В-третьих, по оценкам,
расширение ЕС за счет государств ЦВЕ
и Прибалтики существенно ухудшит
условия доступа на рынки этих
стран, а Россия не имеет правовых
возможностей для защиты своих интересов
и получения компенсаций. ВТО
предоставила бы возможность получения
компенсаций за ущерб, нанесенный в
случае расширения таможенного союза
ЕС.
В-четвертых, законодательство
России противоречиво и непоследовательно,
подвержено непредсказуемым изменениям.
Это существенно препятствует нормальному
развитию экономической деятельности,
привлечению капиталовложений. Участие
в ВТО предполагает стабильность
и транспарентность законодательства,
основанного на многосторонних нормах.
Само по себе оно существенно повышает
привлекательность государства для иностранных
инвестиций.
Также, субъекты Федерации
часто применяют меры, препятствующие
нормальным экономическим обменам.
В соответствии с нормами ВТО,
участник должен привести все свое
законодательство, в том числе
на региональном уровне, в соответствие
с общими и специфическими обязательствами
России. Помимо этого, таможенная политика
России, как и политика регулирования
доступа на рынок, запутана и противоречива,
а участие в ВТО подчинит политику
регулирования доступа на рынок
строгим правилам.
Теперь о минусах.
На первый взгляд их меньше, но это не
делает их менее существенными. Россия
лишится возможности защиты товаропроизводителей,
так как тариф будет связан
и субсидии ограничены, Россия будет
вынуждена открыть ключевые рынки
услуг, в том числе финансовых,
что нанесет ущерб ее национальным
интересам. Также, Россия потеряет возможность
принимать те законы, которые она
хочет, и проводить суверенную экономическую
политику. Участие в ВТО приведет
к росту расходов федерального бюджета.
Еще что немаловажно, участие
в ВТО потребует серьезных
изменений в работе Правительства,
а точнее речь идет о решении достаточно
непростой задачи подготовки квалифицированных
госслужащих.
Конечно, все эти
проблемы решаемы, а некоторые из
них даже путем переговоров, однако,
если оценивать ситуацию объективно,
то это не так просто как кажется.
К тому же, стоит учитывать, что
в нашей стране многие, начиная
с представителей власти, заканчивая
предпринимателями, далеко не полностью
отдают себе отчет о возможных
последствиях неверно принятого
решения и развитии событий в
том или ином случае.
ВТО: ЗА И ПРОТИВ
(9123)
-
Нодари Александрович, мне, признаюсь,
в аббревиатуре ВТО по старой памяти слышится
трехсловье - Всесоюзное театральное
общество. Не знаю, как у вас?
- По английский
ВТО - WTO. Противники его говорят, что
это World Take Over organization, то есть, организация
по захвату мира. Видите, у каждого свои
ассоциации.
- Почему
в 1995 году ГАТТ (Генеральное соглашение
по тарифам и торговле) преобразовали
в ВТО. Каков смысл такой
замены?
- После
Второй мировой войны образовались
новые государства, а ГАТТ
был в основном создан для
развитых государств. Также как
и Международный валютный фонд
был создан исключительно для
развитых стран. Кто тогда думал,
что он будет заниматься в
основном делами стран развивающихся.
Также и ГАТТ: до 50-60-х годов
прошлого века многие развитые
страны еще имели колонии, и
никто их не принимал всерьез.
Но произошла трансформация мирового
рынка: появились новые специфические
участники, и они, вступая в
ГАТТ, выдвигали свои требования.
И надо было все переосмысливать.
Потом и в развитой экономике
произошли серьезные изменения.
Обычные монополии, о которых
мы всегда говорили, стали транснациональными
корпорациями. И банки стали транснациональными.
То есть, внутри самого развитого
капитализма менялись субъекты,
участвующие в мировом торговом
сотрудничестве. Гигантские изменения
произошли. Стали поговаривать
и о том, что национальные
правительства - это уже ничто,
а вот транснационалы...
Произошли
серьезные структурные изменения
в мировом рынке, поэтому нужна
была и новая организация. ГАТТ
исчерпал себя. Были очень острые
столкновения внутри, и обсуждения
требовали уже первого раунда,
второго... Сейчас даже высокоразвитые-то
страны между собой часто никак
не могут столковаться, допустим,
по вопросам сельского хозяйства,
а тут еще абсолютно разный
уровень стран, в разных эпохах
даже находящихся. Там чуть
ли не феодальные, раннекапиталистические
отношения, а тут уже создают
уклад будущего общества информационных
технологий.
- Сколько
стран уже вступило в ВТО,
сколько на подходе?
