Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:34, контрольная работа
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias (домовладыкай) и его подвластными – связь когнатическая, но связь юридическая – по римской терминологии агнатическая.
Введение 3
Казус 5
Виды браков в системе римского права 6
Формы заключения брака 8
Прекращение брака и условия его законности 11
Личные и имущественные отношения между супругами 12
Виды родства 16
Заключение 20
Список литературы 21
Оглавление
Введение 3
Казус 5
Виды браков в системе римского права 6
Формы заключения брака 8
Прекращение
брака и условия его законности
Личные и имущественные отношения между супругами 12
Виды родства 16
Заключение 20
Список литературы 21
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias (домовладыкай) и его подвластными – связь когнатическая, но связь юридическая – по римской терминологии агнатическая.
Изучение римского брачного
права и его институтов сохраняет
актуальность и по сей день, поскольку
современное брачное право
Римское брачное право
весьма сложно: не всякая семья, не всякие
родственного характера отношения
мужчины и женщины признавались
но римскому праву браком, рождающим
правовые последствия и связанным
с признаваемыми законом
Неоднозначное правовое происхождение
института брака в целом
Основными источниками для изучения темы служат законы XII таблиц1 и «Институции Гая».
Появление первых писаных римских законов – Законов XII таблиц – связывается с борьбой плебеев и патрициев около 450 г. до н. э. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского или цивильного права, предназначенного исключительно для граждан Рима.
Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно. Первоначальный текст их не сохранился, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути они представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из них несли на себе печать религиозных ритуалов.
Официально они были отменены в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана.
Важное место среди работ
римских юристов занимали институции,
систематически излагавшие римское
право в учебных целях. Наибольшую
известность приобрели
У римлянина Марка Манилия была украдена серебряная чаша. Через несколько лет он случайно обнаружил украденную вещь у Тита Муция. Последний объяснил, что он купил чашу в ювелирной лавке, не зная, что она краденная, и отказался вернуть чашу, ссылаясь на свое трехлетнее добросовестное владение. Марк Манилий обратился в суд. Какой иск следовало предъявить в данном случае? Подлежал ли он удовлетворению по Законам XII таблиц?
Марку Манилию необходимо было подать виндикационный иск. Так как Тит Муций владел вещью по квиритскому праву, то предполагается что он приобрел серебряную чашу в собственность на основании давности (один год) и таким образом как будто бы сделался собственником по квиритскому праву. Данный иск подлежал удовлетворению по Законам XII таблиц.
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii (право вступать в законный брак), и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не попадали под его patria potestas (отцовская власть). Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu mariti (брак с властью мужа), в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris (в своей власти), то после вступления в брак cum manu (власть мужа) она становилась persona alieni iuris (подвластным лицом). Если до брака она была in potestate (под властьью своего отца), то, вступив в этот вид брака, она попадала под власть мужа или его paterfamilias (домовладыки), если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.1
Второй вид брака – sine manu mariti (брак без власти мужа), при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu (с властью мужа) следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею. По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias (домовладыки). Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали. 2
Создавая различный строй
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.3
Брак в Риме заключался неформально:
достаточно было выражения согласия
брачующихся (несомненно, в презумпции,
что все условия законного
брака налицо) и отведения невесты
в дом жениха. Если брак заключался
cum manu mariti, то для установления власти
мужа требовалось совершение определенных
формальных актов (при этом древнейшее
римское право знало три
Конфареация являлась патрицианской формой заключения брака; длительное время только в таком браке вырастали граждане, способные занимать высшие жреческие места. Обряд заключения брака состоял в принесении жертвы богам перед священниками и свидетелями. Таким образом, брачная связь возникала в результате определенного ритуала; результатом возникновения связи являлось установление права собственности над женщиной.
Такой же результат
имел место и в случае применения
светской формы заключения цивильного
брака - коэмпцио. Это была самопродажа
женщиной мужчине посредством обряда
манципации, то есть в присутствии
пяти свидетелей и весовщика и
произнесением определенных выражений.
Юзус - такая форма установления брачной
связи, при которой использовалось правило
XII таблиц о приобретательной давности,
в соответствии с которым право собственности
на движимую вещь возникало у добросовестного
владельца по истечении одного года открытого
и непрерывного владения: фактическое
проживание в доме мужчины женщины, не
имеющей другой брачной связи (и не торгующей
своим телом) в течение одного года порождало
законный брак.
Посредством таких
обрядов, сделок и юридических фикций
возникал так называемый брак с властью
мужа (matrimonium cum manu mariti). В отличие
от развития других правовых институтов,
изменение принципов построения
брака носили не эволюционный, а
скорее катастрофический характер, что
дало исследователям основание считать,
что в этом деле обнаруживается уникальное
нравственно-социальное явление: "Последовательным
проведением принципа равенства
и свободы обеих сторон в браке
римское право явило
Вырабатывается и юридически признается конструкция брака без власти мужа (matrimonium sine manu mariti)."В браке с властью мужа еще и нет собственно семейных отношений; это - как бы вещные отношения. Но в браке без власти мужа появляются именно семейные отношения... Ибо здесь появляются два самостоятельных субъекта. ...Раньше всего отмирает юзус. С 23 года даже конфареацио (по закону) не порождает власть мужа над женой. Конфареацио живет до христианства (до IV в.), но без власти мужа над женой... Коэпмцио сохраняется дольше других форм брака... но только как форма фиктивного брака... Итак, уже со второй половины республики преобладает брак без власти мужа".5
Собственно заключение брака распадается
на два раздельных в своем правовом
значении события: обручение и собственно
брачная церемония. Обручение обыкновенно
предшествует браку. В древнейшее время
обручение лиц alieni iuris совершалось
их paterfamilias без участия брачующихся.
Позднее обручение совершали
жених и невеста с согласия
paterfamilias обоих. В древнейшее время
нарушение обручения давало другой
стороне право потребовать
Основным моментом собственно заключения
брака, рождавшим все предусмотренные
правом последствия личного и
имущественного характера, признавался
увод жены в дом мужа; все другие
обрядовые процедуры только символизировали
заключение брака, но не считались формальными
условиями наступления брачных
связей. С развитием права шел
процесс отмирания или
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:
1. Смерть супруга.
2. Заявление об отказе от
3. Утрата супругом его
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.
Брак признавался ничтожным: между
родственниками по прямой линии, а также
между теми боковыми родственниками,
из которых хотя бы один стоит к
общему предку в первой степени родства.
Аналогичные правила