Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти субъектов РФ: порядок образования, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ законодательных, исполнительных и судебных органов в системе государственной власти субъектов РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- изучить общую характеристику системы органов государственной власти в субъектах РФ;
-проанализировать органы законодательной , исполнительной и судебной государственной власти в субъектах РФ.

Содержание

Введение
1. Общие принципы организации государственной власти в субъектах РФ.
1.1 Система органов государственной власти субъекта РФ.
1.2 Обеспечение верховенства Конституции РФ и федерального законодательства.
2. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ: порядок образования , структура и функции.
3. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ: порядок образования , структура и функции.
4. Судебные органы государственной власти субъектов РФ: порядок образования , структура и функции.
4.1. Судебная власть в субъектах РФ.
4.2. Федеральная законодательная основа.
4.3. Порядок формирования институтов мировых судей.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

сборка конечное курсовая работа.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ: порядок образования, структура, функции.

 

Законодательные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации являются постоянно  действующими высшими и единственными  органами законодательной власти субъектов  Российской Федерации.[3]

Наименование законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Так, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным органом государственной власти этой республики является Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея.[6] В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом[7], в Уставе  Саратовской области (ст. 68) - областной Думой[8], в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) - Думой Чукотского автономного округа и т.д.[9]

Большинство законодательных  органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия , Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты.

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит  из Палаты Представителей и Законодательной  Палаты. Законодательное Собрание Республики Карелия включает Палату Республики и Палату Представителей. Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из Совета Республики и Совета Представителей. Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики и Палату Представителей, Законодательное собрание Свердловской области состоит из областной Думы и палаты представителей.

Число депутатов  законодательного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  устанавливается конституцией субъекта Российской Федерации. Например, согласно Конституции Республики Ингушетия (ст. 57) ее Народное Собрание состоит из 27 депутатов. Конституция Республики Татарстан (ст. 90) предусматривает избрание в состав Государственного Совета Республики 130 депутатов; Устав  Рязанской области (ст. 30) устанавливает, что Рязанская областная Дума состоит из 36 депутатов и т.д.[3]

Конституция  субъекта Российской Федерации устанавливает  также срок полномочий депутатов  законодательного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  одного созыва, который не может  превышать пять лет. Например, согласно Конституции Республики Марий Эл (ст. 65) Государственное Собрание республики избирается сроком на четыре года. В Уставе Краснодарского края (ст. 24) предусматривается избрание Законодательного Собрания края также на четыре года и т.д.[5]

Законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливается число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Законодательный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.[3]

Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает  конституцию субъекта Российской Федерации  и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование  по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией  и законами субъектов РФ.

Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такая должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

б) устанавливаются  в соответствии с конституцией  субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) устанавливается  порядок проведения выборов в  органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

д) устанавливаются  налоги и сборы, установление которых  отнесено к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

е) устанавливается  порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;

ж) устанавливается  порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждается заключение и расторжение договоров  субъекта РФ;

и) устанавливается  порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

к) устанавливается  порядок проведения выборов в  законодательный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

л) устанавливается  административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и  порядок его изменения;

м) утверждается схема управления субъектом Российской Федерации, определяется структура  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

н) регулируются другие вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией  и законами субъекта Российской Федерации к ведению  и полномочиям субъекта РФ.[3]

Итак, законодательные  органы государственной власти субъектов  Российской Федерации являются постоянно  действующими высшими и единственными  органами законодательной власти субъектов  Российской Федерации. Численность  депутатов, название представительного  органа определяется уставом соответствующего субъекта.

Постановлениями законодательного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации:

1)определяется  порядок деятельности этого органа;

2)назначаются  на должность и освобождаются  от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией субъекта РФ;

3)назначается  дата выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также дата выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

4)назначается  референдум субъекта Российской  Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

5)оформляется  решение о недоверии (доверии)  высшему должностному лицу (руководителю  высшего исполнительного органа  государственной власти) субъекта  РФ, а также решение о недоверии  (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает участие в соответствии с конституцией субъекта РФ;

6)утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

7)назначаются  на должность судьи конституционного  суда субъекта Российской Федерации;

8)оформляются  другие решения по вопросам, отнесенным  Конституцией РФ, федеральными законами  к ведению законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.[3]

Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией субъекта Российской Федерации и  законами субъекта Российской Федерации осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.[3]

Осуществление законодательными  органами государственной власти субъектов РФ определенных контрольных функций позволило некоторым субъектам Российской Федерации именовать эти органы контрольными.

Если конституцией субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти субъекта РФ, полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, конституцией  и законами субъекта Российской Федерации.[3]

Порядок деятельности законодательных  органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется конституциями , а также законами субъектов Российской Федерации.

Законодательные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации избирают председателей, которые руководят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком. Они избирают также заместителей председателя законодательного органа государственной власти (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозможности осуществления им своих обязанностей или по его поручению, а также другие обязанности в соответствии с регламентом законодательного органа государственной власти.

Народное Собрание Республики Дагестан для координации  законодательной и контрольной  деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний создает Президиум Народного Собрания в составе Председателя Народного Собрания, его заместителей и председателей комитетов Народного Собрания.

Законодательные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Право законодательной  инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией  субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено и другим органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории субъекта РФ.

Законопроекты, внесенные в законодательный  орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным  лицом (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, применении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо при наличии заключения этого лица. Такое заключение представляется в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией субъекта Российской Федерации и не может быть менее четырнадцати дней.[3]

Конституция субъекта Российской Федерации, поправки к ним  принимаются большинством не менее  двух третей голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено законодательством.[3]

Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным  органом государственной власти субъекта РФ, направляются для обнародования  высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в срок, который устанавливается конституцией и законом субъекта РФ.

Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в  ранее принятой редакции, не может  быть повторно отклонен высшим должностным  лицом (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта РФ и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией  и законом субъекта Российской Федерации.

Конституция  и закон субъекта Российской Федерации  вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Таким образом, внутренняя структура законодательных  органов субъектов федерации строится по типу Совета Федерации. Регламент служебного времени, компетенция определяется федеральным законодательством. Депутаты могут нести службу как на добровольной безвозмездной основе, так и на оплачиваемом жаловании, что, само собой, наиболее распространено в нашей стране.

Информация о работе Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти субъектов РФ: порядок образования, структура и функции