Федеральный закон как источник конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание

Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие источников конституционного права 5
Глава 2. Нормативный акт как источник конституционного права 8
Глава 3. Понятие федерального закона 11
Глава 4. Виды федеральных законов 16
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Копия ФЗ как источник КП.docx

— 64.85 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Юридический Институт

Кафедра конституционного и международного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

 

Иванова Фрося Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Доцент

___________В. В.  Кошкина

     подпись

«_____»__________2011 г.

Студентка группы № 06001

___________ Ф. И. Иванова

     подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2011

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Понятие источников конституционного права 5

Глава 2. Нормативный акт как источник конституционного права 8

Глава 3. Понятие федерального закона 11

Глава 4. Виды федеральных законов 16

Заключение 25

Список использованной литературы 26

 

Введение

 

Конституционное право –  одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Важным вопросом в теории конституционного права является вопрос об источниках конституционного права. Одним из важнейших является закон. С самого возникновения науки права, проблема источников его образования является традиционно актуальной темой. Государство и право находятся в постоянном развитии, изменяются источники и формы права.

Федеральный закон – закон, принимаемый  федеральным парламентом  по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительной компетенции федерации, а также к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Общим принципом, закрепляемым конституциями всех федеративных государств, является верховенство такого закона по отношению к законам субъекта федерации1.

В российском конституционном  праве понятие «федеральный закон» используется в двух значениях. В  первом – широком – оно охватывает оба вида законов, принимаемых парламентом  РФ: обычные федеральные законы и федеральные конституционные законы. Очевидно, что когда Конституция РФ в ч. 2 ст. 4 говорит о том, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны, то речь идет о федеральном законе в широком смысле. Точно так же, когда Конституция РФ (и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 3) наделяет этот Суд полномочием разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, то это равным образом относится и к федеральным законам, и к конституционным законам. В другом же – узком – значении федеральный закон означает именно обычный закон, отличный от федерального конституционного закона, стоящий в соподчиненной системе источников права ниже федерального конституционного закона.

Итак, целью работы является рассмотрение федерального закона в широком смысле как источника конституционного права.

Автор ставит следующие задачи:

- дать понятие источника Российского конституционного права;

- дать формулировку понятия нормативного акта как источника конституционного права, обозначить его основные черты;

- рассмотреть виды федеральных законов в РФ, дать развернутое определение каждому из данных видов;

- определить место федерального  закона в системе источников конституционного права.

Курсовая работа состоит  из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Теоретическую основу работы составили монографии и учебные курсы следующих авторов: С.А. Авакьян, М.П. Авдеенкова, М.В. Баглай, Е.В. Колесников, О.Е. Кутафин и другие.

В работе использованы Конституция  РФ, действующее законодательство Российской Федерации, акты Конституционного Суда РФ.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие источников конституционного права

 

Нормы конституционного права  находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Они носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из нормативных правовых актов, общих принципов права, естественного права, обычаев, судебных прецедентов и определенных международно-правовых актов. Образуемая при этом иерархическая система обеспечивает необходимое для правоприменения соотношение различных источников между собой по степени юридической силы, их приоритетности.

В общей теории права принято  различать понятия источника  права в материальном и в формально-юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему политические, экономические, социальные, духовные и культурные отношения. В формально-юридическом смысле источники права – это формы, в которых устанавливаются и получают обязательную силу нормы права. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права2.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются  и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Формы конституционного права  составляют систему, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Кроме того, важным фактором, определяющим систему и иерархию источников права, является политико-правовая культура конкретного государства. В зависимости от этого фактора выделяют, во-первых, англосаксонскую правовую систему, во-вторых, романо-германскую правовую систему и, в-третьих, мусульманскую.

Источники права имеют  свои особенности и, традиционно  к их числу относят:

  • нормативно-правовые акты;
  • судебные прецеденты;
  • конституционные обычаи или соглашения;
  • внутригосударственные договоры;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права.

Характерной особенностью источников конституционного права является их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическая соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, а она обычно устанавливается Конституцией страны.

О.Е. Кутафин указывает  две отличительные черты, присущие, по его мнению, источникам только конституционного права. Это:

1) то, что источники конституционного  права непосредственно связаны  с организацией и функционированием  государственной власти, от которой  исходят все нормативные акты. В обоснование этой мысли О.Е.  Кутафин опирается на мнение  И.Е. Фарбера: «Такое соотношение  власти и юридических норм в конституционном праве предъявляет к его юридическим источникам особые требования: они должны не просто регламентировать деятельность государственных органов, предоставлять право на власть от имени и по поручению… народа, но и служить гарантиями… народовластия, суверенитета народа»3.

