Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:42, контрольная работа
Целью исследования является выявление характерных черт, особенностей и тенденций в историческом развитии органов военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время.
Введение 3
1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси 4
2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь 9
2.1. Компетенция военных судов 10
2.2. Межгарнизонный военный суд 13
2.3. Белорусский военный суд 14
2.4. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
Содержание:
Введение 3
1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси 4
2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь 9
2.1. Компетенция военных судов 10
2.2. Межгарнизонный военный суд 13
2.3. Белорусский военный суд 14
2.4. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
Введение
На протяжении веков основной задачей военного права и военных судов, обусловленной многими факторами, являлась защита интересов государства и его военной организации, что было объективно оправдано. С развитием институтов правового государства и демократии изменяются функции военного права и применяющих его военных судов. Конституция Республики Беларусь (ст. 4) гласит, что человек, его права и свободы признаются в Республике Беларусь высшей ценностью, а соблюдение и защита этих прав и свобод - обязанностью государства. Отношение к естественным и неотъемлемым правам человека, в том числе и к правам военнослужащих, степень их защищенности являются безусловными показателями зрелости и развитости государства, стремящегося к тому, чтобы именоваться и реально являться правовым. Учет этого обстоятельства важен в любой сфере общественной жизни, особенно в специфической сфере обеспечения военной безопасности и обороноспособности государства.
Вооруженные силы Республики Беларусь способны успешно действовать и выполнять возложенные на них задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено и на военные суды, которые осуществляют судебную власть в воинских формированиях страны.
Целью исследования является выявление характерных черт, особенностей и тенденций в историческом развитии органов военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи: - составить картину процесса становления и развития военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время; проанализировать систему, состав и компетенцию военных судов Республики Беларусь по действующему законодательству.
Объект исследования – общественные отношения в сфере реализации судебной власти органами военной юстиции.
Предмет исследования – правовое регулирование и деятельность органов военной юстиции в Беларуси на важнейших этапах развития белорусской государственности в период с 1917 г. по настоящее время.
1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси
Военные суды до недавнего времени назывались военными трибуналами. Обращение к истории показывает: в первые месяцы после Октябрьской революции дела о преступлениях красноармейцев и краснофлотцев рассматривались местными судами. Однако общие судебные органы не могли эффективно бороться с антисоветскими проявлениями и способствовать установлению сознательной воинской дисциплины, так как штатские судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы, не обеспечивали оперативного рассмотрения дел, особенно во время боевых действий. Нужны были суды, организационно связанные с армейскими формированиями. И такие суды - революционные военные трибуналы - стали создаваться по инициативе самого командования и политорганов.
Первый армейский трибунал был образован в июне 1918 г. Реввоенсоветом 1-й армии, действовавшей на Восточном фронте, а к концу 1918 г. реввоентрибуналы были организованы на всех фронтах и в действующих армиях. По решению Реввоенсовета Западного фронта 8 декабря 1918 г. был сформирован революционный военный трибунал фронта. От него ведет свою историю военный трибунал Белорусского военного округа [11, с. 19].
Реввоентрибуналу фронта были подсудны дела о контрреволюционных преступлениях, бандитизме, грабежах, неисполнении приказов командиров, уклонении от военной службы, преступлениях против общественного порядка. В качестве мер наказания применялись: выговор, лишение прав, принудительные работы или тюремное заключение и расстрел. Допускалось условное осуждение и отсрочка исполнения приговора с направлением виновного в действующую армию. Приговоры были окончательными и обжалованию не подлежали, поэтому реввоентрибунал фронта до 1922 г. не имел кассационной инстанции. Дела слушались в составе председателя и двух судей трибунала. В работе реввоентрибунала Западного фронта также имелись и серьезные трудности из-за отсутствия Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, а также законодательного акта, регламентирующего деятельность трибуналов.
