Аграрная политика в системе общественных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:13, реферат

Описание

Под термином «политика» (от греч. Politika – государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики – обретение, удержание и использование государственной власти.

Содержание

Введение
Аграрная политика как составная часть экономической политики
Предмет и методы аграрной политики
Группы интересов в аграрной политике
Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

аграрная политика в системе общ. отн..doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему: «Аграрная политика в системе  общественных отношений» 
 

 

      Содержание 

Введение

  1. Аграрная политика как составная часть экономической политики
  2. Предмет и методы аграрной политики
  3. Группы интересов в аграрной политике
  4. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики

Заключение

Список  использованной литературы 
 

 

      Введение 

     Под термином «политика» (от греч. Politika – государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики – обретение, удержание и использование государственной власти. Государству как управляющей системе общества принадлежит решающая роль в определении приоритетов, целей и задач общественного развития, а также в разработке и реализации системы конкретных мер по их достижению. Различают внешнюю и внутреннюю политику, с помощью которых решается задача сохранения и упрощения существующей в государстве системы общественных отношений. Нормальное развитие общества возможно только на основе тесного и гармоничного взаимодействия основных сфер жизнедеятельности – политической, экономической, социальной и духовной. Экономике принадлежит исключительная роль в обеспечении жизни общества как сфере производства и воспроизводства, материальных благ. Экономическая жизнь общества развивается по специфическим законам, однако отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ в истории человечества всегда имели социально – политическую окраску. Это вынуждало государственную власть в той или иной степени вмешиваться в экономические процессы, осуществлять их корректировку и регулирование, то есть разрабатывать и осуществлять эко6омическую политику. 
 

 

     
  1. Аграрная политика как составная  часть экономической  политики
 

     Экономическая политика – это поведение государства  в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических процессов. Для экономической политики характерны позитивный и нормативный подходы. Позитивный подход служит базой для анализа и научного прогнозирования. Нормативный подход способствует исправлению ситуации путем разработки соответствующих рецептов, политико-правовых нормативов, обязательных для исполнения.

     Сложность экономической политики заключается  в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает  многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую  систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.

     В рамках каждой сферы экономическая  политика конкретизируется и реализуется  как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Это подсистемы общей экономической политики государства. Как показывает отечественный и мировой опыт, каждая подсистема в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и общественную жизнь в целом.

     Экономическая политика государства призвана решать конкретные задачи:

     – стимулировать макроэкономический рост и стабильность;

     – создавать и поддерживать на должном уровне необходимую для нормального развития рынка инфраструктуру;

     – корректировать равновесие рынка в тех ситуациях, когда механизм его саморегуляции дает «сбои».

     Аграрная  политика – составная часть экономической и общей политики государства.

     В экономической литературе представлены два принципиальных подхода к  пониманию сущности аграрной политики.

  1. В узком смысле слова под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики.
  2. В широком смысле слова в аграрную политику включают:

     – политику развития аграрного сектора;

     – продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;

     – агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;

     – внешнеторговую аграрную политику.

     В этой связи аграрная политика может  быть определена как совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ и т.д.). 

     2. Предмет и методы аграрной политики 

     При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:

     – отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;

     – спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

     – состояние инфраструктуры рынка;

     – соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;

     – соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

     – развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;

     – необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально – демографических и территориальных групп населения.

     Предмет аграрной политики – это те стороны социально – экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.

     Методы  аграрной политики – это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.

     Задачами  государственного регулирования АПК  являются:

     – стабилизация и развитие агропромышленного производства;

     – обеспечение продовольственной безопасности страны;

     – формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

     – улучшение продовольственного обеспечения населения;

     – поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

     – сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;

     – защита отечественных товаропроизводителей.

     По  способу функционирования различают  методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.

     Методы  прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.

     Методы  прямого воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.

     Методы  косвенного воздействии проявляются  в том, что государство прямо  не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия. 

     3. Группы интересов в аграрной политике 

     Аграрная  политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов.

     Носители  интересов – это отечественные  товаропроизводители и потребители  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия. Они представляют собой достаточно сложную группу субъектов рыночных отношений, в которой возможны определенные противоречия.

     Выразители  интересов также достаточно сложная  и противоречивая группа, включающая в себя политические партии, общественные и профессиональные объединения.

     Группы  выразителей интересов не случайно называют группами давления. У них  есть еще и третье наименование – лоббирующие организации.

     Лоббизм-это  повсеместная мировая практика, которая, безусловно, нуждается в законодательном  регулировании.

     Лоббирующие организации, как правило, устанавливают тесные отношения с таким влиятельным в общественном «классом», как государственная бюрократия.

     Бюрократия – это слой служащих – профессионалов, принимающих непосредственное участие в подготовке, реализации и контроле за ходом реализации решений, принимаемых начальствующим субъектом. Бюрократия – влиятельный слой общества.

     Политики  выступают первыми в ряду субъектов, формирующих аграрную политику государства. Политики и бюрократия стремятся  к поддержке агропродовольственного сектора в ожидании политических и общественных дивидендов.

     Из  общественно-политических организаций  наиболее влиятельны в сфере аграрной политике Агропромышленный союз в России, образованы в 1997 году по инициативе с  мест на базе бывшего Аграрного союза. Основная его цель – представление и защита интересов сельских товаропроизводителей в органах государственной власти и местного самоуправления всех уровней, хозяйственных и общественных организациях.

     В конце 80-х годов была создана АККОР – Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Наряду с Агропромышленным союзом АККОР участвует в подписании ежегодных соглашений с Правительством.

     В Российской Федерации первым лоббистом  интересов сельского хозяйства в Правительстве перед лицом Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ выступает Министерство сельского хозяйства РФ. Оно борется за перераспределение бюджетных средств в пользу реализации своих отраслевых программ.

     В 2002 году в нашей стране насчитывалось  свыше 45 отраслевых союзов АПК, 36 из которых  входили в Ассоциацию союзов АПК  России. Отличительной чертой отраслевых союзов АПК является то, что в  них представлены в основном переработчики, пищевики и трейдеры.

     Один из первых и наиболее удачных союзов – союз сахаропроизводителей России. Создан в 1996 году несколькими крупными сахарными торговцами и региональными ассоциациями сахарных заводов. Главную свою задачу Союз видит в установлении режима наибольшего благоприятствования переработчикам сахара России.

     Другим  крупным и самым первым союзом производителей стал Российский зерновой союз, созданный в 1994 году. Союз осуществляет мониторинг рыночной конъюнктуры. Свою задачу он видит в оказании влияния  на процесс регулирования зернового рынка в России.

     В ноябре 1998 года создан Мясной союз России, объединивший мясоперерабатывающие предприятия, торговые компании на мясном рынке, Ветеринарную ассоциацию России и т.д. Общая численность Союза – 272 предприятия. Они представляют 72 региона страны. Союз имеет весьма обширные уставные цели.

     В мае 2002 года Министерство сельского  хозяйства РФ инициировало создание общероссийской общественной организации – Российское аграрное движение (РАД). Его цель – быть выразителем и защитником интересов миллионов тружеников села и агропромышленного комплекса. По мнению некоторых политиков, появление организации, созданной министерской номенклатурой, может привести к дестабилизации в аграрном движении. 

     4. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики 

     Аграрная  политика как единое целое состоит  из ряда взаимосвязан ых частей, или  структурных элементов: сельскохозяйственной, агропромышленной, продовольственной  и внешнеэкономической аграрной политики. Каждому структурному элементу аграрной политики соответствует свои объекты.

Информация о работе Аграрная политика в системе общественных отношениях