- 153 вступило,
и несколько десятков стоят
в очереди. Из бывших республик
СССР вступили Эстония, Латвия,
Грузия, Киргизия, близки к вступлению
Литва, Армения и Молдова.
- Какими
правами обладает страна-член
ВТО и какие потери при этом могут возникнуть?
- Опять
богатые могут становиться богаче,
а бедные в лучшем случае
оставаться бедными или беднеть
еще больше. Ведь что на деле
значат равные права и условия,
этот главный принцип ВТО? Если
США получают равные условия
с Китаем, Индией, я уж не говорю
о более мелких странах, то
эти равные условия на самом
деле вовсе не равные, все оборачивается
в пользу США, потому что
крупнейшие корпорации приходят,
завоевывают весь рынок и вышвыривают
на свалку истории все местные
предприятия и фирмы. И те
не имеют права сопротивляться:
по правилам ВТО что национальный
предприниматель, что иностранный - все
имеют абсолютно одинаковые права. Для
развивающихся стран делают определенные
уступки. Им на какой-то переходный период
даются по каким-то позициям льготы.
Это все заранее обговаривается, причем
не только вообще, но и с разными партнерами
в отдельности. Приговаривается: "мы
допускаем, что вы не сразу снимете тарифы
и пошлины, а поэтапно, сначала доведете
до 14 процентов, потом до 10, до 7. Но это
все равно не решает проблем, потому что
за 3-5, даже за 10 лет совершенно отсталую
страну не сделаешь передовой. Страна
может выиграть, только если она сырьевая,
и у нее совершенно уникальное сырье, которое
имеет большой спрос.
- Тот же
чайный лист, кофейные зерна?
- Чайный
лист, кофе, марганец. Вот пример - страна
Науру. Маленький островок в
Тихом океане, но он весь из
фосфатов. За два-три десятилетия
вырыли на острове огромную
яму, и получился бублик. Теперь
это государство-бублик. И живут
они теперь только тем, что
превратили себя в офшорную
зону и предоставляют возможность
отмывать деньги - грязные, серые
и черные. А все фосфаты выгребли.
ВТО
дает преимущество здоровым, сильным
экономикам, которые могут развивать
международное разделение труда
на максимально выгодных для
себя условиях. Что они могут
сами создавать, они вывозят
на мировой рынок по общим
правилам, конкурируют и побеждают,
а что не могут, закупают
у других. Идет нормальный обмен,
но это при условии, что все
страны более-менее примерно одинаковы.
Не обязательно одинаковая структура
экономик, страны могут взаимно
дополнять друг друга, как,
скажем, Австралия и Новая Зеландия.
Они могут быть и сельскохозяйственными
странами, но все они высокого
класса и способны конкурировать
на мировых рынках. Где-то выигрывают,
где-то проигрывают, но в общем
балансе они быстро развиваются.
Повышают свой жизненный уровень,
экономика процветает. Но когда
речь идет о принципиальном
структурном различии экономик,
тут уже возникают проблемы. Скажем,
проблема текстиля, ее еще ГАТТ
решал. Нужно, чтобы западные
рынки открылись для развивающихся
стран. До сих пор не выполнено.
И это одна из причин, почему
сейчас никак не могут собрать
очередное заседание ВТО. Бедные
страны говорят: "Позвольте, вы
сначала выполните решение, которое
сами же принимали. Нам выгодно,
чтоб вы допускали текстиль
на свои рынки, а вы нас
не пускаете, а то, что для вас
выгодно, настаиваете, чтобы мы
делали". Вот один из споров
между развивающимися и богатыми
странами на сегодняшний день.
- Выходит,
ВТО - это как бы мышеловка?
- Да. Умная
мышь видит сыр, но она опытная,
уже много пережила, она может
обойти эту мышеловку и поискать
где-то на стороне крошки сыра,
не кусочек, а крошки. А глупая
мышь полезет. Но ВТО - особая
мышеловка: она очень широкая,
практически хочешь не хочешь, а нужно
туда лезть. И все же некоторые мыши сегодня
спасаются только тем, что вообще никуда
не лезут. Голодают, но не лезут, потому
что понимают: обойти нет возможности,
а зайти – попадешь в беду. На картинке
ситуацию можно было бы изобразить так:
ВТО окружило бедных мышей, и деваться
им некуда. Нет альтернативы! Раньше был
Советский Союз, и многие страны доили
нас, доили США, потому что понимали заинтересованность
в их привлечении на свою сторону. Сейчас
этого нет. Есть развитые страны и еще
недавно на коленях стояла экономика России,
Восточная Европа занимается сама собою
и стремится в Западный мир, поэтому развивающиеся
страны брошены на произвол судьбы.
Лишь небольшая
группка стран самостоятельно вышла в
развитые - Южная Корея, Тайвань, Сингапур,
большинство же остальных на стадии развивающихся.
