Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Еще до начала глубоких социальных преобразований в Украине отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) и правопорядка уделяли значительное внимание в статьях и в специальных монографических исследованиях.2
Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих сегодня в нашей стране, хотя и содержат интересные теоретические разработки. Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес к этой проблеме в теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной Украины, и даже в учебниках по теории государства и права нет разделов законности.3
Так что же значит правопорядок и законность в демократическом государстве, каково соотношение терминов «правопорядок» и «законность»?
Целью данной курсовой работы является исследование понятий законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии.

Содержание

Введение
Понятия и принципы законности.
Понятия и види гарантий законности.
Правопорядок: понятия, черты и его соотношение с законностью.
Вывод
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

 

 

    Введение

  1. Понятия и принципы законности.
  2. Понятия и види гарантий законности.
  3. Правопорядок: понятия, черты и его соотношение с законностью.

     Вывод

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди многочисленных проблем юридической науки и практики, которые в последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся вопросы законности и правового порядка. Они имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития Украины четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.

Изучение правопорядка актуально потому, что «правопорядок  образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все  его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности».1

Интересно исследовать  не просто понятие правопорядка и  его формирования и поддержания, но и соотношение законности и  правопорядка. В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, так как это имеет огромное практическое значение как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка.

Итак, законность и правопорядок - фундаментальные категории юридической  науки, раскрывающие содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Они появляются вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо.

Еще до начала глубоких социальных преобразований в Украине отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) и правопорядка уделяли значительное внимание в статьях и в специальных монографических исследованиях.2

Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих сегодня  в нашей стране, хотя и содержат интересные теоретические разработки. Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес к этой проблеме в теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной Украины, и даже в учебниках по теории государства и права нет разделов законности.3

Так что же значит правопорядок и законность в демократическом  государстве, каково соотношение терминов «правопорядок» и «законность»?

Целью данной курсовой работы является исследование понятий законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятия и принципы законности.

 

 

 

В советский период, наибольшее распространение получило определение  законности как строгого и неуклонного  соблюдения законов и основанных на законах других правовых актов  Советского государства всеми без исключения органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.4

Несколько иную позицию  занимал М. С. Строгович, по мнению которого социалистическая законность — это  точное и неуклонное соблюдение и  исполнение советских законов всеми органами Советского государства, всеми учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами СССР. М. С. Строгович считает, что поскольку высшим выражением государственной воли является закон, то именно его соблюдение и исполнение составляют содержание законности, а иные нормативные акты государственных органов должны издаваться на основе закона, во исполнение закона, в соответствии с законом. «Поэтому их соблюдение и исполнение есть тем самым соблюдение и исполнение закона, а их нарушение — нарушение закона».5

Но оба вышеназванных  определения распространяют понимание  законности лишь на сферу осуществления  права.

Поэтому уже в советской  юридической литературе наметилась тенденция и к более широкому пониманию законности, которое охватывало бы и сферу правотворчества, и сферу соблюдения правовых актов.6

П.М. Рабинович отражает главные элементы, без которых  законность не может выполнить своего социального назначения, состоящего в обеспечении целей социалистического и коммунистического строительства путем установления четкой и упорядоченной организации общественных отношений. Это, во-первых, издание системы правовых норм, правильно отражающих закономерности общественного развития и волю парода; во-вторых, их строгое и неуклонное проведение в жизнь. Только единство этих составных элементов обеспечивает подлинную законность в обществе. Наличие научно обоснованного законодательства, правильно отражающего объективные закономерности общественного развития, не может обеспечить осуществления целей, стоящих перед советским обществом, если нормы законодательства не проводятся в жизнь, если его предписания нарушаются. С другой стороны, осуществление правовых актов, противоречащих законам общественного развития, общенародной воле, также приносит вред интересам социалистического общества. Научно обоснованное законодательство, его строгое и неуклонное проведение в жизнь составляют две стороны режима социалистической законности.7

Рассматривая классическое определение советского периода, нужно отметить, что сущность законности действительно заключается в строгом, неукоснительном соблюдении и исполнении действующих законов всеми субъектами права.

Вместе с тем в  публикациях последнего времени  обращается внимание на то, что такая  трактовка законности не отражает современных процессов политико-правовой жизни общества. В этой связи многое относительно законности требует переосмысления, иных подходов, оценок, выводов, учета правовых реалий. Соответственно, приводятся убедительные доводы.

Во-первых, традиционное понятие законности в основном отражало дореформенное (доперестроечное) состояние общественных отношений, основанных на жесткой иерархической соподчиненности.

Во-вторых, толкование законности как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми субъектами уводит от осмысления того, что анализируемое понятие относится к части комплексной, отражающей сложный правовой характер организации общественно-политической жизни общества.

В-третьих, такая характеристика законности, по существу, сводит ее к обязательности, являющейся объективным свойством права и государственной дисциплины. Не вызывает сомнения то, что общеобязательны и приказ начальника, и приговор суда.

