Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:58, реферат
Всемирная торговая организация (ВТО) является межгосударственным представительным совещательным органом, основная задача которого состоит в проведении многосторонних переговоров в области международной торговли товарами и услугами, реализации достигнутых соглашений и урегулировании возникающих противоречий в области торговли между странами – членами организации (144 страны). Целью и стратегией ВТО является установление единых правил и снижение технических барьеров в международной торговле.
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ
В ВТО: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Всемирная торговая
организация (ВТО) является межгосударственным
представительным совещательным органом,
основная задача которого состоит в
проведении многосторонних переговоров
в области международной
Для большинства
членов ВТО, являющихся малыми открытыми
экономиками с высокой степенью
зависимости от внешней торговли
и ограниченными ресурсами, выгоды
от интеграции в мировую экономику
в долгосрочной перспективе почти
очевидны. Россия не является малой
открытой экономикой, и ведущиеся
в настоящий момент переговоры по
вступлению России в ВТО вызывают
острый общественный диалог внутри страны.
Существует ряд исследований по оценке
качественных и количественных последствий
вступления России в ВТО. Методология
количественных оценок последствий
либерализации мировой торговли
основана на равновесных вычислительных
моделях. Результаты эмпирических расчетов
практически во всех случаях прогнозируют
значительный экономический рост в
долгосрочной перспективе при небольших
краткосрочных издержках. Это связано
с тем, что подобные модели базируются
на тех же предпосылках конвенциональной
экономической науки, что и сама
идея создания и функционирования ВТО.
Предполагается, что в долгосрочной
перспективе после
Трудность оценки возможных
последствий вступления в ВТО
заключается в том, что негативные
последствия в виде спада ВВП
и роста безработицы, краткосрочны,
а позитивные результаты либерализации
торговли, вызванные более эффективным
размещением ресурсов, отнесены на
более поздние периоды. Следовательно,
эффективность от вступления ВТО
во многом обуславливается
К негативным последствиям
вступления России в ВТО можно
отнеси потерю доли внутреннего рынка
российскими предприятиями
Надежды на рост экспорта
продукции перерабатывающих предприятий
с большой долей внутреннего
продукта в цене в результате открытия
зарубежных рынков могут не оправдаться.
Такие предприятия сейчас не способны
привлечь достаточный для модернизации
уровень иностранных
Либерализация внешней
торговли подразумевает рост числа
безработных в стране из-за увольнений
на неконкурентоспособных
Страны-члены ВТО
при вступлении России будут требовать
скорейшего «подтягивания» уровня внутренних
цен на энергоносители к мировым
ценам. В долгосрочной перспективе
такие меры должны повысить конкурентоспособность
предприятий через более
Позитивными последствиями
вступления России в ВТО в краткосрочной
перспективе можно назвать
В целом позитивный
эффект от вступления в ВТО будет
достигнут от снижения стоимости
импортного производственного
Для многих развивающихся
стран и стран с переходной
экономикой, вступивших в ВТО, единственными
инструментами защиты конкурентоспособности
страны стали низкая зарплата и девальвация
обменного курса. Использование
девальвации предполагает одновременное
внедрение пакета сопутствующих
реформ, которые позволят предприятиям
использовать конкурентные преимущества
от девальвации. В противном случае
будет стимулирован рост цен через
спираль «девальвация – инфляция»
и «зарплата – инфляция», что
подрывает доверие к
По некоторым оценкам,
после кризиса 1998 года курс российского
рубля оказался занижен, чем смогли
воспользоваться многие предприятия,
нарастив в последующие годы объемы
выпуска продукции (предприятия
пищевой промышленности, сельское хозяйство…).
Но высокий экономический рост в
2000-2002гг. сопровождался еще более
высоким ростом затрат и снижением
эффективности. Такое качество экономического
роста не способствует повышению
внешней конкурентоспособности, а,
с учетом планов по росту цен на
энергоносители, выгоды от заниженного
обменного курса рубля
Очевидно, Россия не
может не принимать участие в
процессах глобализации мировой
экономики. Препятствование интеграционным
процессам и консервирование
отечественной экономики в «
Россия и ВТО: за и против
Большинство простых обывателей не представляют себе на практике, к чему приведет вступление России в ВТО. Вопрос, естественно, неоднозначный, и мы попробуем разобраться в плюсах и минусах последствий такого шага.
Начнем с небольшого экскурса в историю. Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) является международной организацией, она была создана в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда. Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами.
А теперь обратимся к истории отношений России с ВТО. В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Но США отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО. Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными оказались переговоры с США, которые велись в течение шести лет. На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. В принципе, ситуация решается многосторонними переговорами. Однако, чуть позже вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом побыстрее вступить в организацию, однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года. Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли.
Однако, теперь вернемся к нашим за и против. Начнем с плюсов. Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются и в настоящее время против России применяется более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. долл. Во-первых, доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны. После вступления в ВТО Россия смогла бы вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки – снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг, а также получила бы доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений.
Во-вторых, Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются, в результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны. И у России есть возможность принимать участие в выработке новых правил международной торговли, с учетом ее текущих и стратегических интересов.