Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:56, контрольная работа
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права.
Версии происхождения права --------------------------------------------------3
Теория естественного права ----------------------------------------------------3
Историческая школа права -----------------------------------------------------5
Психологическая теория --------------------------------------------------------6
Нормативистская теория
(«чистое учение о праве»)---------------------------------------------------------7
Социологическая теория --------------------------------------------------------9
Марксистская теория ------------------------------------------------------------11
Теологическая теория -----------------------------------------------------------12
Теория насилия -------------------------------------------------------------------13
Заключение -----------------------------------------------------------------------15
Список использованной литературы --------------------------------------- 17
СОДЕРЖАНИЕ
(«чистое учение о праве»)-----
Версии происхождения права
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: Естественно-правовую, историческую школу права, психологическую, нормативистскую, социологическую, марксистскую, теологическую (божественную), насилия.
Теория естественного права
Теория
естественного права (
Контуры
этой теории наметились еще
в древности. Истоки
Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
Логически
завершенную форму и
Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.
Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.
Основными положениями теории естественного права являются:
право и закон - не одно и то же;
законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;
право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;
право
- совокупность высших
фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;
не всегда законы
права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Достоинствами теории естественного права являются:
прогрессивность;
признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;
допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).
обосновывает
необходимость приведения
К основным недостаткам теории естественного права относятся:
Историческая школа права
Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.
Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:
право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);
основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;
официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.
К достоинствам теории права можно отнести те факты, что:
обычай действительно
принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности;
теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права.
Главным недостатком теории
Психологическая теория права
Логически
завершенную форму получила в
XX веке в трудах Л. И.
По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей.
Эта
теория подразделяет право на п
Интуитивные
переживания (интуитивное
В
разладе между позитивным и
интуитивным правом
Суть данной теории можно отнести следующие:
причины появления права коренятся в психике людей;
субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;
юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо;
право
делится на интуитивное (
истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.
Достоинствами данной теории являются следующие:
признание
психологического элемента в
возникновении и
учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений.
интуитивное право имеет много общего с правосознанием.
Основные недостатки теории:
объявление
интуитивного права (фактически правосознания)
действительным правом, придается значение
только интуитивному праву, как регулятору
поведения человека
Теория нормативистского права («чистое учение о праве»)1
Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог;
По мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.
Г. Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
Суть нормативистской теории составляют следующие положения:
право является пирамидой норм;
во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);
каждая
норма в данной иерархии
сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;
право «живет» только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);
право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть «в чистом виде».
К достоинствам теории можно отнести следующие:
признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;