В связи с этими обстоятельствами в январе 1919 г. реввоентрибуналом молодой советской республики была издана Инструкция революционным военным трибуналам фронтов, которая определяла организационную структуру революционных трибуналов, их подсудность, порядок ведения судопроизводства, определения мер наказания и отмены вынесенных приговоров. Большинство уголовных дел рассматривалось на месте совершения преступления, непосредственно в боевой обстановке.
Первым законодательным актом, регламентирующим деятельность трибуналов, было Положение о Революционных военных трибуналах, утвержденное ВЦИК 20 ноября 1919 г., которое решало проблемы организации трибуналов, порядок рассмотрения дел, их подсудность, участие в судебном разбирательстве представителей обвинения и защиты.
С 1 января 1923 г. руководство реввоентрибуналами стала осуществлять Военная коллегия Верховного суда РСФСР. В апреле 1924 г. с образованием Верховного суда СССР Военная коллегия была включена в его состав. Военная коллегия Верховного суда СССР осуществляла организационное руководство реввоентрибуналами, а также рассматривала в качестве суда первой инстанции дела исключительной важности. Однако кассационное рассмотрение приговоров реввоентрибуналов округов оставалось за Верховными судами союзных республик.
Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, утвержденное 20 августа 1926 г., закрепило единое руководство всей деятельностью трибуналов за Военной коллегией Верховного суда СССР. Западный фронт еще в 1924 г. был реформирован в Белорусский военный округ, революционный военный трибунал фронта расформировывался, а его личный состав переводился в штат реввоентрибунала округа. Военные трибуналы армий и гарнизонов работали как суды первой инстанции, а трибуналы округов, видов войск - как суды первой, кассационной и надзорной инстанций. Все они подчинялись непосредственно Военной коллегии Верховного суда СССР [7, с.5].
Дискуссионным остается вопрос о месте и роли военных трибуналов на этапе становления советской власти в укреплении законности в войсках и повышении их боеспособности. Например, И.А. Зубов считает, что «...отличительной чертой реввоентрибунала фронта была тесная связь с войсками. Его деятельность наряду с деятельностью РВТ армий и дивизий была направлена на укрепление боеспособности войск. Сочетая судебную репрессию с работой по предупреждению преступлений в армейской среде, РВТ оказывали большую помощь командирам и политорганам в воспитании военнослужащих в духе преданности советской власти, в духе строгого соблюдения революционной законности, честного и беззаветного выполнения воинского долга». При этом И.А. Зубов ссылается на высокую оценку революционным военным трибуналам Реввоенсовета Западного фронта в 1922 г., в которой указывалось, что «...реввоентрибуналы в этот период времени являлись исключительно острым и надежным оружием нашего государства с посягательствами на боеспособность войск, воинскую дисциплину и установленный в армии порядок» [11, с. 20].
А.Ф. Вишневский и И.В. Лукошко в своих трудах констатируют, что «...в опубликованной по интересующему нас вопросу литературе нигде не говорится о том, что, будучи послушными слугами режима, военные трибуналы, прокуроры войск НКВД, судебные и внесудебные органы НКВД-НКГБ приговорили к смерти или подвергли тюремному наказанию не одну тысячу военнослужащих, партизан, бойцов и командиров истребительных батальонов, бывших военнопленных» [9, с. 118]. Более того, указанные авторы считают, что военные трибуналы на территории Белорусской ССР произвели немало незаконных репрессий, призывая новых исследователей дать деятельности трибуналов не только правовую, но и нравственную оценку [9, с. 117]. Мы согласны с авторами в том, что необходимо, опираясь на конкретно-исторический материал, детально проанализировать формы и методы работы военных трибуналов в соответствии с теми задачами, которые вытекали из необходимости защиты Отечества, охраны общественного порядка и противодействия преступности в Вооруженных силах.
С началом Великой Отечественной войны была произведена перестройка деятельности военных трибуналов на основе Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. На военно-судебные органы были возложены трудные и сложные задачи по борьбе с преступными вражескими элементами, дезертирами, паникерами, распространителями ложных слухов. Расширились функции военных трибуналов, их численный состав. Упразднялся кассационный порядок обжалования приговоров, то есть они вступали в законную силу с момента провозглашения. Рассмотрение дела начиналось через 24 часа после вручения обвинительного заключения, а не по истечении трех суток, как в мирное время. Кроме того, с декабря 1941 г. линейные суды железнодорожного и водного транспорта были переименованы в военные трибуналы.
