Английский парламент и конституция в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:18, реферат

Описание

Цель данного реферата состоит в определении государственно–правового аспекта в истории Англии периода XIX века.
Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:
Проследить становление Английского парламентаризма.
Исследовать деятельность Английского парламента XIX века.
Рассмотреть эволюцию Английского парламента XIX века.
Сформировать представление о конституции Англии.
Проанализировать конституционные акты Англии XIX века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава. 1 АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В XIX ВЕКЕ 5
1.1.Становление Английского парламента 5
1.2.Эволюция Английского парламента в XIX веке. 6
Глава 2. КОНСТИТУЦИЯ АНГЛИИ В XIX ВЕКЕ 11
2.1 Общие характеристики конституции Англии 11
2.2. Акт о народном представительстве 1832 года. 13
2.3. Акт о народном представительстве 1867 года. 16
2.4. Акт о народном представительстве 1884 года. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 23

Работа состоит из  1 файл

ИГПЗС.docx

— 63.85 Кб (Скачать документ)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава. 1 АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В XIX ВЕКЕ 5

1.1.Становление Английского парламента 5

1.2.Эволюция Английского парламента в XIX веке. 6

Глава 2. КОНСТИТУЦИЯ АНГЛИИ В XIX ВЕКЕ 11

2.1 Общие характеристики конституции Англии 11

2.2. Акт о народном представительстве 1832 года. 13

2.3. Акт о народном представительстве 1867 года. 16

2.4.  Акт о народном представительстве 1884 года. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Нестандартный характер конституции Англии придали исторические особенности в развитии всего государства. В качестве конституции, страна не знает единого акта. Конституция Великобритании представляет собой совокупность норм и практик, регулирующих организацию и функционирование государственной власти, а также отношения между государством и гражданами в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии. Конституция складывалась постепенно, именно в этом смысле она историческая, составляющие ее элементы появились в разное время.

Такой богатый  исторический опыт становления и  эволюционирования конституции  Англии обусловливает колоссальный научный интерес, как в историческом аспекте, так и в современном  осмыслении, конституционного опыта  Англии, а так же парламентарного  опыта для обогащения современного понимания правовой действительности.

Объектом исследования является государственно–правовая система Англии XIX века.

Предметом исследования является  конституция и парламент Англии в XIX веке.

Цель данного реферата состоит в определении государственно–правового аспекта в истории Англии периода XIX века.

Исходя  из этого, выстраивается ряд задач, а именно:

    • Проследить становление Английского парламентаризма.
    • Исследовать деятельность Английского парламента XIX века.
    • Рассмотреть эволюцию Английского парламента XIX века.
    • Сформировать представление о конституции Англии.
    • Проанализировать конституционные акты Англии XIX века.

Методы исследования. При проведении исследования в рамках данной работы использовались исторический, правовой, сравнительный методы, а также факторный анализ.

Источниковая база. Данная тема имеет достаточно высокий уровень научной разработанности, что обусловлено важностью исследуемой проблемы, как в историческом аспекте, так и в её современном восприятии и осмыслении. Исследованием данной проблемы в своих трудах занимались такие научные деятели, как: Бромхэд П. «Эволюция британской конституции» и Дайси А.В. «Основы конституционного права Англии».

 

Структурно реферат состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе рассматривается становление и эволюция Английского парламента в XIX веке.

Во второй анализируются основные конституционные акты Англии XIX века.

Заключение сдержит основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования.

 

Глава. 1 АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В XIX ВЕКЕ

    1. Становление Английского парламента

 

  В  период сословной монархии в  Англии сложилось учреждение, которое  стало неотъемлемой и со временем  все более значительной частью  государственной организации страны  – парламент. Своим возникновением  он был обязан как установившимся  к 13–14 векам политическим формам  взаимоотношений сословий Англии  с королевской властью, так  и особенностям ситуации в  условиях кризиса власти второй  половины 13 века. Немалое значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечение короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии.1

  Историческим  началом сословного представительства  были собрания вассалов короля, которые с середины 12 века стали обязательной частью государственной жизни. В 1146 году с участием баронов и епископов утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда – суда пэров. Во второй половине 12 века в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы. В Великой хартии 1215 года была специально оговорена обязанность короны, созывать в необходимых случаях и в специальном порядке «архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов и, кроме того всех тех, кто держит от нас непосредственно к определенному дню и в определенное место» (14 статья)2.

  Стремление  знати поставить только под  свой контроль королевскую власть  вызвало оппозицию среди более  широких кругов рыцарства и  горожан. Политическим и военным  лидером оппозиции выступил выходец  из французской знати граф  Симон де Монфор. Он стал инициатором  организации более широкого представительства для формирования новой политической структуры. После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264 года, де Монфором был созван парламент в Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт – "Форму управления", составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. В новый созванный де Монфором парламент в январе 1256 года были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. 3 Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии, эволюцию которого предстоит в дальнейшем рассмотреть в рамках данной работы.

    1. Эволюция Английского парламента в XIX веке.

Парламент 19 века полностью воспринял организацию исторического английского парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев – в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Конституционные обычаи стали играть важнейшую роль среди источников парламентского права.

