Аграрная политика в системе общественных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:13, реферат

Описание

Под термином «политика» (от греч. Politika – государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики – обретение, удержание и использование государственной власти.

Содержание

Введение
Аграрная политика как составная часть экономической политики
Предмет и методы аграрной политики
Группы интересов в аграрной политике
Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

аграрная политика в системе общ. отн..doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

     Таблица 1. Аграрная политика

Структурные элементы Объекты аграрной политики
сельскохозяйственная
  1. Сельскохозяйственные товаропроизводители
  2. Население сельской местности
агропромышленная
  1. Производители средств производства для сельского хозяйства
  2. Предприятия сферы переработки сельскохозяйственной продукции
  3. Предприятия оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией
продовольственная
  1. Население страны в целом
  2. Дети
  3. Малообеспеченные слои населения
  4. Территориальные группы населения
внешнеэкономическая
  1. Импортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
  2. Экспортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
 

     Представленные  объекты могут быть логически  объединены в такое понятие, как  «рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», существующий вне зависимости от того, реализуется определенная аграрная политика или нет. Воздействуя на различные группы участников рыночных отношений, государство влияет тем самым на рыночную ситуацию. Государство может поддерживать в качестве приоритетной отрасли как сельскохозяйственное производство, так и переработку или потребление.

     Предприятия и организации агропромышленного  комплекса – только часть объектов аграрной политики. Они обеспечивают производство ресурсов для села, производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

     Основным  объектом государственной поддержки  выступает, как правило, сельскохозяйственный товаропроизводитель. Однако и другие объекты, например малообеспеченные слои населения, не остаются без должного внимания.

     В России исключительной заботой государства  является обеспечение продовольствием  населения районов, находящихся  в зонах вечной мерзлоты и Крайнего Севера. На данных территориях сельскохозяйственное производство практически невозможно либо имеет ограниченные перспективы. Завоз продовольствия на коммерческой основе порой крайне дорогостоящ и не выгоден для бизнеса, поэтому государству приходится решать эту проблему.

     К субъектам аграрной политики относятся  государственные и общественные институты, принимающие и реализующие агрополитические решения либо оказывающие влияние на их разработку.

     Право принимать решения по вопросам политики принадлежит высшим должностным  лицам и соответствующим структурам законодательной и исполнительной ветвей власти государства. Они также осуществляют контроль за исполнение принимаемых решений. Само исполнение обеспечивается отраслевыми ведомствами и учреждениями государства. Особенность России как федеративного государства состоит в том, что страна нуждается в четком правовом разграничении предметов ведения и полномочий на уровне федеральных, региональных и муниципальных структур хозяйственного управления. Вместе с тем цели, задачи и принципы политики, по возможности, должны быть едиными.

     Государственное регулирование АПК призвано не подменять  собой рыночный механизм, а обеспечивать условия для эффективного развития объектов регулирования, одновременно выступающих в качестве субъектов рынка.

     Негосударственные субъекты аграрной политики по степени политической активности и претензиям на «вхождение во власть» можно условно разделить на три большие группы:

  • Политические партии;
  • Общественно-политические организации;
  • Общественные организации.

     Особо необходимо отметить роль аграрной науки  в качестве субъекта аграрной политики. Как правило, во всех странах аграрная наука развивается на государственных научно-исследовательских учреждений и университетов. На основе бюджетного финансирования наука получает как бы «государственный заказ» на проведение определенных исследований. Вместе с тем крайне важно, чтобы наука оставалась верна принципам объективности и беспристрастности и не была «ангажирована» как властью, так и ее оппонентами.

     Разработка  аграрной политики должна осуществляться на основе научных исследований, чтобы ее по праву можно было бы назвать научной. То есть основу аграрной политики в обязательном порядке должен быть положен принцип научности.

     Говоря  о субъектах аграрной политики, нельзя обойти вниманием и средством  массовой информации, во многом формирующие общественные мнения, соответствующие отношения к тем или иным программам, действием, решением власти, политических партий, политиков и т.д. Нельзя также сбрасывать со счетов и потенциал конструктивной критики, реализуемой через СМИ. 
 

 

      Заключение 

     Нормальное  развитие общества возможно только на основе тесного и гармоничного взаимодействия основных сфер жизнедеятельности – политической, экономической, социальной и духовной.

     Сложность экономической политики заключается  в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.

     В рамках каждой сферы экономическая  политика конкретизируется и реализуется как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д.

     Аграрная  политика – составная часть экономической и общей политики государства. Формируется аграрная политика в тесной связи с другими составляющими политики – внешнеторговой, промышленной, экологической, социальной и т.д.

     Аграрная  политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов. 
 

 

      Список использованной литературы 

  1. Аграрная политика (Запад, Восточная Европа, Россия). Ч. 1, 2: Обзорн. Информ / Под ред. В.И. Назаренко. – М: ВНИИТЭ Иагропром, 2000 г.
  2. Аграрная политика. Курс лекций / Под ред. В.И. Новичкова. – М: Союз, 1997. – 275 с.
  3. Киршке Д. Международная аграрная экономика и аграрная политика // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2000 г. – №6. - С. 5–13.
  4. Концепция аграрной политики Российской Федерации (проект). – М: ВНИИЭСХ, 1999 г.
  5. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России-М.: 2002 г.
  6. Новичков В.И. Аграрная политика: предмет, задачи, методология: Учебное пособие. – Саратовский университет, 2000 г. – 20 с.
  7. Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: Учебное пособие, 2001 г.-С. 10
  8. Серова Е.В. Аграрная политика. – М.: ВШЭ, 1999 г.

9) Зинченко А.П. Аграрная

Информация о работе Аграрная политика в системе общественных отношениях