для всего общества и т.д12.
В этих описаниях тоталитарных порядков главный упор делался на определенных характеристиках государства. Однако само по себе государство не может стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей ориентировано на закон и установленную им систему регламентации поведения граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей «центра» как специфической структуры и института власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система власти, стремящаяся к абсолютному контролю над обществом и человеком и не связанная ни законом, ни традициями, ни верой. Диктатура становится здесь формой тотального господства над обществом этого «центра» власти, его всепоглощающего контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия. То есть тоталитаризм — это политическая система произвола власти.