Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:42, реферат
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Р.S/. ПРИОРИТЕТ – (от лат. prior - первый, старший) - англ. priority; нем. Prioritat. Первенство, преобладающее значение ч.-л.
Государство — это независимая
централизованная социально-политическая
организация для регулирования
социальных отношений. Оно существует
в сложном, стратифицированном обществе,
расположенном на определённой территории
и состоящем из двух основных страт
— правителей и управляемых. Отношения
между этими слоями характеризуются
политическим господством первых и
налоговыми обязательствами вторых.
Эти отношения узаконены
Госуда́рство — это
Правовое государство — это
суверенное государство, которое концентрирует
в себе суверенитет народа, наций
и народностей, населяющих страну. Осуществляя
верховенство, всеобщность, полноту
и исключительность власти, такое
государство гарантирует
3Проблемы и пути формирования правового государства в России.
Идея формирования правового государства существовала в России и до, и после октября 1917 г. Однако в силу ряда причин правовому государству не суждено было утвердиться. Причины заключались в следущем:
• право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности;
• .правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии;
• гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.;
• стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю;
• протяженность границ, пестрый
национальный состав, исторические условия
формирования российской государственности
способствовали имперскому сознанию и
имперским методам
После октября 1917 г. к перечисленным причинам добавились и другие: некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие преемственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естественно-правовые ценности; обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны; отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс; возвышение исполнительных органов над законодательными; возвеличивание карательных учреждений; культ вождя и др.
Немецкий советолог К. Вестей, оценивая конституционное развитие СССР, писал: «Достигнутое сегодня состояние правового развития в Советском Союзе есть только первый маленький шаг в теоретическом признании господства права». Как в дальнейшем пойдет правовое развитие, автор не брался предугадать.
Действительность не раз ломала различные прогнозы. Идея правового государства вначале лишь декларировалась. Затем она стала избирательной программой народных депутатов, нашла законодательное воплощение. Но, увы, была не раз сокрушена реальной жизнью.
Попробуем разобраться, что есть у нас от правового государства, чего никогда недоставало, а также что необходимо предпринять для его формирования. Мы имели:
• провозглашение принципа «Все во имя человека, все для блага человека». Недоставало проведения этого принципа в жизнь, но само закрепление его является своего рода реальным достижением;
• провозглашение государства общенародным. Конечно, в действительности оно так и не сложилось. Однако такое провозглашение создавало правовые предпосылки для борьбы за установление государства народа и для народа;
• особую совокупность аксиом, норм и принципов, которые составляли основу как правотворческой, так и правоприменительной деятельности государства. Это своего рода естественное право. К сожалению, последнее монопольно формировалось одной партией, что приводило к узурпации прав общества в целом;
• законы и другие нормативные акты, составляющие правовую основу государственной и общественной жизни;
• провозглашение весьма широкого круга прав и свобод граждан, реально не обеспеченных и не гарантированных; '
• провозглашение принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан.
Вместе с тем нам не хватало подлинной законности в реальных отношениях и, более того, чувства законности как в рядовой массе, так и в среде правящих. Ряд гарантий прав и свобод или отсутствовал, или нуждался в серьезном усилении. Недоставало не только компетентности многим руководящим работникам и должностным лицам, но и независимости ряда органов в исполнении ими государственных функций. До недавнего времени не признавался примат прав и интересов личности перед интересами общества и государства; не существовало официально признаваемых общечеловеческих норм, которые бы опосредовали действие всех других прав и принципов; не было признания официальными кругами и восприятия в массовом сознании того обстоятельства, что государство не может чего-то сделать ни при каких условиях (признание пределов государственной деятельности); не признавалась теория разделения властей, теория сдержек и противовесов в механизме государства; не работал институт непосредственного народного волеизъявления (референдум).
Фактом отсутствия каких-либо институтов
и неразвитости соответствующих
процессов обусловлена
Суть правового государства
выходит за рамки формально-юридических
установлений законодательного процесса.
Если в последнем имеет значение,
кто формально обладает правом законодательной
инициативы, кто и в каком порядке
составляет законопроект, кем и куда
он направляется, как обсуждается, голосуется,
публикуется и т.д., то формирование
правовых постулатов требует обращения
в первую очередь к содержательно-
Для формирования правового государства имеет едва ли не определяющее значение этнический фактор. При всей общности человеческих проблем, при одинаковости вытекающих из них норм просматриваются и особенные проблемы, свойственные населению конкретной страны в данных исторических условиях, Государство, если оно стремится быть правовым, не может игнорировать состав и характер населяющих страну народов.
Правовое государство не может безнаказанно порывать с существующей властью, которая пользуется у населения авторитетом. Речь идет не об отдельных служителях власти, а об органах как таковых.
Разгон Учредительного собрания не
повысил авторитет большевиков,
укрепил диктаторский режим и
еще больше отдалил Россию от правового
государства. Учреждение президентского
правления, как представляется, повлекло
за собой скорее негативные последствия.
Во всяком случае, праву в этом аспекте
больше бы соответствовали законы,
укрепляющие традиционно
Очевидно, пройдут десятилетия, пока
идея правового государства
Информация о работе Возникновение и развитие идей о правовом государстве