Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:55, контрольная работа
Невозможно изучать политику, не выясняя, как она воздействует на развитие личности, и как личность воздействует на политику. В соответствии с великим принципом гуманизма – «человек – мера всех вещей» политику следует рассматривать в человеческом измерении, примерять ее к потребностям, интересам и возможностям личности.
1.Введение
2.Личность – главный творец политики
3.Ценность личности в политике
4.Человек, как субъект политики
5.Политическое поведение личности
5.1 Классификация типов личности
5.2 Факторы политического поведения личности
6.Политическая социализация личности
7.Права и свободы человека и гражданина
8.Личность и политика в России
9.Список литературы
Содержание:
5.1 Классификация типов личности………………………..…7
5.2 Факторы политического поведения личности……..….…8
Введение.
Невозможно изучать политику, не выясняя, как она воздействует на развитие личности, и как личность воздействует на политику. В соответствии с великим принципом гуманизма – «человек – мера всех вещей» политику следует рассматривать в человеческом измерении, примерять ее к потребностям, интересам и возможностям личности.
Личность и политика существовали не всегда. В первоначальном состоянии человеческого общества индивид составлял органическую часть социального целого, ничем не отличался от себе подобных со стороны социальных качеств, и поэтому не представлял собой личности. Это был человек рода, племени, не обладающий даже собственным именем. Общественная жизнь его регулировалась обычаями, ритуалами, традициями, а не политическими или правовыми нормами.
В
своей книге политолог
Личность – главный творец политики.
«Среди участников политических отношений центральное место занимает личность. Она играет в политическом процессе ключевую роль, потому что всякая политика осуществляется через людей, посредством людей, во имя людей. Вся система политических отношений, форм, институтов замыкается в конечном счете на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Он – главная фигура на политической сцене». [Матузов Н.И., 1994, 23] Однако, и сама политика, в свою очередь, творит личность. Личность, таким образом, является одновременно и субъектом, и объектом политики.
Степень политической
Политолог
ПереваловВ.Д. в своей книге пишет:
«Личность, как субъект политических отношений,
выступает в качестве носителя политического
сознания и политической культуры,
а главное – в качестве обладателя политических
прав и свобод. Так, гражданин вправе свободно
письменно или устно высказывать любые
политические мысли и идеи, кроме прямо
запрещенных законом. Конституция Российской
Федерации запрещает пропаганду или агитацию,
возбуждающие социальную, расовую, национальную
или религиозную ненависть или вражду,
а так же пропаганду социального, расового,
национального, религиозного или языкового
превосходства». [Перевалов В.Д., 2002, 53]
Ценность личности в политике.
О личности, как социальной сущности человека высказываются самые разные суждения. Прежде всего, неодинаковы взгляды на ценность личности.
В настоящее
время все большее
Такое представление является основой индивидуализма как стремления реализовать в обществе приоритет потребностей и интересов личности. Оно более других соответствует извечной и самой глубокой потребности личности в свободном развитии, а так же принципам гуманизма.
Степень развития личности является, конечно, более глубоким и важным критерием истории человечества и другой страны, чем достижения науки и техники, экономики и культуры, чем смена правительств и политических систем, формаций и цивилизаций. В конечном счете, способность расширить свободу развития наибольшему количеству личностей представляется главным критерием политического прогресса.
О значении личности в политике писатель – политолог Кривогуз И.П. пишет так: «Любая личность, как устойчивая система социально-значимых черт характеризуется, по меньшей мере, своеобразием сочетания различных потребностей (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических), способностей (мышления и действия, восприятия и реакции), эмоций (радости, печали, гнева), сознания (знаний, интересов, идейной ориентации, нравственности), деятельности (производственной, общественной) и места в обществе.
Каждая
личность имеет оригинальную ценность.
Но имеется возможность и
Человек, как субъект политики.
Человек становится субъектом политики в процессе освоения социально-политических функций и развития самосознания, т. е. осознания своей сущности и уникальности в качестве субъекта деятельности и индивидуальности, но не иначе как члена общества.
Если речь идет о политической активности коллективного, совокупного субъекта политики, то многие наблюдатели отмечают, что в современных условиях достаточно широкие слои народа не воспринимают себя в качестве субъектов политической жизни, смотрят на политику глазами не участников, а зрителей.
Отвечая на вопрос, при каких условиях личность и народ могут быть действительным субъектом политики, нельзя не затронуть проблему политической активности населения, его политическую культуру и сознание, что необходимо для правильного понимания и оценки политической ситуации и критического восприятия попыток манипулирования их сознанием со стороны различных субъектов политики.
Другим фактором приобщения широких масс народа к политике являются условия, в которые поставлены люди. Условия могут стимулировать политическую деятельность, могут подавлять ее и могут придавать ей определенную направленность. Часто это связано с развитостью демократических институтов. Система выборов в органы политической власти может быть организована по-разному, но именно через выборы избиратели влияют на власть. То же можно сказать и о системе непосредственной демократии — референдумах или об опросах, в ходе которых изучается общественное мнение по тем или иным политическим вопросам. Наряду с этими двумя группами условий есть и другие. К ним нельзя не отнести, например, менталитет народа, его традиционное отношение к власти и людям, власть осуществляющим.
Одним из важнейших условий политической субъективности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он действует в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность или другие подобные акты. Человек, не обладающий властными правами и функциями, сам по себе субъектом быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны, но они малоэффективны. Поэтому люди, стремящиеся к политическому участию, объединяются в группы, партии, союзы, организуют совместные акции и осуществляют другие политические действия совместно с другими людьми.
В роли совокупных коллективных субъектов политики могут выступать социальные группы, обладающие способностью к политическому целеполаганию. Основными субъектами политики выступают большие социальные общности — классы и слои, народы, нации; средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному и корпоративному признаку.
К последним со всей очевидностью следует отнести политические элиты и бюрократию, а также представителей теневой экономики и групп социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии или же в позитивном взаимодействии с другими социальными группами, но и вступает в конфликт либо сотрудничество с существующей политической властью.
К
категории совокупных субъектов
политики относятся также и социально-
Политические
институты — это учреждения или
система учреждений, организующих и
обслуживающих процесс
К наиболее общим функциям политических институтов относятся:
Политические институты обычно возникают на базе тех или иных неинституционализированных общностей или групп и отличаются от предшествующих структур созданием постоянного и оплачиваемого аппарата управления. Этому аппарату свойственны разделение функций, служебная иерархия, а также определенный нормативно фиксированный статус.
Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, руководителей различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения конкретных и вместе с тем постоянно меняющихся с течением времени индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Совокупные субъекты играют определяющую роль в политическом процессе, тем не менее, первичным субъектом политики, ее “атомом”, несомненно, является индивид, личность. В нашей политической практике личность не всегда признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли таких субъектов, прежде всего, выступали народные массы, политические общности, объединения. Личность, как правило, могла участвовать в политической жизни в качестве члена официальных структур с определенной регламентацией политических функций. Однако на самом деле именно потребности каждого конкретного человека, его ценностные ориентации и цели выступают “мерой политики”, движущим началом социально-политической активности народных масс, наций, этнических групп и других общностей, а также организаций и институтов, выражающих их интересы. Статус субъекта политики не имманентен, он не существует как изначально присущий какому-либо индивиду или социальной общности.