Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа
Нормотворчество охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА НОРМОТВОРЧЕСТВА 5
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПАРЛАМЕНТЕ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 31
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Нормотворчество охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества.
Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает ряд проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:
-
исследования различных
-
выявления и тщательного учета
при формировании законов
общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;
-
использования в процессе
-
постановки в возможных
-
определения связи,
- совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д.
Итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат — закон. Но этот итог — лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений.
Цель: изучение законотворческого процесса, который осуществляется Национальным собранием Республики Беларуси.
Задачи:
— Охарактеризовать законотворчество как вид нормотворчества.
— Рассмотреть особенности правового регулирования Национального собрания Республики Беларусь.
—
Изучить особенности
В качестве основных научных методов в работе применялись исторический, сравнительно-правовой, социологический, логический, метод системного анализа, а также иные методы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА НОРМОТВОРЧЕСТВА
До недавнего времени белорусская юридическая наука определяла нормотворчество, как специальную деятельность компетентных государственных органов (на референдуме — всего народа) по изданию нормативных правовых актов, в результате которой создаются, перерабатываются или отменяются нормы права.
В последнее время вместо понятия «правотворчество» белорусское законодательство использует понятие «нормотворческая деятельность», «нормотворческий орган», «нормотворческий процесс» и т.д. В совокупности эти понятия аналогичны понятию «правотворчество» или, по крайней мере, заменяют его, наполняя в то же время новым смыслом [10, с. 83].
Нормотворческая деятельность — научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию) либо отмене нормативных правовых актов.
Нормотворческий процесс — нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие». [13, с. 128] Из вышесказанного следует, что определяемое ранее понятие «правотворчество» находит в себе такую логическую ошибку, как сужение понятия. Она заключается в том, что субъектом правотворчества может быть не только «компетентный государственный орган», «народ в случае референдума», или «негосударственный орган в случае делегирования ему полномочий», что следовало из определяемого ранее понятия, но также и должностное лицо, наделенное полномочиями издавать нормативные правовые акты. Кроме того, рассматриваемый закон конкретизировал, традиционно использовавшееся ранее понятие «создание» и «переработка» понятиями «подготовка», «экспертиза», «изменение», «дополнение» и «принятие» нормативных правовых актов. Итак, нормотворчество (правотворчество) — это научная и организационная деятельность компетентных государственных органов (должностных лиц), а также негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий и народа в ходе референдума по созданию, изменению и отмене норм права путем издания нормативного правового акта.
Следует также отметить, что наряду с нормами права, существуют и другие социальные нормы. Законодатель под нормотворчеством понимает создание именно норм права, а не их социальных норм. Однако этого не следует из самого используемого понятия. Поэтому понятие «нормотворчество» при детальном рассмотрении находит в себе логическую ошибку слишком широкого определения.
Законотворчество является составной частью нормотворчества и в значительной степени обладает всеми признаками, характерными для этого процесса. Вместе с тем разработка и принятие законов имеет отличительные особенности, обусловленные их местом и ролью в обществе. В силу большой общественной значимости законов установлена особая процедура их принятия. Она, как правило, регулируется нормами Конституции Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-XII (далее — Конституция) и других законов. В Республике Беларусь на основе норм Конституции нормотворческий процесс в целом регулируется специальным законом [8, с.582].
Нормотворчество и законотворчество сильно отличаются по субъектному составу, что лишний раз позволяет убедиться в том, что эти понятия не тождественны и смешивать их не стоит. Так, субъектами нормотворческой деятельности выступают народ, негосударственные организации, компетентные государственные органы. А субъектом законодательной деятельности выступает только Парламент (законодательный орган), который уполномочен принимать нормативные акты высшей юридической силы – законы, поэтому его деятельность и называется законотворчеством [15, с. 45].
Проанализируем правовое положение субъекта законотворчества — Национального собрания Республики Беларусь
Статья 90 Конституции говорит о том, что Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Также отметим, что наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который по Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов – декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (ст.101) [12, с. 289].
Как справедливо отмечает Василевич Г. А. родиной парламентов считается Англия. Позднее парламенты как сословно-представительные учреждения, ограничивающие власть монарха, стали возникать во Франции, Испании. Слово «парламент» происходит от французского parler - говорить [8, с. 652].
Отметим, что Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер, т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь. Воля народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактического осуществления народного суверенитета является народное представительство посредством образования парламента страны.
Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики (ч. 2 ст. 90 Конституции). Традиционно двухпалатные парламенты состоят из палаты представителей (палаты депутатов) — нижняя палата (иногда название иное), сената, который является верхней палатой. Соотношение по численности между палатами различное, но всегда нижняя палата по числу депутатов больше верхней. Например, в Бельгии, государстве с более чем десятимиллионным населением, в Палате представителей — 212 членов, в Сенате — 178, Ирландии соответственно — 144 и 50, Нидерландах — 150 и 75, Франции — 487 и 274. Оптимальное соотношение примерно 2:1 или 5:3 [8, с. 653].
Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
В составе Палаты представителей 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. Избрание осуществляется тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска. Таким образом, избирается по 8 членов Совета республики, а еще 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.
Депутаты Платы представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
Обычно срок полномочий парламента 4 – 5 лет. Срок полномочий белорусского Парламента – 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть, основываясь на нерушимых принципах народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, нерушимые принципы правового государства. Согласно ст. 90 Конституции он является законодательным органом. Однако это не исключает право парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам.
Отметим, что Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть, основываясь на принципе народовластия. Основная его цель — посредством разумного законодательствования утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, принципы правового государства. Согласно ст. 90 Конституции Парламент является законодательным органом. Однако это не исключает право Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам.
Выборы нового состава палат Парламента Республики Беларусь назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.
Формирование Совета Республики осуществляется на основе демократических принципов: выборы являются свободными, равными для всех депутатов Советов депутатов базового уровня при тайном голосовании. В данном случае также следует вести речь о реализации гражданами косвенного избирательного права: в результате одобрения новой редакции Конституции они делегировали депутатам местных Советов базового уровня и города Минска право избирать Совет Республики.
Кроме Конституции правовое регулирование деятельности Национального собрания осуществляется в Законе Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» от 08.07.2008 № 370-З, Законе Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 04.11.1998 № 196-З, а также в регламентах палат (например, Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь «О регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 19.12.2008 № 57-СР4/I).
Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь