Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:42, контрольная работа
Целью исследования является выявление характерных черт, особенностей и тенденций в историческом развитии органов военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время.
Введение 3
1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси 4
2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь 9
2.1. Компетенция военных судов 10
2.2. Межгарнизонный военный суд 13
2.3. Белорусский военный суд 14
2.4. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
Таким образом, по утверждению указанных авторов, на оккупированной территории Беларуси к началу 1943 г. была создана довольно стройная судебная система, которая с незначительными изменениями просуществовала до конца войны [10, с. 148].
На территории послевоенной Беларуси действовал военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа, которому были подведомственны военные трибуналы армий, гарнизонов, дислоцированных в Беларуси. Военные трибуналы армий и гарнизонов являлись судами первой инстанции, а трибунал округа - как первой, так и кассационно-надзорной инстанцией.
С окончанием войны военные трибуналы, особенно на территории освобожденной Беларуси, рассмотрели немало уголовных дел на военных преступников, гитлеровских генералов и офицеров, карателей, совершивших в годы оккупации зверства против мирных граждан. Начиная с 1955 г. военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа также проделал большую работу по реабилитации граждан, необоснованно репрессированных в 1930-е, 1940-е и 1950-е гг.
После распада Советского Союза постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, расположенные на ее территории, были включены в систему общих судов Республики Беларусь. Этим же постановлением была образована Военная коллегия Верховного суда республики. Военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа был преобразован в военный трибунал Республики Беларусь, а затем переименован в Белорусский военный суд с правом пересмотра в кассационном и надзорном порядке судебных решений подведомственных военных судов.
2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь
Вооруженные силы Республики Беларусь в настоящее время находятся на этапе строительства и развития. На заседании Совета Безопасности утверждена Государственная программа вооружения на 2006-2015 гг.
Цель дальнейшего строительства и развития Вооруженных сил Республики Беларусь - их перевод на новый качественный уровень, соответствующий инновациям в военном деле, и поддержание способности армии в любых условиях военно-политической и стратегической обстановки гарантировать стабильное развитие Республики Беларусь, не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы - адекватно реагировать на ее нарастание [15, с. 5].
В настоящее время институциональный статус военных судов Республики Беларусь определен Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. В соответствии с указом Президента от 19 февраля 1996 г. № 81 в Республике Беларусь кроме Военной коллегии и Белорусского военного суда действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.
Межгарнизонные военные суды рассматривают по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьи военных судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначения на должность судьи впервые. Судьи, назначаемые на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы. Председатели военных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного суда республики сроком на семь лет.
Военные суды, входя в единую судебную систему страны, при осуществлении правосудия руководствуются теми же законами и принципами, что и общие суды. Особенностью их работы является лишь то, что действуют они в Вооруженных силах Республики Беларусь и призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность страны, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения службы.
Военным судам подсудны дела о преступлениях военнослужащих, проходящих службу в любых силовых структурах республики, все дела о шпионаже, а также некоторые другие категории уголовных и гражданских дел.
Рассмотрение дел в военных судах осуществляется как на началах коллегиальности, так и единолично, соблюдая принципы гласности, состязательности, равенства сторон граждан перед законом и судом, с обеспечением подсудимым права на защиту, соблюдением всех других процессуальных гарантий.
Вся деятельность военных судов неразрывно связана с жизнью войск и имеет основной своей задачей осуществление правосудия, а также оказание помощи командованию в укреплении дисциплины и правопорядка в войсках, правовом воспитании военнослужащих и проведению среди них разъяснительной работы.
В настоящее время военные суды применяют строгие меры наказания к лицам, виновным в совершении тяжких и опасных преступлений. Примерно каждый четвертый осужденный приговаривается к реальному лишению свободы. До 40 % осужденных военнослужащих срочной службы направляются в дисциплинарную воинскую часть, что позволяет уберечь их от вредного влияния исправительных колоний. Также более 40 % уголовных дел рассматриваются в расположении частей в присутствии личного состава, что повышает воспитательное значение судебных процессов [15, с. 6-7].
Система военных судов не соответствует административно-
Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом Республики Беларусь, а организационное обеспечение деятельности военных судов - Министерством юстиции Республики Беларусь (ч. 2 ст. 183 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Военной коллегии Верховного Суда и военных судов осуществляются Министерством обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министерству обороны (ч. 2 ст. 183, ст. 191 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
2.1. Компетенция военных судов
Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего.
Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в вооруженных силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.
Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 г. № 100-З «О статусе военнослужащих» с посл. изм. и доп.).
Статус военнослужащих распространяется на:
- офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядовых, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат и матросов срочной службы, проходящих ее в вооруженных силах, внутренних и пограничных войсках, Комитете государственной безопасности, иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с действующим законодательством;
- военнообязанных, призванных на сборы.
Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве обвиняемого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступление будучи военнослужащим, а моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).
К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о воинских преступлениях. Это невыполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части или места службы и другие (гл. 37 УК).
Уголовные дела о преступлениях рассматриваются судьей военного суда единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом: судьей военного суда и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.
Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение предварительного расследования и уголовного преследования, принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение, отказ в возбуждении уголовного дела. Этим занимается судья военного суда единолично.
Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из воинских отношений. Это дела по спорам военнослужащих о переводах, возмещении материального ущерба, увольнении с воинской службы, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).
Военные суды осуществляют судебную защиту военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц путем рассмотрения гражданских дел:
- о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;
- о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;
- об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;
- о необоснованном понижении в должности; об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;
- о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;
- о незаконном возложении материальной ответственности;
- по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.).
Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность.
Жалобы военнослужащих рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для дел, возникающих из административно-правовых отношений.
Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.
Межгарнизонные военные суды рассматривают следующие заявления военнослужащих:
- о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;
- о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;
- об отмене дисциплинарных взысканий;
- о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы; о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей;
- о взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия, а также средств за неиспользованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера.
Указанные категории гражданских дел разрешаются судьей военного суда единолично, но по правилам искового производства, регламентированного в разделе VI ГПК.
Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами.
В отличие от судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
В литературе отмечается, что компетенция военных судов Республики Беларусь не включает в себя всю полноту судебной власти в военной организации государства, что противоречит Концепции судебно-правовой реформы [13, с.38]. Поэтому Адамюк О.И. предлагает включить в компетенцию военных судов осуществление правосудия в порядке административного судопроизводства в целях наделения военных судов всей полнотой судебной власти и укрепления единства судебной системы Республики Беларусь [8, с.75].