Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:42, реферат
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Представления о государстве как
организации, осуществляющей свою деятельность
на основе закона, начали формироваться
уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового
государства связывались поиски
более совершенных и
Государственная власть, признающая
право и, одновременно, ограниченная
им, по мнению древних мыслителей, считается
справедливой государственностью. “Там,
где отсутствует власть закона, —
писал Аристотель, — нет места
и (какой-либо) форме государственного
строя”(Аристотель. Политика. М., 1911. С.
165.). Цицерон говорил о государстве
как о “деле народа”, как о
правовом общении и “общем правопорядке”.
Государственно-правовые идеи и институты
Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на становление
и развитие более поздних прогрессивных
учений о правовом государстве.Рост
производительных сил, изменение социальных
и политических отношений в обществе
в эпоху перехода от феодализма к
капитализму порождают новые
подходы к государству и
В период начавшегося разложения феодализма
идеи правовой государственности с
позиций историзма изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Макиавелли
и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли
на основе многовекового опыта
В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Отметим наиболее важные теоретические положения их учений о правовом государстве.
Гроций был первым выдающимся теоретиком
школы естественного права. Согласно
его теории существует право естественное
и право волеустановленное. Источником
естественного права является природа
человека, человеческий разум. К предписаниям
естественного права он относит
воздержание от чужого имущества, обязанности
соблюдения обещаний, возмещение виновного
ущерба, а также “воздаяние”
людям заслуженного наказания. Волеустановительное
право, исходящее от государства, должно
всецело соответствовать
оэтому выдвигалось требование
нового права, “отвечающего законам
разума”. Целью государства он считал
охрану частной собственности
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи, связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных( См.: Спиноза Б. Избр. сочинения. Т. II. М., 1957. С. 207—209, 261.).
Гоббс, защитник абсолютной монархии
в Англии, разработал тем не менее
ряд прогрессивных положений
о господстве права в общественной
жизни, которые впоследствии были развиты
революционными буржуазными мыслителями.
К их числу относятся обоснование
формального равенства перед
законом, незыблемость договоров. Гоббс
отстаивал понимание свободы
человека как права делать все
то, что не запрещено законом, и
тем самым заложил
Локк, по словам Маркса, был классическим
выразителем правовых представлений
буржуазного общества в противоположность
феодальному(См.: Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. Т. 26. 4.1. С. 371.). Государство, которое
создается для охраны естественных
прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает
законы для устройства и учреждения
собственности, а также использует
общественные силы для исполнения этих
законов и для защиты от внешних
нападений. В таком государстве
господствует закон, обеспечивающий естественные
неотчуждаемые права
Монтескье установление правовой государственности
объяснял необходимостью политической
свободы в гражданском
Дидро правовые начала государственной
власти обосновывает ее суверенностью,
построенной на общественном договоре.
Государственная власть, по его мнению,
возникает как продукт
Джефферсон, автор “Декларации
независимости Соединенных
Значительный вклад в
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”( Кант И. Соч. Т. 4. 4.11. С. 233.). Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности.
В правовом государстве гражданин
должен обладать той же возможностью
принуждения властвующих к
Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
Гегель рассматривает
Государство, по Гегелю, это наиболее
совершенная организация
Ценность гегелевских
Маркс рассматривал государство и
право исходя из открытой им классовой
теории общественного развития. Согласно
данной теории государство и право
исчезнут вместе с исчезновением
классов в результате установления
диктатуры пролетариата в процессе
перехода к обществу без классов(
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28.
С. 427). Анализируя соотношение буржуазного
государства и права, Маркс доказывает,
что юридический закон есть продукт
и отражение материальных производственных
отношений классового общества. Законодательство
только фиксирует требования, диктуемые
экономическими отношениями. От государства
же зависит, насколько адекватно
оно сможет отразить в законах
исторически сложившиеся
Маркс пишет, что реальную силу законы получают только тогда, когда одобряемый ими, выражающийся в них момент порядка социальных отношений “находится в гармонии с общественным способом производства(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 724.) . Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства: “Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный”( Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 17 С. 26.) .
Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Иеринга, Еллинека, Дюги, Ориу, Паунда, Спенсера и других оттачивала элементы теории правового государства с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Иеринг считает, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу “умственные и нравственные силы”(См.: Иеринг P. Цель в праве. СПб., 1881. С.47.).В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, как господствующий, являющийся юридической личностью союз народа, удовлетворяющий индивидуальным, национальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества( См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 287.).
Информация о работе Возникновение и развитие идей о правовом государстве