Но тут есть важный момент. Много говорят
о глобализации, а я в своих писаниях все
время отмечаю, что кроме глобализации
есть еще один феномен в мире - регионализация.
Это прямая реакция на глобализацию. Эти
маленькие мыши объединяются, чтобы создать
колонии мышей, а вы знаете, что маленькие
мыши могут и большого слона загрызть!
Самая процветающая организация тут -
АСЕАН в Юго-Восточной Азии. Я посмотрел
статистику: АСЕАН по динамике экономического
роста стоит на первом месте в мире, опережая
НАФТА, во главе с Америкой, и Западноевропейский
союз. Динамика роста у АСЕАН самая высокая.
Входящий в АСЕАН Сингапур по уровню жизни
стоит в десятке передовых стран. По конкурентоспособности
он чуть ли не первое место выходит. Таиланд
очень энергично развивается, солидная
экономика у Малайзии, у Филиппин похуже.
Индонезия топчется только из-за того,
что там политические дрязги, спровоцированные,
кстати, финансовым кризисом и давлением
МВФ, который настоял на либерализации
нефтяных цен. Керосин и бензин сразу подскочили,
и это вызвало, как искра, пожар, а страна
многоэтничная. Начались китайские
погромы, затем христианские, у них есть
острова, где христиане составляют значительную
часть населения. Заныли и старые болячки,
их голландцы 60 лет покоряли, никак не
могли подчинить остров Суматру. Короче,
Индонезия самая большая страна из асеанских,
но она чисто по политическим и этническим
причинам не может достичь благополучия.
- Эти
страны одновременно встроились
и в ВТО?
- Члены
АСЕАН все в ВТО, но важно,
что они были прежде крайне
отсталыми странами. АСЕАН сначала
был создан по чисто политическим
причинам, как реакция на вьетнамскую
войну, но война закончилась,
и они перешли на рельсы
чисто экономического сотрудничества.
И с тех пор, с 1975 года, произошло
бурное развитие, и торговля внутри
АСЕАН уже превышает его торговлю
с остальным миром. Вот вам
чистый регионализм.
- И
им ВТО не страшен?
- Во
всяком случае, они могут бороться.
Возьмите МЕРКАСУР, это уже Латинская
Америка. Не такая, как АСЕАН,
динамичная система, она создана
недавно. Вот так глобализации
и ВТО начинают противостоять
региональные организации. Они
используют регионализм как орудие
нейтрализации негативных тенденций,
связанных с глобализацией. Одно
дело, пришла бы отдельная страна,
скажем, Малайзия, и начала бы
в ВТО возмущаться, ее бы
выслушали и отвернулись, а
когда говорят АСЕАН, МЕРКАСУР,
во главе с Бразилией, еще
одним полюсом мира, то ВТО
уже не может не прислушиваться.
- Вернемся к России. На мой
взгляд, наша страна страдает
комплексом неполноценности, который
ей усердно навязывают наши
западные "друзья". Вступив в
Парижский клуб, мы стали платить
по царским долгам. У нас что,
вновь монархия, правят наследники
Романовых? И с ВТО то ж:
желание вступить в эту организацию,
похоже, идет от того же чувства
ущербности. Мы изо всех сил
хотим быть как США, Франция,
Голландия. Вы со мной согласны?
- Иногда мы ищем какие-то глубины,
а истина вот она, лежит на
поверхности. Все дело в амбициях
нашего бывшего президента Ельцина
и желания узкого круга окружающих
его лиц угодить ему, потому
что все зависело от его
монаршего веления. Он мог пальцем
шевельнуть, и судьба целой группы
чиновников была бы решена. И
все подпевали ему: «мы великая
держава, нам надо быть в
семерке, пусть даже шестеркой,
но все равно надо». История
с Парижским клубом – ярчайшее
выражение вот этой психологии.
Ельцин даже не знал, что такое
Парижский клуб, но он знал, что
там все развитые страны, а
значит и нам тоже надо быть.
Хотя мы при этом потеряли
все долги, которые нам должны
были многие страны!
- И
почему мы потеряли своих должников?
- Потому
что одним из условий нашего
принятия было, чтобы мы, согласно
решению семерки, списали долги
наименее развитых стран. Было
у нас примерно 160 - 180 миллиардов
долларов - нам должны были, мы
сразу потеряли уйму, и осталось
долгов на 50 миллиардов долларов.
Через год или полтора по
новому решению, настаивала общественность
развивающихся стран, простили
долги еще какой-то группе стран
- осталось 10 миллиардов. Вот вам
результат вступления в Парижский
клуб, не вступили бы, ничего бы
этого не было.