Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:13, реферат
Под термином «политика» (от греч. Politika – государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики – обретение, удержание и использование государственной власти.
Введение
Аграрная политика как составная часть экономической политики
Предмет и методы аграрной политики
Группы интересов в аграрной политике
Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики
Заключение
Список использованной литературы
РЕФЕРАТ
На тему:
«Аграрная политика в системе
общественных отношений»
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Под
термином «политика» (от греч. Politika – государственные
или общественные дела) понимают деятельность
в сфере отношений между социальными группами
населения и классами, а также участие
в делах государства, определение форм,
задач и содержания его деятельности.
Ядро политики – обретение, удержание
и использование государственной власти.
Государству как управляющей системе
общества принадлежит решающая роль в
определении приоритетов, целей и задач
общественного развития, а также в разработке
и реализации системы конкретных мер по
их достижению. Различают внешнюю и внутреннюю
политику, с помощью которых решается
задача сохранения и упрощения существующей
в государстве системы общественных отношений.
Нормальное развитие общества возможно
только на основе тесного и гармоничного
взаимодействия основных сфер жизнедеятельности
– политической, экономической, социальной
и духовной. Экономике принадлежит исключительная
роль в обеспечении жизни общества как
сфере производства и воспроизводства,
материальных благ. Экономическая жизнь
общества развивается по специфическим
законам, однако отношения по поводу производства,
распределения, обмена и потребления,
материальных благ в истории человечества
всегда имели социально – политическую
окраску. Это вынуждало государственную
власть в той или иной степени вмешиваться
в экономические процессы, осуществлять
их корректировку и регулирование, то
есть разрабатывать и осуществлять эко6омическую
политику.
Экономическая
политика – это поведение государства
в отношении национальной экономики,
определенная система действий, направленных
на поощрение или изменение
Сложность экономической политики заключается в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.
В рамках каждой сферы экономическая политика конкретизируется и реализуется как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Это подсистемы общей экономической политики государства. Как показывает отечественный и мировой опыт, каждая подсистема в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и общественную жизнь в целом.
Экономическая политика государства призвана решать конкретные задачи:
– стимулировать макроэкономический рост и стабильность;
– создавать и поддерживать на должном уровне необходимую для нормального развития рынка инфраструктуру;
– корректировать равновесие рынка в тех ситуациях, когда механизм его саморегуляции дает «сбои».
Аграрная политика – составная часть экономической и общей политики государства.
В экономической литературе представлены два принципиальных подхода к пониманию сущности аграрной политики.
– политику развития аграрного сектора;
– продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;
– агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;
– внешнеторговую аграрную политику.
В
этой связи аграрная политика может
быть определена как совокупность принципов
и действий, которые проводит государство
в решении комплекса проблем, связанных
с функционированием агропромышленного
комплекса (собственно сельскохозяйственного
производства, структур агробизнеса, рынка
сельхозпродукции, потребления, развития
сельских сообществ и т.д.).
2.
Предмет и методы аграрной
политики
При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:
– отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;
– спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;
– состояние инфраструктуры рынка;
– соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;
– соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;
– развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;
– необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально – демографических и территориальных групп населения.
Предмет аграрной политики – это те стороны социально – экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.
Методы аграрной политики – это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.
Задачами государственного регулирования АПК являются:
– стабилизация и развитие агропромышленного производства;
– обеспечение продовольственной безопасности страны;
– формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
– улучшение продовольственного обеспечения населения;
– поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
– сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;
– защита отечественных товаропроизводителей.
По способу функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.
Методы
прямого воздействия
Методы
прямого воздействия часто
Методы
косвенного воздействии проявляются
в том, что государство прямо
не влияет на принимаемые субъектами
экономики решение, но создает предпосылки
к тому, чтобы при самостоятельном
выборе субъекты отдавали предпочтение
тем вариантам экономических решений,
которые соответствуют целям экономической
и аграрной политике. Преимущества данных
методов заключаются в том, что они не
нарушают рыночную ситуацию, состояние
динамического равновесия.
3.
Группы интересов в
аграрной политике
Аграрная политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов.
Носители
интересов – это отечественные
товаропроизводители и
Выразители интересов также достаточно сложная и противоречивая группа, включающая в себя политические партии, общественные и профессиональные объединения.
Группы выразителей интересов не случайно называют группами давления. У них есть еще и третье наименование – лоббирующие организации.
Лоббизм-это повсеместная мировая практика, которая, безусловно, нуждается в законодательном регулировании.
Лоббирующие организации, как правило, устанавливают тесные отношения с таким влиятельным в общественном «классом», как государственная бюрократия.
Бюрократия – это слой служащих – профессионалов, принимающих непосредственное участие в подготовке, реализации и контроле за ходом реализации решений, принимаемых начальствующим субъектом. Бюрократия – влиятельный слой общества.
Политики
выступают первыми в ряду субъектов,
формирующих аграрную политику государства.
Политики и бюрократия стремятся
к поддержке
Из общественно-политических организаций наиболее влиятельны в сфере аграрной политике Агропромышленный союз в России, образованы в 1997 году по инициативе с мест на базе бывшего Аграрного союза. Основная его цель – представление и защита интересов сельских товаропроизводителей в органах государственной власти и местного самоуправления всех уровней, хозяйственных и общественных организациях.
В конце 80-х годов была создана АККОР – Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Наряду с Агропромышленным союзом АККОР участвует в подписании ежегодных соглашений с Правительством.
В Российской Федерации первым лоббистом интересов сельского хозяйства в Правительстве перед лицом Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ выступает Министерство сельского хозяйства РФ. Оно борется за перераспределение бюджетных средств в пользу реализации своих отраслевых программ.
В 2002 году в нашей стране насчитывалось свыше 45 отраслевых союзов АПК, 36 из которых входили в Ассоциацию союзов АПК России. Отличительной чертой отраслевых союзов АПК является то, что в них представлены в основном переработчики, пищевики и трейдеры.
Один из первых и наиболее удачных союзов – союз сахаропроизводителей России. Создан в 1996 году несколькими крупными сахарными торговцами и региональными ассоциациями сахарных заводов. Главную свою задачу Союз видит в установлении режима наибольшего благоприятствования переработчикам сахара России.
Другим крупным и самым первым союзом производителей стал Российский зерновой союз, созданный в 1994 году. Союз осуществляет мониторинг рыночной конъюнктуры. Свою задачу он видит в оказании влияния на процесс регулирования зернового рынка в России.
В ноябре 1998 года создан Мясной союз России, объединивший мясоперерабатывающие предприятия, торговые компании на мясном рынке, Ветеринарную ассоциацию России и т.д. Общая численность Союза – 272 предприятия. Они представляют 72 региона страны. Союз имеет весьма обширные уставные цели.
В
мае 2002 года Министерство сельского
хозяйства РФ инициировало создание
общероссийской общественной организации
– Российское аграрное движение (РАД).
Его цель – быть выразителем и защитником
интересов миллионов тружеников села
и агропромышленного комплекса. По мнению
некоторых политиков, появление организации,
созданной министерской номенклатурой,
может привести к дестабилизации в аграрном
движении.
4.
Объекты, субъекты и
структурные элементы
аграрной политики
Аграрная политика как единое целое состоит из ряда взаимосвязан ых частей, или структурных элементов: сельскохозяйственной, агропромышленной, продовольственной и внешнеэкономической аграрной политики. Каждому структурному элементу аграрной политики соответствует свои объекты.
Информация о работе Аграрная политика в системе общественных отношениях