Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа
Еще тридцать лет тому назад никому и в голову не приходило включать в науку права понятие "тоталитарного" государства: не потому, чтобы идея такого государства никогда не появлялась на горизонте историка, а потому, что такой режим казался невозможным и никто его не злоумышлял. Если бы даже кто-нибудь "выдумал" его (срв. напр. проект Шигалева-Верховенского в "Бесах " Достоевского!), то все сказали бы: нет, на земле не найдется ни таких бессовестных и безумных людей, ни таких чудовищных государственных учреждений, ни таких технических орудий и приспособлений, чтобы осуществить эту всепроникающую, всенасилующую, всерастлевающую политическую машину. Но вот тоталитарный режим стал историческим и политическим фактом, и мы вынуждены с этим считаться: и люди нашлись, и учреждения развернулись, и техника явилась к услугам людей.
Введение
1. Теоретические основы тоталитаризма
1.1 Формирование теории тоталитаризма
1.2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания
2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима
2.1 Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма
2.2 Социальные источники тоталитаризма
2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
3. Исторические формы тоталитаризма
3.1 Разновидности тоталитарного режима
3.2 Тоталитаризм и современность
Заключение
Список источников и литературы
Установление
тоталитарных политических порядков не
является непосредственным продолжением
деятельности предшествующего легитимного
режима власти и связанных с ним
общественных традиций. Тоталитарные
режимы, а впоследствии и системы
рождались как воплощение определенных
политических проектов, предусматривавших
построение властью «нового» общества
и отметавших при этом все то,
что не соответствует или мешает
реализации таких замыслов. Главный
акцент в этой политике делался на
отрицание старого порядка и
утверждение «нового» общества и
человека. Например, советский режим
последовательно пытался
Наиболее важным механизмом формирования таких политических и социальных порядков, подлинным движителем этого процесса являлись идеологические факторы. Именно идеология определяла социальные горизонты развития общества на пути утверждения того или иного политического идеала, формировала соответствующие институты и нормы, закладывала новые традиции, создавала пантеоны своих героев, ставила цели и задавала сроки их реализации. Только идеология оправдывала реальность, привносила смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицалось идеологическим проектом, подлежало уничтожению, все, что предписывалось им, — непременному воплощению. Занимая центральное место в политических механизмах, идеология превращалась из инструмента власти в саму власть. В силу этого и тоталитарный политический режим, и тоталитарная система политической власти становились разновидностью идеократии, или, с учетом священного для властей характера этой доктрины, «обратной теократией» (Н. Бердяев).
В качестве условий формирования тоталитаризма выделяются следующие: резкая ломка устоявшихся структур, маргинализация различных социальных групп; разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества; появление современных СМИ; деформация политического сознания; отсутствие демократических традиций, предрасположенность массового общественного сознания к насильственным способам решения вопросов; накопление государственного опыта решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс населения; наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия14.
В обощенном виде можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:
— высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое;
—
формирование органов власти осуществляется
бюрократическим путем и
—
существует единственная правящая партия
во главе с харизматическим
—
демократические права и
—
в обществе функционирует только
одна идеология, претендующая на монопольное
владение истиной. Все иные идейные
течения подвергаются преследованию,
оппозиционные взгляды
— в тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма), во имя которой оправдываются любые средства;
—
власть обладает монополией на информацию
и полностью контролирует средства
массовой информации, которые используются
для манипулирования
— власть располагает мощным аппаратом социального контроля, принуждения и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особые полномочия;
— государственные органы жестко контролируют экономику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса;
— политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения всех благ, поощряются угодничество и доносительство;
— государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены15.
Тоталитарные системы относятся не к саморазвивающимся образованиям, основывающимся на естественно-исторических механизмах эволюции (частный интерес, свободный индивид, частная собственность, неравенство), а к мобилизационным. Мобилизационные системы функционируют за счет использования ресурсов страха и принуждения. Они даже могут достигать определенных успехов в решении стратегических задач (например, в проведении индустриализации, структурной перестройки, прорыва в космос и т. д.).
Однако ресурсы страха и принуждения недостаточно долговечны и требуют постоянного внешнего стимулирования. Для этого правящая элита формирует «образы врага» (внутреннего и внешнего) для концентрации социальной энергии масс при решении конкретных задач. Не случайно несущей конструкцией тоталитарных режимов оказываются массовые партии, обладающие монополией на власть. Они становятся элементами государства, сращиваясь с ним.
Конечно,
нельзя ограничивать ресурсы тоталитарных
режимов только принуждением и страхом
в чистом виде. Кроме того, тоталитарный
тип власти апеллирует и к ценностям
(либо классовым, либо национальным), проводит
тотальное промывание мозгов. Однако
мобилизационные системы должны
формировать и собственную
2.2
Социальные источники
тоталитаризма
Однако объяснить установление тоталитаризма только способностью правящей элиты подчинить все общественные процессы реализации коллективной цели недостаточно. Оказывается, что эта способность подпитывается ментальностью и культурой населения, историческими традициями, социальной и экономической структурой общества.
До XX в. установление тоталитаризма осложнялось отсутствием условий, которые могли бы обеспечить тотальный контроль государства за обществом и личностью. Только с вступлением человеческого общества в индустриальную фазу развития, ознаменовавшуюся появлением системы массовых коммуникаций, предоставившей возможности для идеологического контроля за обществом и тиражирования определенных ценностей, государство оказалось в состоянии целиком подчинить себе общество.
Растущее
разделение и специализация
В
этих условиях у работника, выбитого
из прежней системы социальных связей
(коллективистско-
Громадный управленческий аппарат государства, бюрократия, чиновничество, служит своеобразным «приводным ремнем» политики правящих кругов. Свою роль в распространении подобных социальных стандартов и предрассудков сыграли и определенные слои интеллектуалов (интеллигенции), которые систематизировали эти народные чаяния, превратив их в морально-этическую систему, оправдывающую эти ментальные традиции и придавшую им дополнительный общественный резонанс и значение.
Дифференциация
социальных ролей и функций, обусловленная
разделением труда в
Объективно благоприятные предпосылки для формирования тоталитарных режимов вовсе не означают фатальной неизбежности их установления - все зависит от зрелости гражданского общества, наличия демократической политической культуры, развитых демократических традиций. Названные факторы позволили большинству индустриально развитых стран преодолеть кризис 1929 - 1933 гг. и сохранить институты демократии18.
Исторический
опыт показывает, что тоталитарные
режимы чаще всего возникают при
чрезвычайных обстоятельствах: в условиях
нарастающей нестабильности в обществе;
системного кризиса, охватывающего
все сферы жизни; необходимости
решения какой-либо стратегической
задачи, чрезвычайно важной для страны.
Так, возникновение фашизма в странах
Западной Европы было реакцией на кризис
либеральных ценностей и институтов парламентаризма,
оказавшихся не в состоянии обеспечить
стабильность и интеграцию системы в условиях
глубокого кризиса 1929 - 1933 гг. Формирование
коммунистического тоталитаризма в советском
обществе было обусловлено, при всех прочих
причинах, необходимостью проведения
индустриализации в исторически сжатые
сроки, что было возможно при условии концентрации
власти в руках лидера и узкого круга его
сторонников.
2.3
Институциональные
и нормативные
свойства тоталитаризма
Необходимость
сохранения идейной чистоты и
целеустремленности в построении «нового»
общества предполагала и совершенно
особое построение институциональной
и нормативной сферы
Потребность
в жесткой идейной ориентации
государственной политики, поддержании
постоянного идеологического