Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:56, контрольная работа
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права.
Версии происхождения права --------------------------------------------------3
Теория естественного права ----------------------------------------------------3
Историческая школа права -----------------------------------------------------5
Психологическая теория --------------------------------------------------------6
Нормативистская теория
(«чистое учение о праве»)---------------------------------------------------------7
Социологическая теория --------------------------------------------------------9
Марксистская теория ------------------------------------------------------------11
Теологическая теория -----------------------------------------------------------12
Теория насилия -------------------------------------------------------------------13
Заключение -----------------------------------------------------------------------15
Список использованной литературы --------------------------------------- 17
идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;
признание
в качестве права только
такой
подход позволяет создавать и
совершенствовать систему
Недостатки теории:
Нормативное
понимание права хорошо служит
в условиях стабильного
Социологическая теория права
Социологический
подход к праву как средство
обеспечения динамизма
Социологический подход сформировался во второй половине XIX в.,
в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.
Идеологи
нового правового мышления
Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.2
Эта
школа имеет широкое
Суть социологической теории составляют следующие положения:
право и закон нетождественны между собой;
закон - писаное право;
право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).
Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.
Недостаток теории состоит:
Разновидностью
социологического направления
Заслуживает
также внимания очень
Марксистская теория права
Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца
80-х гг. XX в.
Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).
В
соответствии с этой теорией
право есть выражение и
Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его.
Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.
Суть марксистской теории права составляют следующие положения:
в основе теории лежит классовый подход;
право - возведенная в закон воля правящего класса;
право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;
право устанавливается и охраняется государством.
Положительные стороны теории:
подведение экономического базиса под вопрос изучения права;
трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права;
показывает
зависимость права от
обращает
внимание на тесную связь
Основные недостатки теории:
Теологическая теория
Представители - Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Ж. Местр.
Как создание государства – воля Бога, так и право опирается на религию, исходит в значительной части от пророков, зафиксировано в священных текстах (особенно это характерно для канонического права, ярко проявляется в мусульманском праве).
Государство и право существуют вечно
в силу божественной воли, а потому каждый
обязан смиряться перед этой волей, подчиняться
ей во всем. Придавая государству и государственной
власти божественный ореол, она присущими
ей средствами поднимала их престиж, сурово
осуждала преступность, способствовала
утверждению в обществе взаимопонимания
и разумного порядка, способствовала оздоровлению
духовной жизни и укреплению российской
государственности.
Проникнуть в тайну божественного замысла,
постичь природу и сущность государства
и права невозможно.
Так же, как и в теологической версии происхождения
государства, эта проблема относится,
скорее, к сфере религиозных верований,
а не научного знания.3
Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.
Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.
При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.
Отвергать полностью
теорию насилия нельзя не только из
формальных соображений, но и на основании
исторического опыта, который подтверждает,
что завоевание одних народов
другими являлось реальным фактором
существования государственности исторически
длительное время (например, Золотая Орда).
В более позднее время непосредственное
насилие сыграло решающую роль в образовании
американского государства: борьба между
Севером и рабовладельческим Югом в итоге
привела к образованию США. Ясно, что эти
реальные факты исторической действительности
лишь частично подтверждают истинность
теории насилия, но не позволяют игнорировать
ее научные положения.
Заключение
Где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляют однородную недифференцированную массу. Типичным отражением первоначальной однородности может служить индийское законодательство Ману, в котором право, мораль, приличие, религия еще вовсе не разошлись.
В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения. Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени. Соблюдение этих норм охраняется давлением общественной среды, не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения, и отсутствием критики в поведении каждого человека. Процесс дифференциации норм права обусловливается нарождением в общественной среде нового явления - суда от имени власти. Формирующееся - право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.
В процессе перехода
от первобытности к