Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Еще до начала глубоких социальных преобразований в Украине отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) и правопорядка уделяли значительное внимание в статьях и в специальных монографических исследованиях.2
Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих сегодня в нашей стране, хотя и содержат интересные теоретические разработки. Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес к этой проблеме в теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной Украины, и даже в учебниках по теории государства и права нет разделов законности.3
Так что же значит правопорядок и законность в демократическом государстве, каково соотношение терминов «правопорядок» и «законность»?
Целью данной курсовой работы является исследование понятий законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии.

Содержание

Введение
Понятия и принципы законности.
Понятия и види гарантий законности.
Правопорядок: понятия, черты и его соотношение с законностью.
Вывод
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Только при демократических  и гуманных режимах, когда право  проявляет себя как искусство  добра и справедливости, порождаются правовые порядки. При недемократических формах это правовая оболочка произвола. Поэтому при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и действующей Конституции.

 

Итак, очевидно, и законность, и правопорядок противостоят произволу, нарушению законных прав и интересов граждан (организаций). Это подчеркивает то, что "законность" и "правопорядок" близки друг к другу, используются в одном понятийном ряду, но не совпадают по смыслу.

Законность - это совокупность известных требований, предъявляемых ко всем субъектам в сфере правового регулирования.

По мнению проф. С.С. Алексеева, "это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

б) равенства всех перед законом;

в) обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления 
субъективных прав;

г) независимого и эффективного правосудия;

д) эффективной работы всех правоохранительных органов".

Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и  реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми  гражданами, должностными лицами, органами и организациями. В этой связи  в учебной и научной литературе правопорядок определяется как определенная система общественных отношений, складывающаяся на основе права и законности13, как основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений14 или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.15

М.Н. Марченко при определении правопорядка «исходит из понимания правопорядка как объективно обусловленного состояния, свойства социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов».16

Правовой порядок отражает коренной вопрос политики — вопрос государственной  власти, как свидетельство ее реальности и осуществления, достижения поставленных целей. Это подтверждает конституционное, административное и иное законодательство как центральное звено правопорядка. В нем отражаются экономические интересы, формы собственности на орудия и средства производства, производственные отношения и процессы, формы и размеры распределения произведенного продукта. Закрепляются формы организации, структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Взгляды социальных групп об идеалах  правопорядка и реальная практика часто  не совпадают. Оно дело идеи, другое — их воплощение в жизнь. Далеко не всегда властвующим силам удается в полном объеме реализовать свои потребности и интересы. Правопорядок — форма организации общественной жизни. Однако нередко он перерастает в свою противоположность - узаконенный произвол и беззаконие. Пограничные зоны перерастания представляют собой весьма тонкую и незаметную грань. Это одна сторона. Другая состоит в том, что содержание правопорядка весьма динамичная категория. Здесь имеют место такие дезорганизующие факторы, как преступность и беззаконие.

Поэтому при исследовании правопорядка важно учитывать не только идеи и стремления, но и их реальное воплощение на практике. Анализ реальности правового бытия позволяет делать прогнозы о путях формирования, совершенствования и развития правового порядка.

Правопорядок формируется при решающем участии государства и народа. Его содержание и функционирование напрямую зависит от этих начал. Совпадение их интересов и усилий обусловливает решение задачи. Расхождение интересов государства и народа дестабилизирует и разрушает порядок.

 

Правопорядок — государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда  возникает государственная власть, которая в нем заинтересована. Она устанавливает и поддерживает его, охраняет от нарушений, а в необходимых  случаях защищает имеющейся в ее распоряжении принудительной силой. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти, решение государственных дел.17

Юридические качества и свойства правопорядок получает от законов, от тех правовых идей, принципов, деятельности и институтов, которые использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворческим и правореализационным процессами, с правосудием, законностью. Получая от них многое, он сам выступает одним из их свойств, ибо право, правотворчество и правореализация, правовые принципы и их воплощение в жизнь имеют одно из существенных свойств упорядоченность.

Речь идет о различных  уровнях и характеристиках упорядоченности. Правовой порядок - завершающий этап всех юридических форм и процессов. Он вбирает в себя все упорядочивающие начала, которые исходят из разнообразных правовых явлений, выступая некой суммирующей величиной. Это совершенно не означает, что правопорядок суть всеобъемлющая величина по отношению к правосознанию, законодательству, правореализационной практике, правоотношениям и законности, что его можно отождествлять с правовой системой, надстройкой, совокупностью или системой правоотношений. Это близкие, но неравнозначные категории.

