Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:10, реферат
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает широкий круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям. В связи с этим повышается роль в государственной и общественной жизни основного источника права – закона, устанавливающего легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов.
1.Содержание………………………………………………………………………………………..1
2.Введение…………………………………………………………………………………………….2 - 4
3.Понятие закон…………………………………………………………………………………… 5 - 6
4.Признаки закона……………………………………………………………………………….7 - 8
5.Виды законов в РФ…………………………………………………………………………….9 - 11
6.Заключение……………………………………………………………………………………….12 - 13
7.Список использованной литературы……………………………………………….14
1.Содержание………………………………………………
2.Введение……………………………………………………
3.Понятие закон………………………………………
4.Признаки закона…………………………………
5.Виды законов
в РФ……………………………………………………………………
6.Заключение………………………………………………
7.Список использованной
литературы……………………………………………….
Испокон веков в
любом государстве возникала
необходимость регулирования
Исторически закон пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).
Каждое государство
устанавливает в общественных отношениях
определенный порядок, который формулируется
в правовых нормах, образующих правовое
поле, охватывающее большинство сфер
человеческой деятельности. Человек
постоянно соприкасается с
По мере стремительного развития и усложнения социальных отношений государство расширяет границы своего регулирующего воздействия.
Актуальность выбранной
темы заключается в том, что в
настоящее время общественные отношения,
быстро меняющиеся в постиндустриальном
обществе, требуют интенсивного законотворчества.
В условиях политических и экономических
реформ, проводимых в России, проявляются
не только проблемы обновления, улучшения
законодательства, но и возникает
широкий круг вопросов, неурегулированных
правом, без которых невозможно реализовать
новые экономические и
Существует множество видов форм (источников права), но на протяжении столетий закон является важнейшим основанием, где содержатся правовые нормы и откуда берутся сведения о содержании этих правовых норм. Многозначность этого понятия (форма права, источник права) проявляется в том, что принято выделять источник:
1) В материальном
смысле (общественные отношения,
формы собственности, способ
2) В идеологическом смысле (материалы, откуда мы познаем право)
3) В формально-юридическом
смысле (причины юридической
Именно в формально-
Проблема закона как источника права в условиях современной России имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место в не столь далеком прошлом, явились, в том числе, и следствием отступления от принципа верховенства закона. Создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Не менее важным является сам процесс законотворчества, начиная от выработки первоначальной концепции правового акта, разработки проекта и его обсуждения с учетом мнений и интересов различных социальных групп, адаптации в существующую правовую систему, до практического применения правового акта.
В результате правотворческой
деятельности государства воля законодателя
находит свое выражение в правовом
акте и становится обязательной для
исполнения. Из года в год количество
принимаемых законов в
Для того чтобы успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой формой, с помощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источник права». Закон как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме уже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлся кодификацией римского национального права.
И до сих пор, на протяжении длительного времени закон как форма (источник) права привлекает к себе внимание многих правоведов. Предпринимались огромные усилия для изучения его природы, признаков, видов, характера, социальной роли и назначения. Вместе с появление государства появлялась и необходимость в законах, которые бы регулировали наиболее важные общественные отношения и подкреплялись силой государственного принуждения.
Закон вместе с обществом и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется и изменяется. Вырабатываются и формируются взгляды о нем, о его отдельных характеристиках и чертах. В силу этого вносятся изменения и во взглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем суждения. За многие столетия выработалось определенное представление о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все, и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности.
В узком значении
слова «закон – это нормативно-правовой
акт, принимаемый высшим представительным
органом государства в особом
законодательном порядке, обладающий
высшей юридической силой и
Признаки закона
1) Закон является
разновидностью нормативно-
2) Первичный характер
закона означает, что он исходит
от представительного
3) Высшая юридическая
сила - важнейший признак закона.
Высшая юридическая сила
4) Законы принимаются
в особом порядке, подробно
регламентированном
5) Законы принимаются
высшими представительными (
6) Закон должен
регулировать важнейшие
Закон призван быть
ведущим источником права в правовом
государстве. Особые свойства закона позволяют
ему быть демократичным источником
права, выражающим волю и интересы народа.
Именно эти свойства и обусловливают
особую роль закона в системе нормативных
актов. Закон должен выражать принципы
права, идею приоритета прав и свобод
человека, демократические начала общественного
и государственного устройства. Правовые
законы составляют основу правового
государства. Поэтому столь важно
добиться реального верховенства закона
в системе правовых актов государства,
сделать закон действительно
ведущим, основным источником права.
Виды законов
Законы являются
актами высшей юридической силы по
отношению к другим правовым актам.
При этом сами законы также делятся
на виды в зависимости от юридической
силы. Классификация законов РФ в
порядке убывания юридической силы
выглядит следующим образом:
1) Конституция
Конституция является
основным законом государства. Она
представляет собой акт наивысшей
юридической силы. Ни один правовой
акт на территории государства не
может противоречить
Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.
Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
2) Федеральные конституционные законы
Федеральные конституционные
законы (ФКЗ) принимаются только по
вопросам, прямо предусмотренным
Конституцией. Например, федеральными
конституционными законами регулируется
деятельность Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда, Президента, Правительства и
ряд других вопросов. Конституционные
законы развивают положения
3) Федеральные законы
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:
кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
текущее законодательство.
Кодифицированные
законодательные акты обладают преимуществом
по сравнению с текущим
4) Законы субъектов федерации
Законы субъектов
федерации распространяют свое действие
только на территорию того региона, законодательными
органами которого они были приняты.
Вопросы соотношения между