1. Взаимодействие
права и нравственности:
- действия
субъектов, поощряемые правом, поощряются
и нравственностью.
- проявляется
в упорядочении общественных отношений,
позитивном влиянии на личность, воспитании
у неё высоких гражданских качеств.
- формируют
у граждан должную юридическую и нравственную
культуру и правосознание.
- нормы права
служат и должны служить проводниками
нравственности, закреплять и защищать
нравственные устои общества.
- Сила законов
увеличивается, если они опираются не
только на власть, но и на нравственность.
2.Единство
права и нравственности:
1) и
право, и нравственность являются
социальными нормами;
- право и нравственность
преследуют одни и те же цели и задачи
— регулирование и упорядочение общественных
отношений;
- у права и
нравственности одни и те же объекты регулирования
— общественные отношения (только в разном
объёме);
- право и нравственность
в качестве нормативных явлений определяют
границы должного и возможного поведения
субъектов;
- право и нравственность
являются надстроечными категориями,
обусловленными экономической базой,
сложившейся в том или ином обществе;
- право и нравственность
выступают в качестве фундаментальных
общественных ценностей, показателей
социального и культурного прогресса.
3. Отличия
права и нравственности:
- по способам
их установления и формирования. В отличие
от норм права
нормы нравственности не государством
непосредственно и они вообще не являются
продуктом какой-то специальной целенаправленной
деятельности, а возникают и развиваются
спонтанно в процессе
практической деятельности людей. Нравственность
носит неофициальный, негосударственный
характер.
- по методу
их обеспечения. Если право создаётся
государством, то оно им и обеспечивается,
охраняется, защищается. За правом стоит
аппарат принуждения. Нравственность
же опирается на силу общественного мнения.
Нарушение нравственных норм не влечёт
за собой вмешательства государственных
органов.
- по форме
их выражения и фиксации. Если правовые
нормы закрепляются в специальных юридических
актах государства, группируются по отраслям
и институтам, систематизируются, то нравственные
нормы не имеют подобных чётких форм выражения,
не учитываются и не обрабатываются, а
возникают и существуют в сознании людей
—участников общественной жизни. В отличие
от права, которое представляет собой
логически стройную и структурированную
систем нравственность — относительно
свободное, внутренне не систематизированное
образование.
- по характеру
и способу воздействия на сознание и поведение
людей. У
права и нравственности разные оценочные
критерии, социальные мерки. Нормы
права содержат в себе более или менее
подробное описание
разрешаемого или запрещаемого действия,
точно указывают нужный
вариант поведения, заранее устанавливают
санкцию за нарушение
данного предписания, тогда как нравственные
нормы не имеют такой
степени детализации и не предусматривают
заблаговременно
объявляемый вид ответственности.
- по порядку
и характеру ответственности за их нарушение.
Противоправные действия влекут за собой
реакцию государства,
юридическую ответственность, порядок
возложения которой носит
процессуальный характер. За нарушение
нравственности наказание
выражается в том, что нарушитель подвергается
нравственному осуждению, порицанию, к
нему применяются меры общественного
воздействия.
- по уровню
требований, предъявляемых к поведению
людей. Этот уровень
значительно выше у нравственности, которая
во многих случаях требует от личности
гораздо большего, чем юридический закон,
хотя он и
предусматривает за некоторые противоправные
действия весьма суровые
санкции.
- по сферам
действия. Нравственное пространство
гораздо шире правового.
Право регулирует наиболее важные общественные
отношения, а нравственность все остальные
проявления жизни.
- различный
исторический процесс формирования. Нравственность
«старше по возрасту», древнее, она всегда
существовала и будет существовать в обществе,
тогда как право возникло лишь на определённой
ступени социальной эволюции.
9) нравственность
— одна из форм общественного
сознания, право не является таковой.
4. Противоречия
между правом и нравственностью:
Причины
противоречий заключаются в том,
что у данных норм разные методы
регуляции, различные подходы критерии
при оценке поведения субъектов. Расхождения
также вызываются сложностью и противоречивостью
самой жизни, бесконечным разнообразием
возникающих в ней ситуаций, неодинаковым
уровнем нравственного и правового сознания
людей. Право по своей природе консервативно,
оно неизбежно отстаёт от течения жизни,
к тому же в нём самом немало коллизий.
Нравственность же более подвижна, динамична,
активнее и эластичнее реагирует на происходящие
изменения. Отсюда в любом обществе всегда
разное правовое и нравственное состояние.
Существуют ситуации, когда закон нечто
разрешает, а нравственность запрещает,
и наоборот.
С другими
социальными нормами нормы права
имеют схожее соотношение. Право создаётся
людьми для достижения определённых целей,
обладает ценностью и имеет социальное
назначение, состоящее в следующем:
1) право нацелено на создание
устойчивого, стабильного порядка
в общественных отношениях;
право
обеспечивает свободу человека во всех
сферах его
жизнедеятельности;
- благодаря
праву человек обретает состояние защищённости,
безопасности для себя и своей семьи;
- на правовой
основе формируются институты гражданского
общества: рыночная экономика, многопартийная
политическая система, демократическая
избирательная система, свободная «четвёртая
власть» (СМИ) и правовое государство.
Гармоничное
взаимодействие права с иными
социальными нормами является условием
эффективности правового регулирования,
фактором демократического общества и
правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение
темы «Взаимодействие норм права и нравственности»
позволит иметь представление о понятии,
содержании, видах норм права, понятии
нравственности и их взаимодействии.
Норма
права — это общее правило,
которое вбирает в себя всё
богатство социального опыта общества
и государства, многообразие особенного,
индивидуального, отдельного. Норма права
является научным, объективно обоснованным
предписанием — моделью общественного
отношения, отражающей интересы общества
в развитии данного отношения.
Нравственность
— сложившаяся в обществе система
социальных ценностей, устоев (представления
о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом
и нет), определяемая уровнем экономического
и социального развития общества.
Взаимодействие
норм права и нравственности входит
в один из
четырех
аспектов соотношения права и нравственности
и состоит из следующих разделов: 1. действия
субъектов, поощряемые правом, поощряются
и нравственностью.
2. проявляется
в упорядочении общественных отношений,
позитивном влиянии на личность, воспитании
у неё высоких гражданских качеств.
3.
формируют у граждан должную юридическую
и нравственную культуру и правосознание.
4.
нормы права служат и должны служить проводниками
нравственности, закреплять и защищать
нравственные устои общества.
5.
Сила законов увеличивается, если они
опираются не только на власть, но и на
нравственность.
Список
использованных правовых
актов и литературы:
- Конституция
Российской Федерации.
- Комаров С.
А., Малько А. В. Теория государства и права.
М: Норма, 2001.
- Марченко
М. Н. Теория государства и права. М.: Зерцало-М,
2001.
- Матузов Н.
И., Малько А. В. Теория государства и права.
М.: Юристъ, 2002.
- Теория государства
и права. Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало-М,
2002.
- Теория государства
и права. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма,
2004.
- Тихомирова
Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия.
М., 1997.
- Вестник МГТУ,
том 9, №1, 2006 г. стр.96-105
9. Петражицкий
Л.И. Теория права и государства в связи
с теорией нравственности. СПб., Лань, 2000.