Авторитаризм как переходный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:23, контрольная работа

Описание

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание

Введение
1. Сущность политических режимов
2. Понятие и сущность авторитаризма
3. Признаки авторитарного политического режима
4. Основные типы авторитарных политических режимов
- Заключение
- Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 39.64 Кб (Скачать документ)

    4. Бюрократически-олигархические  режимы. Эти режимы часто рассматривают  вместе с вопросом о военных  режимах. Это вполне правомерно, ведь военные, как мы сказали  выше, придя к власти, используют  унаследованный ими государственный  аппарат и политические институты.  Тем не менее, в структурах  лидерства могут существовать  различия относительно того, кто  именно — военные или государственные  чиновники — обладают инициативой  и последним словом в принятии  жизненноважных политических решений. Эти различия и позволяют выделить бюрократически-олигархические режимы в отдельную группу.

    В бюрократически-олигархических  режимах формальные полномочия  чаще всего принадлежат парламентским  органам, однако на практике  и партии, и фракции парламента  оказываются слишком слабы, чтобы конкурировать с мощным корпоративным блоком сил. Этот блок могут составлять представители официальных структур правления (Президент, глава Правительства, спикер Парламента и пр.); мощные группы интересов, представляющие, например, крупный финансовый капитал; руководители силовых ведомств и другие силы, которые заключают временный альянс и устанавливают корпоративные правила политической игры для обеспечения относительной стабильности в обществе и достижения ими взаимовыгодных целей. Как правило, такого рода режимы весьма нестабильны и устанавливаются в промежуточном для общества состоянии, когда прежний источник авторитета (всеобщие выборы) ослабевает, утрачивает силу скрепляющего общество обруча, а нового, способного прийти ему на смену способа общественной интеграции не возникает. Власть придержащие опасаются всеобщих выборов, идеологическая мотивация не имеет каких-либо перспектив в мобилизации общественной поддержки, поэтому режим удерживается у власти, используя подкуп потенциально могущественных соперников и постепенно открывая для них доступ к власти.

       Важнейшая  характеристика бюрократически-олигархических  режимов — корпоратизм, т.е. формирование и относительно успешное функционирование особого типа структур, связывающих общество с государством в обход политических партий и законодательных органов власти. Официально представляя перед государством частные интересы, такие структуры формально подчинены государству и отсекают все легитимные каналы доступа к государству для остальных членов общества и общественных организаций. Отличительными чертами корпоратизма становятся:

   а) особая роль  государства в установлении и  поддержании особого социально-экономического  порядка, в основном, существенно  отличающегося от принципов рыночной  экономики; 

б) различной степени ограничения, накладываемые на функционирование либерально-демократических институтов и их роль в принятии политических решений;

в) экономика в основном функционирует в опоре на частную  собственность на средства производства и наемный труд;

г) организации производителей получают особый промежуточный статус между государством и общественными акторами, выполняя не только функции представительства интересов, но и регулирования от имени государства. В той или иной степени эти характеристики корпоратизма проявляются во всех бюрократически-олигархических режимах.

    Один из наиболее  характерных и весьма детально  исследованных образцов данного  вида режимов — бюрократический  авторитаризм, описанный на примере  Аргентины и ряда других стран  Латиноамериканского континента  аргентинским политологом Г. О'Доннеллом. Во многом описание О'Доннелла напоминает рассуждения другого известного исследователя Б. Мура, который выделял три принципиальные разновидности исторического движения к индустриальной цивилизации — западный путь (Англия, США), путь социализма (СССР, Китай) и путь фашизма или запоздалого и потому государственного капитализма (Германия, Италия, Япония). Подобно Муру, О'Доннелл рассматривает потребность в ускоренном развитии капитализма как основную в укреплении политической роли государства. Государство в условиях бюрократического авторитаризма отстаивает интересы блока, состоящего из трех основных движущих сил, Это, прежде всего, национальная буржуазия, контролирующая крупнейшие и наиболее динамичные национальные компании. Затем, международный капитал (именно присутствие этого фактора существенно, по мнению О'Доннелла, отличает модель его бюрократического авторитаризма от разработанной Муром модели фашизма), который тесно связан с национальным капиталом и во многом составляет движущее начало экономического развития дайной страны. Такое взаимодействие национального и интернационального капитала привело, в частности, к формированию дополнительного количества дочерних компаний мультинациональных корпораций.

     Отстаивая  интересы этого блока сил, государство  оказывается наделенным рядом  близких фашистскому характеристик — высокой степенью авторитарности и бюрократизма, а также активным вмешательством в ход экономических процессов. Эта роль государства укрепляется тем явственнее, чем очевиднее становится необходимость защищать интересы национального капитала от возросших притязаний капитала международного. Государство все больше и больше выступает как патрон национальной буржуазии.

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение.

 

    В современных  условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и её подконтрольность гражданам - важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.

    Демократически  ориентирующиеся авторитарные режимы  не долговечны. Их реальной перспективой  является более устойчивый в  современных условиях тип политической  системы - демократия.

       Авторитаризм - государственный строй, при котором  неограниченная власть находится  у одного лица или группы  лиц, не допускающих политическую  оппозицию, но сохраняющую автономию  личности и общества во внеполитических сферах.

    Авторитаризм  может быть представлен: монархией,  деспотическим диктаторским режимом,  военной хунтой и другими системами  правления. 

      Для авторитаризма  характерно:

- Автократизм.

- Неограниченность власти.

- Опора на силу.

- Монополизация власти  и политики.

- Отказ от тотального  контроля.

- Рекрутирование политической элиты

- Авторитаризм нуждается  в легитимации власти.

    Авторитаризм  имеет сильные и слабые стороны. 

 К сильным относят: 

- сравнительно высокая  способность обеспечивать политическую  стабильность и общественный  порядок, 

- мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,

- преодолевать сопротивление  политических противников. 

    Т. е. авторитаризм - эффективное средство проведения  радикальных общественных реформ.

 К слабым относят: 

- полную зависимость  политики от позиции главы  государства или группы высших  руководителей, 

- отсутствие у граждан  возможностей предотвращения политических  авантюр или произвола, 

- ограниченность институтов  артикуляции, политического выражения  общественных интересов.

 

                        Список используемой литературы.

 

 

  1.  Василик М.А. Политология.  Учебное пособие. 3-е изд. –  СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса». 2011.

  2.  Политологический  словарь. М., 2009.

  3.  Пшеворский А. Переходы к демократии...

  4.  Соловьев А.И.  Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник  для студентов вузов –М.: «Аспект пресс», 2009.

  5.  Спиридонов Л.И.  Теория государства и права. Учебник – М.: «ПРОСПЕКТ», 2011.

   6.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. – М.: «Интерстиль», 2010.

      7.  А.П.  Цыганков. Современные политические  режимы: структура, типология,    динамика. Учебное пособие –М.: «Интерпракс», 209.

 


Информация о работе Авторитаризм как переходный политический режим