  Парламент  стал более многочисленным и  представительным органом. В состав  Верхней палаты лордов к середине 19 века входило 465 светских и духовных аристократов (в том числе 207 епископов). В 17 веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет, в 19 веке установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности). Члены верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судиться только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствие трех лордов.4

  Палата  общин избиралась на 7 лет (с  1714г.) населением королевства по  избирательным округам и особым  корпорациям на основе избирательного  права, существенные изменения,  в котором произошли только  к середине 19 века. К 18 веку количественный состав палаты был постоянным (в 558 мест), в 19 веке он вырос до 658 за счет Ирландии. В середине 19 века 656 депутатов представляли 1.250 тыс. избирателей (на всего 29 млн. населения королевства). Членство в Палате общин предполагало более высокий имущественный ценз (в 600 фунтов для графств, 300 - местечек) и статус free holder'a в течение всей жизни. Только в начале 19 века в парламент получили доступ католики. В 1858 году избран первый еврей - Барон Ротшильд. С 1858 года любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям мог и быть избранным в палату (активное и пассивное избирательное право отождествилось). Не могли быть избранными в палату иностранцы, судьи высших судов, духовенство, находящиеся под следствием, чиновники графств, лица, получавшие жалование от короны и даже пенсии от нее.5

  Палата  общин самостоятельно избирала  своего спикера; кроме него, был  и секретарь палаты - чиновник, ведавший  протоколами и актами. Текущая  деятельность палат определялась  конституционными обычаями и  статусами, многие из которых  восходили к 14 веку. Однако к 1854 году был кодифицирован и опубликован Регламент Палаты общин. Заседания первоначально проходили с 8 часов утра, но уже в 19 веке – вечером (с 5 часов вечера для Палаты лордов, с 4 часов 15 минут – для Палаты общин).

  Полномочия парламента определялись конституционным принципом его абсолютного верховенства и охватывали практически любые вопросы. «Парламент имеет суверенную и неподконтрольную власть создавать законы, распространять их или ограничивать, отменять, отзывать и оживлять. Эта законодательная власть применяется ко всем объектам духовным и временным, гражданским и военным, подлежащим морскому или уголовному праву. Парламент есть место, которое британской конституцией помечено как место власти абсолютной, даже деспотической, отчасти должной существовать во всяком государстве с необходимостью. Парламент может менять конституцию империи, обновлять ее, так же как и пересоздавать самого себя на иной основе. Он может любую не возможную вещь, и то, что делает парламент, не может делать никакая земная власть» Крупнейший английский правовед 18 века У. Блэкстон здесь выделил качественные важнейшие характеристики власти парламента: суверенность, неограниченность, не подконтрольность, сочетание текущей законодательной и конституционной власти. Вместе с тем считалось, что постановления и билли парламента не должны противоречить справедливости – в той форме, которая была зафиксирована правом.

  Основной  формой деятельности парламента  было законодательство. Начиная с середины 18 века принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств). В остальном процедура различалась в зависимости от того,  относился ли законопроект к категории частных или публичных биллей.6

  Частный  билль был самым многочисленным  типом закона. Предложение о таком  мог внести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя  бы одного (своего) депутата. Он касался  местных дел, требующих государственного  вмешательства. Частный билль  представлялся в виде петиции  (и был как бы продолжением  этого права) и далее обсуждался  в трех по-особому составленных  комитетах: постоянном из 11 депутатов,  комитете отбора из 6 депутатов,  прохождения. Затем он вносился  на усмотрение Палаты общин  и голосовался, как правило,  без детальных прений.

  Публичный  билль представлял, собственно, в широком смысле закон. Его вносило правительство. Предварительное обсуждение проводили специально созданные депутатские комиссии - как правило, по 5 депутатов. Каждый билль должен был пройти три чтения - разного значения и определенности. Первое было формальным и не имело содержательного значения, то есть палата просто извещалась о проекте. Второе было концепционным, и после него отмеченный проект (до 1849г, - переписанный на парламенте) направлялся в комиссию. Только в третьем чтении собственно утверждался или отклонялся законопроект. Публичные билли должны были пройти рассмотрение обязательно в каждой палате парламента в течение одной сессии. Голосование в Палате общин проводилось по принципу "Да" - "Нет", в Палате лордов - "Согласны" - "Не согласны". Затем законопроект поступал через канцлера на утверждение монарху.7

Со второй половины 19 века правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881г. вошло в обиход (в 1882г. закреплено в Регламенте) "правило спешности", согласно которому премьер-министр был в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности. Депутаты получили право требовать прекращение прений (с 1887 года), и такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной. Говорить депутаты парламента могли только без каких-либо записок. Тогда же вошло в практику правило "гильотины": на обсуждение законопроекта заранее отводилось определенное время, и если билль не был обсужден полностью, не обсужденные части ставились на голосование без дальнейших прений.

  Помимо  законодательной деятельности, депутаты  парламента имели полномочия  запроса к правительству. С начала 18 века они были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства члену кабинета. С 1783года оно было признано официально. Однако за членами кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. Только с 1869 года право парламентского запроса стало важным конституционным обычаем, и судьба запроса была взаимосвязана с доверием членам кабинета или всему правительству.8

Следует заключить, что Английский парламент  имеет достаточно продолжительную  историю становления, и эволюция Английского парламента XIX века представляет довольно значительный этап данного развития, включив в себя ряд ключевых преобразований и избирательных реформ. 

Стоит отметить, что государственная и правовая сферы постоянно находятся в  тесном взаимодействии. В особенности  это касается соотношения, в котором  одну из сторон представляет законодательствующий парламент. В рамках данной темы необходимо рассмотреть эволюцию Английского  парламента и конституции Англии XIX века. Соответственно рассмотренная выше история становления и эволюция парламента являются определяющими факторами в характере, рассматриваемой в дальнейшем конституции. Поскольку конституция Англии достаточно сложна по структуре, представляя собой совокупность конституционных актов, парламенту отводится важнейшая роль в этом направлении правовой сферы. Рассмотрев эволюцию парламента XIX века, тем самым, представляется возможность обратиться к историческим предпосылкам и условиям формирования тех конституционных актов, анализ которых излагается в дальнейшем в данной работе.

 

 

 

Глава 2. КОНСТИТУЦИЯ АНГЛИИ В XIX ВЕКЕ

Информация о работе Английский парламент и конституция в 19 веке