Отмеченные и другие правовые категории и их свойства трансформируются в правопорядке, теряют многие свои качества и передают ему лишь определенные свойства, взаимодействующая совокупность которых формирует новое качество.

Правопорядок есть тот  юридический результат, к которому стремится государственная власть и все субъекты права, используя  разнообразные приемы и пути. В этом социальном результате органически сливаются объективные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по урегулированию их поведения и поступков.

Данный порядок является юридическим. В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Они определяют отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые характеристики и связи; методы и процедуру регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.

Правопорядок связан с образцами правового поведения, которыми выступают юридические нормы, правила материального и процессуального права. Да и сам порядок есть правило, а правило всегда связано с ограничениями. Как известно, ограничения выступают мерилом свободы личности. Своеобразным масштабом свободы личности выступает существующий порядок. А по комплексу прав и свобод, установленных ограничений личности различаются правопорядок и узаконенный произвол.

Правопорядок есть область  наиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Это отношения в экономике (по поводу собственности, взаимоотношений в производстве и распределении материальных благ), в политической жизни (взаимоотношения государства и личности, между социальными группами, нациями, субъектами права), в социальной жизни (имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные и т. п.). Совокупность этих отношений может быть различной по характеристике: системной и упорядоченной или механической и неупорядоченной, демократической и недемократической, справедливой и несправедливой, гуманной и негуманной; обеспечивающей права, свободы человека и попирающие их; защищающие порядок или оправдывающие произвол.

Поэтому чрезвычайно  важно выделить социальные качества совокупности правовых отношений, которые они получают от общего режима и устоев общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма, справедливости, нравственности и от принципов права и законности. На этой основе достигается стабильность и упроченность, уравновешенность и гармония, реализованность прав, свобод и исполненность обязанностей, ответственности; гарантированность правовых провозглашений и ритмичность, последовательность, очередность действий, поступков и поведения.

Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы и стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое правовое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина, которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерными чертами и качественными свойствами правопорядка являются гуманизм, демократизм, высоконравственный характер, торжество справедливости. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь в правовой материи и игнорировать общесоциальные характеристики. Как составная часть общества он несет на себе груз тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.

В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются.

В правовой системе общества есть три категории, соотношение которых целесообразно проследить. Их внутренние взаимосвязи настолько сложны и многообразны, что трудно уловить зависимости и провести различие. Такими категориями являются право, законность и правопорядок. Они имеют много общего, слишком высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Эти категории формируются  на одних принципах, взаимосвязаны  с государственной властью, у  них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность и т.д. Но это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность.

1. Право, законность, правопорядок  — различные по содержанию  и характеру категории:

 

- право - установленная  законом государственная воля  и интересы, 
их объективированная форма, имеющая нормативную 
определенность;

  • законность - качественная сторона правовой деятельности 
    субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, 
    режима;
  • правопорядок - состояние правовой жизни общества, 
    упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

2. Они выступают различными этапами реализации воли и интересов 
власти и народа:

  • право - начальный этап, как оформление воли и интересов в 
    обязательные для всех правила, их объективирование;
  • законность - реализующееся право, правовое качество 
    нормативных и правореализационных актов, процесса их 
    реализации;
  • правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля 
    и интересы государственной власти и народа.

Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, 
законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его 
установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, 
упорядочивающий социальную жизнь.

Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

4. Различны их связи и зависимости.

Если законность выступает  как причина, то правопорядок следствие.

Если при анализе  законности имеем дело прежде всего  с количественными и качественными  характеристиками, то при рассмотрении правопорядка — с состояниями  и их качеством,

Если право, законы выступают  как возможность регулирования  общественных отношений, то законность — реальность их реализации, а правопорядок — осуществленность, действительность. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.

Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие  законности, как нельзя смешивать  причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Эти характерные черты переходят на право, правоотношения, правопорядок. Поэтому речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т.п. Поэтому при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и то, что все эти правовые моменты отвечают определенным требованиям обладают качеством законности. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.

Информация о работе Законность и правопорядок