В начале войны в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий военные трибуналы рассматривали дела в составе трех постоянных судей, однако в июне 1942 г. этот порядок был изменен. В рассмотрении дела стали участвовать заседатели, выделяемые командованием и политорганами. Военные трибуналы также не допускали рассмотрения дел в отсутствие обвиняемых. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1924 г. и уголовно-процессуальными кодексами союзных республик, в составе которых была и БССР.
Если к началу войны в советском государстве осуществляли правосудие 766 судей 300 военных трибуналов, то к 1 марта 1943 г. было сформировано еще 823 военных трибунала, а число судей в них достигло 3735 человек. Таким образом, общая численность всех военных трибуналов увеличилась по сравнению с довоенным периодом примерно в пять раз [7, с. 6].
В связи с введением в действие закона военного времени не могла не ужесточиться карательная практика военных трибуналов. Но даже в самые тяжкие, критические периоды боевых действий военные трибуналы никогда не увлекались применением чрезмерно строгих мер наказания, и тем более высшей меры. Трибуналы дифференцированно подходили к избранию мер наказания, применяя к лицам, впервые совершившим преступления, не представлявшие большой общественной опасности, наказания, не связанные с лишением свободы, или производили отсрочку исполнения приговора до окончания военных действий. Так, во втором полугодии 1941 г. отсрочка исполнения приговоров была применена в отношении 69,7 % осужденных к лишению свободы, в 1942 г. - 78,8 %, в 1943 г. -83,6 %, в 1944 г. - 49,5 % и за 5 месяцев 1945 г. - 33,7 %. По должностным преступлениям удельный вес осуждения к лишению свободы с применением отсрочки исполнения приговора был еще выше [12, с. 10].
За первый год войны к расстрелу было приговорено 17,5 % осужденных, а в целом за всю войну — 8 %. При этом примерно каждый третий такой приговор был изменен военным командованием, которому принадлежало право утверждения приговоров военных трибуналов, или же вышестоящими военными судами. Очевидно, что в условиях военного времени к вражеским шпионам, диверсантам и вредителям, а также их приспешникам из числа карателей и изменников Родины военными трибуналами нередко применялись самые строгие меры наказания [15, с. 5]. В ходе боевых действий военный трибунал Западного фронта был преобразован в военный трибунал 3-го Белорусского фронта, а с окончанием войны последний стал базой военного трибунала Краснознаменного Белорусского военного округа.
Определенный научный интерес представляет осуществление правосудия в партизанских отрядах, а позже и в бригадах на территории Беларуси. Как утверждают на основе изучения архивных материалов А.Ф. Вишневский и А.А. Примаченок, в судебной практике партизанских формирований в период их зарождения правосудие осуществлялось коллегиально подпольными партийными органами или командованием партизанских отрядов. С расширением партизанского движения на территории Беларуси осуществление правосудия передалось партизанским судам и партизанским трибуналам, где партизанские суды действовали на правах народных судов. Второй судебной инстанцией, а по некоторой категории дел и первой являлись партизанские военно-полевые трибуналы. Нередко наблюдалось очевидное совмещение функций партизанских судов и военных партизанских трибуналов, особенно в тех случаях, когда партизанский отряд в ходе боевых действий был оторван от основных сил соединения. Руководство судебной деятельностью на территории оккупированной Беларуси осуществляли партийные органы [10, с. 144]. Следует отметить, что партизанские суды и трибуналы при осуществлении правосудия руководствовались Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами БССР, изданными в Москве и доставленными в партизанские зоны в 1942 г., а также указами Президиума Верховного Совета СССР, принятыми в период войны, которые не были включены в кодексы БССР и действовали в качестве самостоятельных законодательных актов.