Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:40, курсовая работа
Данная тема очень важна при изучении истории отечественного государства и права.
Вопрос о возникновении права вообще и права Древней Руси, в частности, вызывает не меньше споров, чем вопрос о возникновении государства. Его решению препятствуют как различные подходы к определению понятия права, так и практически полное отсутствие письменных актов того времени. Основным источником права Киевской Руси являются правовые обычаи. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским. Другим источником права являются договоры.
Введение
1. Возникновение древнерусского феодального права
2. Причины перехода от обычаев к «Русской правде»
3. Русская правда - кодекс раннефеодального права (ее происхождение, основные редакции и институты)
Заключение
Список используемой литературы
Вологодский
институт права и экономики ФСИН
России
Кафедра
государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ГОСУДАРСТВА И
ПРАВА
По
теме: «Возникновение и развитие древнерусского
права, «Русская правда» и её основные
институты».
Выполнил:
Слушатель 463 уч.группы
первого курса ФЗО
лейтенант внутренней службы
Воробьёв
В.В.
Зачетная
книжка №1041
Научный руководитель:
______________________________
г. Вологда
2007 г.
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Возникновение древнерусского феодального права | 4 |
2. | Причины перехода от обычаев к «Русской правде» | 9 |
3. | Русская правда - кодекс раннефеодального права (ее происхождение, основные редакции и институты) | 13 |
Заключение | 20 | |
Список используемой литературы | 21 |
ВВЕДЕНИЕ.
Данная тема очень важна при изучении истории отечественного государства и права.
Вопрос о возникновении права вообще и права Древней Руси, в частности, вызывает не меньше споров, чем вопрос о возникновении государства. Его решению препятствуют как различные подходы к определению понятия права, так и практически полное отсутствие письменных актов того времени. Основным источником права Киевской Руси являются правовые обычаи. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским. Другим источником права являются договоры. Причем не только межгосударственные, но и договоры между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Но наибольший интерес представляет естественно княжеское законодательство: Русская Правда, Церковные Уставы Владимира и Ярослава. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии.
Западная Европа хорошо знала римское частное право и, естественно, пользовалась пригодными нормами. Русская же практика самостоятельно выработала целый ряд оригинальных институтов, вытекающих из потребностей жизни.
Все
это, а также Русскую Правду и
её институты и необходимо рассмотреть
в данной курсовой работе.
1. Возникновение древнерусского феодального права.
С чего начиналось право древнерусского государства? Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу» и т.п.
Обычное
право весьма консервативно, оно часто
долго соседствует с правом публичным
в условиях, когда уже складывается государство
и все институты права. На Руси долго считали,
что поступать по старине, значит поступать
по праву. «Что старее, то правее», – говорит
пословица. В то же время обычное право,
не будучи закреплено в законе, способно
изменяться вместе с жизнью. К древнейшим
нормам обычного права восточных славян
относились кровная
месть, круговая порука,
умыкание невесты, многожёнство,
особая словесная форма
заключения договора,
наследование в кругу
семьи и др. Часть их можно обнаружить
в древнерусском законодательстве уже
в качестве норм публичного права, часть
их видоизменяется, некоторые утрачиваются.
Кровная месть, к примеру, запрещается
в XI в. и заменяется денежным штрафом.
Второй источник права Киевской Руси – это собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. О том, что таковое имело место, узнаем из текстов договоров Руси с Византией, могущественным южным соседом державы Рюриковичей. Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и другое. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы.
Третий источник древнерусского права – право византийское, его рецепция (усвоение), а через него – частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга, которые составили образованную элиту общества, стремившуюся к усовершенствованию русского права.
На протяжении двух последующих столетий, XI и XII, Русь как прилежная ученица усваивала чужое право, приспосабливая его к условиям местной жизни. На Русь в что время хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике – номоканоны, т.е. объединения канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав, Номоканон патриарха Фотия 14 титулов. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и его сына Константина Компронима, посвящённый гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировавший в основном феодальное землевладение, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные; Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов; Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном и другие.
Под влиянием византийского права уже в XI в. все членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.
Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Они содержат положение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русская церковь получала из казны на содержание; церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично oт юрисдикции княжеского суда; церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде. Это ценный источник изучения права.
Однако главный источник, по которому изучается древнерусское право, представляет собой Русская Правда – первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV–XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.
Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Яросяавичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015–1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).
Правда Ярославичей (ст. 19–43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 – годом смерти одного из его сыновей.
Создание второй редакции Русской Правды – Пространной Правды – исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие – Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53–121), целиком состоящий из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наследственное, основательно разработан юридический статус категорий населения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав, введенный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.
Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII–XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.
2. Причины перехода от обычаев к «Русской правде»
В
Древнерусском государстве
Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Устав создан на рубеже X-XI вв. в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Оригинал до нас не дошел. Известны лишь списки, составленные в XII в. (Синодальные и Оленецкие редакции).
В
IX в. получает развитие и светское право.
Появляются сборники права, содержащие
накопленный княжеским и