В-четвертых, это не только требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.8

Обобщая сказанное, подчеркнем: законность выполняет роль "посредника", который как бы "переносит" право в плоскость реального  осуществления прав и обязанностей граждан (организаций).

Что означает нормативная  основа законности?

Предпосылкой законности выступают правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие  акты, чем полнее проводятся в жизнь  их требования, тем выше уровень законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Понятия и види гарантий законности

 

"Первым условием  законности,- пишет П.И. Стучка,- является  сам закон".9

Важной предпосылкой законности в современной Украине является Конституция, которая была принята 1996 году. В ней нашли отражение качественные изменения украинского общества, происшедшие на рубеже 90-х гг. XX столетия. Можно сказать, что Основной Закон Украины - важный фактор политической стабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы международного права, инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации общества.

Однако в самой Конституции  понятие «законность» встречается  всего лишь в двух статьях,  ст 119 и ст. 129.

Помимо Конституции  слово «законность» содержится почти  в 2000 действующих нормативных актах Украины, в различных словоформах и словосочетаниях. В эти нормативных актах упоминается о соблюдении законности, о органах на которые возложена эта задача.

Однако ни в одном  из нормативных актов не закреплено определение «законность», поэтому оно остается исключительно теоретическим. В связи с этим, важно подчеркнуть, что в нашей стране необходимо принятие специального закона закрепляющего и регулирующего «основные понятия украинского права».

В научной и учебной  литературе наметились различные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Согласно одному из них, законность ограничивается сферой деятельности органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не относится к гражданам.10

Другой (традиционный подход) заключается в том, что и граждане подпадают в сферу деятельности законности. Этот спор надо решить в  пользу традиционного взгляда на состав субъектов законности.

Проф. А.Ф. Черданцев в  этой связи отмечает: "Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав, и свобод граждан, их законопослушность".11

Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются  в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия  для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

Можно сказать: законность - основа демократии, демократического режима общества.

В условиях режима законности становятся реальными демократические  права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

"Законность,- отмечает  В.Н.Кудрявцев,- не только формальный  принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя".12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Правопорядок: понятия, черты и его соотношение с законностью

 

 

С законностью органически  связано другое правовое явление -правопорядок (правовой порядок).

Если применительно  к какой-то сфере общественных отношений  используют понятие "порядок", то под ним понимают сложившуюся  устойчивую их упорядоченность. В этом плане говорят о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке. В  интересующем нас плане слово "правовой" указывает на то, что порядок как явление образуется в связи с правом и базируется на нем. Иными словами, в качестве важнейшей предпосылки возникновения правопорядка надо считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. Следовательно, правопорядок - результат реализации юридических норм.

В понятие, содержание правопорядка, его определение (выделение сущностных признаков) вкладываются обычно самые  разнообразные моменты. Говорят  о совокупности, системе правовых отношений, прядке в них, о реализованности законности, прав и свобод, прав и обязанностей граждан; о режиме законности или права, о подчиненности субъектов правовым предписаниям и их взаимных отношениях; о формах реализации права и воплощении законности в реальных отношениях, о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных на праве, и т.д.

Нельзя отождествлять  правовой порядок с другими социальными  или правовыми явлениями и  категориями. Он имеет свои характерные  черты и качественную определенность, что обусловливает недопустимость его отождествления с совокупностью или системой правовых отношений, с правом и законностью, с правовым режимом и т. п. Непозволительно не различать цель и средства ее достижения, причины и следствия, условия и результат осуществления поставленной задачи.

 

Выделение одного из существенных признаков правопорядка в качестве всеобщего и исчерпывающего не раскрывает сложность и многогранность явления, а такие попытки в литературе наблюдаются. Обычно выделяются далеко не равнозначные моменты, что подчеркивает односторонность подхода. А здесь необходим комплексный анализ. Важно показать сущностную, содержательную и внешнюю стороны, основные формы проявления; состояния и свойства участников и их отношений; систематичность, последовательность, очередность, повторяемость процессов, степень их распространенности; выделить социальные характеристики и оценочные требования.

Иногда утверждают, что  правопорядок представляет собой государственный, конституционный порядок. Конечно, в главном и основном эти понятия совпадают. Но нельзя не учитывать и другого. Не всегда государственные вопросы получают надлежащее правовое регулирование и оформление. Да и Конституция регулирует не все правовые стороны жизни. Она может быть действенной и фиктивной, не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому ставить знак равенства между этими категориями недопустимо. В данном случае выделяется лишь одна связь, хотя и существенная, — государственная, конституционная подчиненность и характеристика порядка. Но масштабные и объемные характеристики далеко не совпадают, они неравнозначны и по существу. В любом государстве есть право, законы, их реализация, возникающая на этой основе совокупность отношений. Но в одних государствах существует правовой порядок, а в других — эти средства выступают правовой оболочкой произвола и беззакония, как это имеет место при фашистских тоталитарных режимах.

Информация о работе Законность и правопорядок