Региональное
управление и местное самоуправление
тесно взаимосвязаны между собой,
обусловливают друг друга и представляют
собой два вида властной организации
общества. У них имеется ряд общих черт,
например:
- и местная,
и региональная власть организованы по
территориальному признаку. Правомочия
обеих властей распространяются на все
субъекты, функционирующие на соответствующей
территории;
- и местная,
и региональная власть реализуют свое
социальное назначение посредством специальных
постоянно действующих органов, наделенных
правом осуществлять властные полномочия;
- органы и
местной, и региональной власти способны
принимать в пределах своей компетенции
нормативно-правовые акты, обязательные
для всех субъектов;
- и местная,
и региональная власть вправе устанавливать
налоги и сборы, закрепленные за ними Налоговым
кодексом РФ;
- органы и
местной, и региональной власти наделены
правом применять меры принуждения на
территории своей юрисдикции.7
Таким
образом, и местное самоуправление,
и региональное управление являются
институтами публичной власти, результатом
организационного упорядочивания общественных
отношений определенными средствами.
Вместе с тем следует выделить и
отличительные черты государственного
управления и местного самоуправления:
- различное
время возникновения общинного самоуправления
и государства;
- местное самоуправление
не всегда было свойственно государственному
строю;
- различный
характер и объем компетенции государственных
органов власти и органов местного самоуправления;
- органы государственной
власти обязаны гарантировать органам
местного самоуправления минимальную
материально-финансовую базу;
- органы государственной
власти вправе осуществлять контроль
за исполнением органами местного самоуправления
отдельных переданных государственных
полномочий;
- органы государственной
власти субъекта РФ вправе временно осуществлять
полномочия органов местного самоуправления
в трех случаях: когда органы местного
самоуправления ликвидированы в условиях
чрезвычайной ситуации, когда проведено
«банкротство муниципального образования»
(в случае, если долги муниципального образования
на 30% превысили собственные доходы), при
нецелом использовании субвенций.8
Таким
образом, государственное управление
и местное самоуправление, являясь по
своей сути различными формами власти,
обладают рядом схожих признаков. И, несмотря
на то, что органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной
власти, проблема их взаимодействия очень
актуальна.
Взаимоотношения
органов местного самоуправления с
органами государственной власти строятся
на следующих принципах: с одной
стороны, органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной
власти и самостоятельны в пределах
своей компетенции. С другой стороны, в
случае наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями,
они могут участвовать в осуществлении
государственных функций, и их деятельность
будет находиться под контролем государства.9
Основным
инструментом взаимодействия органов
государственной власти и органов
местного самоуправления является закон.
Для государственной власти закон
гарантирует то, что местное самоуправление
будет функционировать в определенных
законом пределах. Для местного самоуправления
- это гарантия от волюнтаристского вмешательства
государственных чиновников в деятельность
муниципальных органов власти. Закон обеспечивает
достаточную стабильность отношений между
органами государственной власти и органами
местного самоуправления10.
Государственная
власть, особенно на уровне субъектов
РФ, и местное самоуправление находятся
не только в условиях взаимодействия,
но и в органичном функциональном
единстве, т.к. и государственная
власть, и местное самоуправление
есть не что иное, как различные организационно-правовые
формы власти народа. Местное самоуправление
является одной из форм реализации прав
и свобод человека и гражданина, которую
государство обязано признавать, соблюдать
и защищать.
Глава 2. Взаимодействие
государства и местного
самоуправления
2.1.
Государственная
поддержка местного
самоуправления
Сотрудничество
государственных и муниципальных
властей, а особенно действия органов
государственной власти в сфере
местного самоуправления, должно иметь
плановый и прогнозируемый характер. Такая
возможность предоставляется действующим
федеральным законодательством, разрешающим
принимать федеральные и региональные
программы развития и поддержки местного
самоуправления.
Без
постоянной поддержки со стороны государства
органы местного самоуправления не могут
эффективно участвовать в проведении
реформ, в укреплении российской государственности.
Более того, государственная поддержка
развития местного самоуправления является
законодательно закрепленной обязанностью
органов государственной власти. Государственная
поддержка местного самоуправления - это
система мер, обеспечивающих укрепление
и стимулирование развития местного самоуправления
федеральными и региональными органами
государственной власти. Государственная
поддержка местного самоуправления, как
правило, осуществляется в следующих формах:
- издание правовых
актов по вопросам организации и деятельности
местного самоуправления;
- контроль
за соблюдением конституционных основ
местного самоуправления;
- информационное
обеспечение органов местного самоуправления
(в том числе ознакомление с проектами
нормативно-правовых актов органов государственной
власти, затрагивающих интересы местного
сообщества);
- оказание
методической поддержки;
- рассмотрение
обращений органов и должностных лиц местного
самоуправления в органы и к должностным
лицам государственной власти, принятие
мер по их удовлетворению;
- участие в
формировании органов местного самоуправления
в случаях, установленных законом (например,
в муниципальных районах и городских округах
представители органов государственной
власти субъекта РФ входят в состав конкурсной
комиссии на замещение должности главы
местной администрации, назначаемой по
контракту);
- принятие
и реализация целевых программ государственной
поддержки местного самоуправления;
- подготовка
кадров муниципальных служащих;
- оказание
материальной и финансовой помощи органам
местного самоуправления;
- предоставление
в пользование государственного и муниципального
имущества на безвозмездной основе;
- временное
осуществление полномочий местного самоуправления
органами государственной власти и другие
меры.
