Версии происхождения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:56, контрольная работа

Описание

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права.

Содержание

Версии происхождения права --------------------------------------------------3
Теория естественного права ----------------------------------------------------3
Историческая школа права -----------------------------------------------------5
Психологическая теория --------------------------------------------------------6
Нормативистская теория
(«чистое учение о праве»)---------------------------------------------------------7
Социологическая теория --------------------------------------------------------9
Марксистская теория ------------------------------------------------------------11
Теологическая теория -----------------------------------------------------------12
Теория насилия -------------------------------------------------------------------13
Заключение -----------------------------------------------------------------------15
Список использованной литературы --------------------------------------- 17

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ТГП.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

 идея  о суверенной норме - фактически  об основном законе высшей  юридической силы, который венчает  всю правовую систему;   

 признание  в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение  права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между «естественным» и «позитивным» правом.   

 такой  подход позволяет создавать и  совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим  законности, единообразное применение  норм и др.     

Недостатки теории:

  • главный повышенное внимание к формальной стороне права.
  • игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.),
  • игнорирование естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.
 

     Нормативное  понимание права хорошо служит  в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности 

Социологическая теория права    

 Социологический  подход к праву как средство  обеспечения динамизма общественной  жизни.    

 Социологический  подход сформировался во второй половине XIX в.,

в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются  Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.    

 Идеологи  нового правового мышления призвали  к открытому и свободному судейскому  правотворчеству. Отсюда тезис:  «Право следует искать не в  нормах, а в самой жизни».      

 Эта  школа полагает, что нормы, записанные  в законах и других актах  государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.2    

 Эта  школа имеет широкое распространение  в Англии.    

Суть социологической теории составляют следующие положения:   

  право и закон нетождественны между собой;  

 закон - писаное право;  

  право - реализация  закона  (то есть  правопорядок, юридическая практика, правоприменение).     

 Теория  прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.     

Недостаток теории состоит:

  • в фактическом отождествлении права и правопорядка.
  • скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его.
  • вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.
 

     Разновидностью  социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.    

 Заслуживает  также внимания очень популярная  на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от времени между отдельными родовыми группами случались конфликты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих санкции за их нарушение. 

Марксистская теория права    

 Эта  теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца

80-х  гг. XX в.    

 Основоположники  данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин  (1870 - 1924).     

 В  соответствии с этой теорией  право есть выражение и закрепление  воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.     

 Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. 

   Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.    

Суть марксистской теории права составляют следующие положения:   

  в основе теории лежит классовый подход;  

  право - возведенная в закон воля правящего класса;   

  право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;  

 право устанавливается и охраняется государством.      

Положительные стороны теории:  

  подведение экономического базиса под вопрос изучения  права;  

  трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права; 

 показывает  зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;  

 обращает  внимание на тесную связь права  с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.    

 Основные недостатки теории:

  • преувеличение роли классовых антагонизмов,
  • недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе);
  • отсутствие общечеловеческих критериев;
  • игнорирование культурных факторов,
  • ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества. 
 
 

Теологическая теория

Представители - Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Ж. Местр.

Как создание государства  – воля Бога, так и право опирается  на религию, исходит в значительной части от пророков, зафиксировано  в священных текстах (особенно это  характерно для канонического права, ярко проявляется в мусульманском праве).

       Государство и право существуют вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка, способствовала оздоровлению духовной жизни и укреплению российской государственности. 
Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства и права невозможно. 
Так же, как и в теологической версии происхождения государства, эта проблема относится, скорее, к сфере религиозных верований, а не научного знания.3

Теория насилия

     Теория  насилия принадлежит к числу  относительно новых теорий права. Идейные  истоки этой теории зародились еще  в эпоху рабовладения. Ее представители  считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.

     Наиболее  характерные черты теории насилия  изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного  развития являются формы политических отношений, а экономические явления -  это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.

     Каутский  также видит источник происхождения  права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.

При этом насилие  рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства  - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.

Отвергать полностью  теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании  исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов  другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Где есть общество, там имеются и правила  общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляют однородную недифференцированную массу. Типичным отражением первоначальной однородности может служить индийское законодательство Ману, в котором право, мораль, приличие, религия еще вовсе не разошлись.

     В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения. Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени. Соблюдение этих норм охраняется давлением общественной среды, не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения, и отсутствием критики в поведении каждого человека. Процесс дифференциации норм права обусловливается нарождением в общественной среде нового явления - суда от имени власти. Формирующееся - право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

В процессе перехода от первобытности к государственной  организации общества возникает  право. Источниками права являются:

Информация о работе Версии происхождения права