Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель поставленная в этой работе, изучить одну из тем теории государства и права - «формы государства», а именно одну из её составляющих: форму государственного устройства.
Исходя из цели работы, ставятся следующие задачи:
- изучить и выявить значение и роль трех видов государственного устройства: унитарного, федеративного и конфедеративного.
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
Введение
3
1 Понятие, признаки и виды унитарных государств 5
1.1 Понятие и признаки 5
1.2 Виды унитарных государств 7
2 Федеративная форма государственного устройства 10
2.1 Понятие, признаки и принципы образования федерации 10
2.2 Виды федераций 13
3 Конфедеративная форма государственного устройства 18
3.1 Понятие, признаки и особенности конфедерации 18
3.2 Межгосударственные и союзные образования 20
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
Гуманитарный факультет
Кафедра государственного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Теория государства и права»
на тему: «Унитаризм, федерация, конфедерация»
Выполнил студент 1 курса заочной формы обучения группы Ю-11 св Мусин А. М. | |
Научный руководитель: старший преподаватель Гареева З.Р. |
Нефтекамск 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Введение |
3 |
1 Понятие, признаки и виды унитарных государств |
5 |
1.1 Понятие и признаки |
5 |
1.2 Виды унитарных государств |
7 |
2 Федеративная форма государственного устройства |
10 |
2.1 Понятие, признаки и принципы образования федерации |
10 |
2.2 Виды федераций |
13 |
3 Конфедеративная форма государственного устройства |
18 |
3.1 Понятие, признаки и особенности конфедерации |
18 |
3.2 Межгосударственные и союзные
образования |
20 |
Заключение |
22 |
Список использованных источников
и литературы |
25 |
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. В определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти.
Вопрос государственного устройства является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей, правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам
Цель поставленная в этой работе, изучить одну из тем теории государства и права - «формы государства», а именно одну из её составляющих: форму государственного устройства.
Исходя из цели работы, ставятся следующие задачи:
- изучить и выявить значение и роль трех видов государственного устройства: унитарного, федеративного и конфедеративного.
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
Объектом работы является государство в целом.
Предметом работы является форма государственного устройства.
Большое внимание в работе уделено федеративному устройству и его проблемам. Это не случайно. В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.
Нельзя объять необъятное, поэтому курсовой работе рассмотрены лишь наиболее общие понятия рассматриваемых вопросов, ведь каждый вопрос может стать объектом большого научного исследования и таковым является.
Проблемами форм государственного устройства занимались и занимаются многие исследователи. Нечего и говорить, как это важно сейчас для политической жизни России, когда идет поиск наиболее эффективной формы организации территориального устройства страны.
В обществе все чаще слышны небезосновательные заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей. В связи с этим подробное рассмотрение вопроса государственного устройства, его всестороннее изучение и анализ позволит сформировать наиболее достоверные выводы о современном положении Российской государственности.
Понятие «унитарное государство» происходит
от латинского слова “unus”, что значит
один, единственный. Унитарное – это слитное
государство, не разделенное на более
мелкие государственные образования,
а состоящее, как правило, из административно-
Унитарное
государство характеризуется
- унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.
- на
территории унитарного государства действует
одна конституция, проводится обязательная
для всех административно-
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
- унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
- в подавляющем большинстве современных
унитарных государств основное территориальное
деление является политико-административным.
Наряду с ним в ряде стран имеются административно-
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.
Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.
Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.
В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.
Таким образом, унитарная форма устройства – традиционна, свойственна государствам с небольшим населением и территорией или с традиционной формой правления.
Унитарные государства
бывают двух видов: простые и сложные.
Простые состоят только из административно-
Административно-
После второй мировой войны в ряде стран наметились два направления изменений в территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные единицы, охватывающие несколько областей – регионы. Они создаются не актами центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде всего, преследует цель экономической координации различных частей страны. Такие объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют значительную роль в Бразилии. В России тоже создаются региональные объединения субъектов федерации (например, Поволжье, Сибири и др.). Хотя они задуманы для координации экономики, на деле они играют и другую роль, выступая с определенными политическими требованиями. Это имеет место и в России, и голос таких объединений гораздо более весом, чем выступления отдельных субъектов федерации, когда они предъявляют свои требования к президенту и правительству, особенно по вопросам экономической политики.
Вторая тенденция связана с опытом заокеанских стран (прежде всего США), где уже давно создавались специальные округа (по вопросам образования, водоснабжения, санитарии и др.). Управление этими округами специализировано, осуществляется назначаемыми ими избираемыми по конкурсу чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области.
Особое положение занимают столицы государств или столичные округа столица с прилегающими окрестностями). Нередко полномочия избираемого в столице муниципалитета ограничены по сравнению с другими местными представительными органами (Вашингтон в США и др.). Такие ограничения означают большой контроль со стороны центра и в ряде стран преследуют цель уменьшить роль населения столицы в событиях, которые могут произойти вследствие противостояния различных социальных и политических группировок. Центром таких событий, оказывающих решающее влияние на политику государства, обычно оказывают столицы.
Унитарное государство – наиболее централизованная форма
государственного устройства. Однако
имеются определенные градации. В некоторых
странах унитарное государство является
относительно децентрализованным, где
в большинстве звеньев административно-