Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:34, контрольная работа
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias (домовладыкай) и его подвластными – связь когнатическая, но связь юридическая – по римской терминологии агнатическая.
Введение 3
Казус 5
Виды браков в системе римского права 6
Формы заключения брака 8
Прекращение брака и условия его законности 11
Личные и имущественные отношения между супругами 12
Виды родства 16
Заключение 20
Список литературы 21
При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху – 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.
Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Между рабами брака не могло быть: только сожительство (конкубинат).
При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака – правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.
Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.
Личные и имущественные
В браке cum manu жена, став юридически чужой
своей старой семье, подчинена власти
мужа, которая в принципе не отличается
от patria potestas отца над своими детьми.
Муж может истребовать
Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.
Независимо от формы брака на
особом правовом положении находились
две категории брачных
Термином приданное
В классический период приданое получает специальную регламентацию. О. Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа – жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. п.) В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды.
При Юстиниане привила о возврате
приданого были упрощены через объединение
двух ранее названных исков. Теперь
независимо от того, было ли заключено
соответствующее соглашение, жена и
ее наследники получают теперь иск
о возвращении приданого, по которому
приданое передается полностью, но за
вычетом суммы необходимых
Брачные дары представляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарение совершалось до брака (т. к. дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа.
Родственные отношения между матерью и детьми были глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu.
Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris - "сам себе господин", "полноправный".7
Другое отличие римской семьи
состояло в том, что на первый план
выдвигалась не кровная связь
между paterfamilias и его подвластными-
связь когнатическая, но связь юридическая-
по римской терминологии агнатическая.
В состав агнатической семьи входили:
его жена in manu mariti, его дети in patria
potestate, жены сыновей, состоящие в
браке cum manu и подчиненные не власти
своих мужей, которые сами были подвластны
paterfamilias, а власти этого последнего, и,
наконец, все потомство подвластных сыновей.
В этой семье только paterfamilias является вполне
правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто
из остальных членов семьи persona alieni iuris
полной правоспособности не имеет.
Третья особенность заключалась в том,
что термином familia обозначались не только
агнаты, но и принадлежащие семье рабы,
скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству
А. Косарева, рабовладельцы стремились
как- то привязать раба к дому, даже создать
ему некое подобие семьи. В древнейшее
время власть paterfamilias над женой и детьми
и по существу мало отличалась от его прав
на раба. Существенное отличие patria potestas
от права собственности на раба проявлялось
лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности
на раба переходило к наследнику paterfamilias
в то время, как лица, бывшие in patria potestate,
переживали capitis deminutio, которая в данном
случае означала не умаление прав, а изменение
семейного состояния, заключавшееся для
некоторых из членов семьи (для сыновей
умершего) даже в приобретении полной
правоспособности.8
Первоначально в Древнем Риме подчинением
домовладыке (paterfamilias) определялось и
родство. Все, кто подлежал власти одного
главы семейства, вне зависимости
от наличия между ними кровных
уз, считались родственниками. Такое
родство называлось агнатским, а
родственники, состоявшие в такой
связи, — агнатами. Поэтому дочь,
вышедшая замуж и поступившая
под власть нового домовладыки, переставала
быть агнатской родственницей своего
отца, братьев, и наоборот, лицо постороннее,
усыновленное домовладыкой, становилось
его агнатом. Выход из-под власти
paterfamilias прекращал все правовые связи
соответствующего лица с его бывшей
семьей, поскольку в древнейшую эпоху
факт кровного происхождения никакого
юридического значения не имел, если не
сочетался с нахождением под
властью отца-домовладыки.
По мере развития хозяйственных отношений
и ослабления патриархальных устоев все
большее значение получает так называемое
когнатское родство (cognatio) — кровное родство,
основанное на общности происхождения,
в конце концов полностью вытеснившее
агнатское родство.9
Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын – агнат отца первой степени, внук – агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.
Наследование по закону было предопределено
исключительно римским
Как уже отмечалось, родственные отношения между матерью и детьми были глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu.
Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными.
Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку.
Взаимоотношений отца и детей были построены иначе, чем отношения матери и детей: для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas.11
Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti – или, буквально, «брак с рукой») и неформальной (sine manu mariti – «брак без руки»).
Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.
В христианскую эпоху заключение
брака стало проходить
Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза – развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более – утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права).
Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.