2) то, что источники конституционного  права фактически определяют  правотворческую деятельность тех  государственных органов, которые  компетентны создавать нормы права. Иными словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Нормативный акт как источник конституционного права

 

Наиболее распространенным видом источников права, в том  числе российского конституционного права, является нормативный акт. Как правило, данную форму права характеризуют следующие признаки:

- это акты, исходящие от  государственной власти, сформулированные  государственной  властью;

- это акты, принимаемые  органами (должностными лицами) публичной  власти в пределах их компетенции;      

- нормативные акты принимаются  и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их  принятия, опубликования и введения  в действие;

- нормативные акты как  источники права являются «писаным  правом», т.е. имеют письменную форму, подлежат обязательному опубликованию в тех или иных официальных периодических изданиях; причем в отношении нормативных актов высшей государственной власти официальное опубликование является условием их вступления в юридическую силу, т.е. условием приобретения ими качества источников права;

- нормативные акты государства  многообразны и находятся между  собой в иерархической подчиненности. Приоритетом во всей пирамиде нормативных актов обладает Конституция и законы, причем Конституция имеет статус «Основного Закона»5.

С учетом их многообразия, нормативные  акты могут быть по-разному классифицированы. Допустим, по критерию юридической силы и субъекта правотворческой деятельности нормативные акты дифференцируются на шесть видов: конституция; законы; декларации; нормативные акты главы государства и исполнительной власти; нормативные акты органов конституционного контроля; парламентские регламенты; акты местного самоуправления.

 По критерию территории их действия следует различать четыре вида нормативных правовых актов: действующие на всей территории Российской Федерации; действующие только на территории отдельного субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные правовые акты, действующие лишь в границах конкретного муниципального образования (города, района, др.); нормативно-правовые акты, действующие в рамках международного либо межгосударственного сотрудничества.

Следует обратить внимание на то, что указанные варианты классификаций не исключают одна другую. Так, конституции, законы, нормативные акты главы государства и исполнительной власти, органов конституционного контроля и парламентские регламенты бывают двух территориальных уровней: общефедеральные (принимаемые органами и должностными лицами Федерации и действующие на всей территории  РФ) и нормативные акты субъекта РФ (принимаемые компетентным органом либо должностным лицом субъекта РФ и действующие только в границах соответствующего субъекта РФ).

Нормативные акты имеют временные  и территориальные пределы их действия, а также различается  их функционирование по кругу лиц.

Моментом начала действия нормативного акта является истечение  определенного срока его официального опубликования. В России этот срок составляет 10 дней. Акты российского Президента, имеющих нормативный характер, и акты Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Нормативный акт действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным актом либо пока не истечет срок его действия.

Законы и другие нормативные  акты действуют на всей территории РФ либо на ее части, указанной в  них (например, на Крайнем Севере, Дальнем  Востоке). По общему правилу акты общефедеральных органов государственной власти распространяют свое действие на всю государственную территорию РФ, акты государственных органов субъектов РФ осуществляются в рамках их территориальных границ, акты органов местного самоуправления – в пределах административных границ данного муниципального образования.

Действие нормативных  актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей  Российской Федерации (граждан Российской Федерации, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, иностранных  граждан). В отдельных случаях  принимаются специальные нормативные  акты, распространяющиеся на отдельные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).

Акт может быть источником полностью (например, Конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (когда его нормы относятся к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм может относиться одновременно и к конституционному праву. Поэтому, изучая акт и видя в нем нормы, обращенные к устройству государства, организации власти, статусу личности и т.п., можно определить, в какой мере он относится к конституционному праву.

Официальными изданиями, в которых публикуются федеральные  нормативные акты и отдельные международные договоры России, являются «Российская Газета», «Парламентская Газета», «Собрание законодательства Российской Федерации».

 

 

Глава 3. Понятие федерального закона

 

Вторым по юридической  силе после Конституции РФ видом  источников конституционного права  выступают законы.

На состояние конституционной  законности в России оказывают активное влияние ее исторические традиции. А они свидетельствуют об отсутствии устойчивой правовой культуры законотворчества и соблюдения иерархии форм права.

В первые годы царствования Александра I в Учреждении министерств от 8 сентября 1802 г. появляются категоричные требования «собственноручного» утверждения законов в отличие от других правовых актов. В Учреждении Государственного Совета 1810 г. к этому требованию добавляется условие прохождения закона через Госсовет. Однако практика свидетельствовала о наличии множества актов законодательного характера, не имевших высочайшей подписи, и об издании множества законов помимо Госсовета. Любой закон, принятый Госсоветом, мог быть изменен или отменен путем докладов отдельных министров. Это приводило к нивелированию разницы между законом и указом6. После преобразований 1904 – 1906 гг. появилось формальное понятие закона, который создавался в процессе законотворческой деятельности Государственной Думы, Государственного Совета и монарха. При этом последнему принадлежало право абсолютного вето. Однако на практике норма об обязательном участии Государственной Думы в законодательном процессе часто игнорировалась путем применения ст. 87 Основных Законов, согласно которой монарх совместно с Советом министров пользовались правом в чрезвычайных обстоятельствах во время прекращения занятий Государственной Думы издавать указы с временной силой закона. При этом время прекращения занятий Думы определялось самим императором. Указы подлежали внесению в Государственную Думу для утверждения после возобновления ее занятий. Если в течение первых двух месяцев такой указ не вносился в Думу, или он не принимался Государственной Думой или Государственным Советом, - его действие прекращалось.

Информация о работе Федеральный закон как источник конституционного права