В
целях реализации государственной
политики в области местного самоуправления
15 декабря 1999 г. была принята Федеральная
целевая программа государственной поддержки
развития муниципальных образований и
создания условий для реализации конституционных
полномочий местного самоуправления.
Предусмотрено
два этапа исполнения Программы
государственной поддержки местного
самоуправления:
1)
2000 - 2002 гг.: создание базовых условий
для комплексного социально-экономического
развития муниципальных образований;
2)
2002 - 2014 гг.: выполнение программных мероприятий,
направленных на кодификацию законодательства
о местном самоуправлении, а также на решение
задач инвестиционного характера, способных
обеспечить устойчивое развитие муниципалитетов
и общий социально-экономический подъем
муниципальных образований.
Программа
государственной поддержки местного
самоуправления состоит из следующих
разделов:
- содержание
проблемы и обоснование необходимости
ее решения;
- основные
цели, задачи, сроки и этапы реализации
Программы;
- мероприятия
по государственной поддержке местного
самоуправления;
- основные
направления и механизмы реализации Программы;
- ресурсное
обеспечение Программы;
- организация
исполнения Программы и контроль за ходом
ее реализации;
- оценка эффективности
реализации Программы.
В
Программе были определены две основные
цели:
Во-первых,
формирование условий для устойчивого
социально-экономического развития муниципальных
образований;
Во-вторых,
содействие эффективной реализации конституционных
полномочий органов местного самоуправления.
Для
достижения данных целей сформулированы
следующие задачи:
- совершенствование
территориальной и структурной организации
местного самоуправления;
- выработка
механизмов эффективного взаимодействия
органов местного самоуправления с органами
государственной власти;
- создание
условий для финансово-экономической
самостоятельности муниципальных образований
(доработка налогового законодательства,
совершенствование межбюджетных отношений,
решение вопроса о муниципальной собственности
на землю, развитие системы подготовки
и переподготовки кадров для финансовых
органов местного самоуправления);
- совершенствование
нормативно-правовой основы местного
самоуправления;
- выработка
механизмов эффективного взаимодействия
органов местного самоуправления с населением.11
В
качестве основных исполнителей Программы
государственной поддержки местного самоуправления
определены министерства, службы, агентства
Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов РФ, органы местного
самоуправления, а также ассоциации и
союзы муниципальных образований.
Программа
государственной поддержки местного
самоуправления предусматривает следующие
основные направления:
- совершенствование
правовой основы местного самоуправления;
- обеспечение
исполнения законодательства о местном
самоуправлении;
- создание
условий для финансово-экономической
самостоятельности органов местного самоуправления;
- создание
условий для устойчивого социально-экономического
развития муниципальных образований;
- завершение
создания и обеспечения функционирования
системы научно-методической поддержки
развития муниципальных образований;
- завершение
создания и обеспечения функционирования
системы информационной поддержки развития
муниципальных образований;
- совершенствование
и обеспечение функционирования системы
подготовки и переподготовки кадров;
- организационная
поддержка муниципальных образований.12
Финансирование
Программы государственной поддержки
местного самоуправления осуществляется
из средств федерального бюджета и, по
согласованию, из средств бюджетов субъектов
РФ, а также местных бюджетов и средств
союзов и ассоциаций муниципальных образований.
В
целях стимулирования развития местного
самоуправления на своей территории
субъекты РФ принимают собственные программы
государственной поддержки.
Важнейшими
оценочными показателями реализации программы
являются:
- количество
вопросов местного значения, решаемых
органами местного самоуправления вновь
созданных муниципальных образований;
- степень укомплектованности
органов местного самоуправления материально-техническими
средствами для решения вопросов местного
значения;
- степень выполнения
плана переподготовки и повышения квалификации
руководителей и специалистов органов
местного самоуправления;
- количество
изданной информационно-методической
и аналитической литературы по вопросам,
касающимся деятельности органов местного
самоуправления;
- оснащенность
органов местного самоуправления методическими
пособиями;
- количество
муниципальных образований, имеющих установленные
в соответствии с требованиями градостроительного
и земельного законодательства границы
и градостроительную документацию.