Версии происхождения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:56, контрольная работа

Описание

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права.

Содержание

Версии происхождения права --------------------------------------------------3
Теория естественного права ----------------------------------------------------3
Историческая школа права -----------------------------------------------------5
Психологическая теория --------------------------------------------------------6
Нормативистская теория
(«чистое учение о праве»)---------------------------------------------------------7
Социологическая теория --------------------------------------------------------9
Марксистская теория ------------------------------------------------------------11
Теологическая теория -----------------------------------------------------------12
Теория насилия -------------------------------------------------------------------13
Заключение -----------------------------------------------------------------------15
Список использованной литературы --------------------------------------- 17

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ТГП.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Версии  происхождения права --------------------------------------------------3
  2. Теория естественного права ----------------------------------------------------3
  3. Историческая школа права -----------------------------------------------------5
  4. Психологическая теория --------------------------------------------------------6
  5. Нормативистская теория

        («чистое учение о праве»)---------------------------------------------------------7

  1. Социологическая теория --------------------------------------------------------9
  2. Марксистская теория ------------------------------------------------------------11
  3. Теологическая теория -----------------------------------------------------------12
  4. Теория насилия -------------------------------------------------------------------13
  5. Заключение -----------------------------------------------------------------------15
  6. Список  использованной литературы --------------------------------------- 17
 
 
 
 

 

Версии  происхождения права

     Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: Естественно-правовую, историческую школу права, психологическую, нормативистскую, социологическую, марксистскую, теологическую (божественную), насилия.

Теория естественного права    

 Теория  естественного права (философский  подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.    

 Контуры  этой теории наметились еще  в древности. Истоки естественно-правовых  взглядов лежат в Древней Греции  и Древнем Риме. Еще Сократ  и Платон пытались выявить  нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека.    

 Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.    

 Логически  завершенную форму и распространение эта концепция получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.    

 Фундаментальную  разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.     

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.    

 Основными  положениями теории естественного права являются:  

    право и закон - не одно и  то же;  

  законы (писаное, "позитивное" право) созданы  законодателями (людьми) и приняты государственными органами;  

      право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;  

  право  - совокупность высших нравственных  ценностей (свобода, равенство,  справедливость);  

   фактически право и мораль  едины, основу права составляют нравственные ценности;  

   не всегда законы соответствуют  естественному праву;  

  права  человека имеют естественный  характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.    

Достоинствами теории естественного права являются:  

   прогрессивность;  

   признание за человеком его  неотъемлемых прав и свобод;  

  допущение,  что официальные законы не  всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).   

  обосновывает  необходимость приведения законов  в соответствие с такими нравственными  ценностями, как справедливость, свобода  и др.    

 К  основным недостаткам теории естественного права относятся:

  • прямое отождествление права и морали;
  • противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;
  • преувеличение роли неписаного права;
  • различное понимание людьми идей справедливости.
  • отрицание роли государства в правотворческом процессе.
 
 

Историческая школа права    

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.    

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:  

  право  возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);  

  основу  права составляют сложившиеся  и устоявшиеся правовые обычаи;   

  официальные  законы являются юридическим  оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.     

 К достоинствам теории права можно отнести те факты, что:  

    обычай действительно предшествовал  появлению права;  

 принимая   законы,   законодатель   должен   учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности;  

  теория  обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права.     

 Главным недостатком теории является ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом. 

Психологическая теория права    

 Логически  завершенную форму получила в  XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и  др.    

 По  данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей.     

 Эта  теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат  внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.    

 Интуитивные  переживания (интуитивное право)  выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Оно выступает критерием оценки позитивного права.    

 В  разладе между позитивным и  интуитивным правом заключается  главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как  одно из явлений психической  жизни общества и представляет  собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.    

Суть данной теории можно отнести следующие:  

  причины  появления права коренятся в  психике людей;  

 субъективные  права возникли из чувства  правомочия на что-либо;  

 юридические  обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо;   

 право  делится на интуитивное (исходящее  из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);  

  истинным  авторы теории считали именно  интуитивное право, так как  именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.     

Достоинствами данной теории являются следующие:  

  признание  психологического элемента в  возникновении и функционировании  права;  

 учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений.  

  интуитивное  право имеет много общего с  правосознанием.    

 Основные недостатки теории:

  • односторонний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психологических);

объявление  интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регулятору поведения человека 

Теория нормативистского права («чистое учение о праве»)1    

 Нормативный  подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция  права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог;     

 По  мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.     

 Г. Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.     

Суть нормативистской теории составляют следующие положения:   

  право является пирамидой норм;  

 во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);  

 каждая  норма в данной иерархии черпает  юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;  

 сила  права зависит от разумности  построения всей иерархической правовой системы;  

  право  «живет» только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);  

  право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть «в чистом виде».    

К достоинствам теории можно отнести следующие:  

  признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;  

Информация о работе Версии происхождения права