Человек и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:55, контрольная работа

Описание

Невозможно изучать политику, не выясняя, как она воздействует на развитие личности, и как личность воздействует на политику. В соответствии с великим принципом гуманизма – «человек – мера всех вещей» политику следует рассматривать в человеческом измерении, примерять ее к потребностям, интересам и возможностям личности.

Содержание

1.Введение
2.Личность – главный творец политики
3.Ценность личности в политике
4.Человек, как субъект политики
5.Политическое поведение личности
5.1 Классификация типов личности
5.2 Факторы политического поведения личности
6.Политическая социализация личности
7.Права и свободы человека и гражданина
8.Личность и политика в России
9.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контр. работа политология.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

  Политические  качества не даны человеку изначально. Всякий индивид является потенциальным  субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы стать  политическим субъектом, человек должен обрести в политике свою сущность и существование. Иными словами, он должен практически освоить политический опыт, осознать себя в качестве субъекта политического действия, выработать свою позицию в политическом процессе и сознательно определить свое отношение к миру политики, степень участия в ней.

  Реализация  человеком своей политической сущности тесно связана с его индивидуальными  особенностями и преломляется через  структуру личности, в которой  в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.

  Аналогичным образом происходит становление  и социальной общности как совокупного  субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной группе или организации на основе исторически сложившихся устойчивых общественных связей. Деятельность совокупного субъекта есть интегративный результат взаимодействия составляющих его индивидуальных субъектов и в соответствии с известным законом системности отличается от простой суммы их персональных качеств некоторыми новыми кооперативными параметрами. При этом коллективное сознание совокупного субъекта, отражаясь в определенных идеях, концепциях, программах политической деятельности, может в известной степени противостоять личностному сознанию индивидов, представленных в социальной группе или организации и вынужденных считаться с совместно выработанными требованиями, принципами и ограничениями. 
 

Политическое  поведение личности.

  Современная политология связывает политическое поведение личности со степенью и формой ее участия в реализации власти. Политическое поведение может носить по отношению к существующей форме  правления  и политической системе  как конструктивный, так и деструктивный характер. В первом случае мы имеем личность, ориентированную на на политическую поддержку власти, во втором – на ее отрицание. Между этими крайними типами находится масса колеблющихся, не имеющих постоянной и четко выраженной политической ориентации людей.

  Классификация типов личнсти.

  Два крайних типа личности можно также  выделить по степени ее участия в  политике:

    • активная политическая личность
    • пассивная политическая личность
 

  Степень активности и пассивности может  быть самой разной – от яростной борьбы за утверждение или ниспровержение существующего слоя, до полной апатии. В своем учебнике по политологии Мухаев Р.Т приводит классификацию типов личности польского политолога Е. Вятра по отношению к политике:

  • активисты
  • компетентные наблюдатели
  • компетентные критики
  • пассивные граждане
  • аполитичные и отчужденные граждане». [Мухаев Р.Т., 2000, 280]
 

  При всей сложности взаимоотношений между  личностью и политикой в них  отчетливо выделяются две основные внешнепротиворечивые, но внутренне  связанные между собой тенденции: повышение интереса к политике со стороны широких масс населения и падение доверия к ее официальным представителям. Если иметь в виду первую тенденцию, то она находит свое выражение в многообразии демократических форм участия индивидов в политике.

  Что касается второй тенденции — падения доверия  к официальным представителям политики, — то она находит свое выражение  либо в форме неучастия в осуществлении  этой политики, либо в форме ее радикальной  критики.

  Падению доверия к современной политике в немалой степени способствуют следующие факторы:

  1. ложь и дезинформация общественного мнения со стороны представителей официальных властей;
  2. широкое распространение в сфере современной политики коррупции;
  3. отход от тех обещаний и программ, с которыми очередные лидеры шли к власти;
  4. девальвация основных политических ценностей и идеалов.
 

  Пример  следующей классификации приводится в учебнике Зиновьева. «По мотивам политического поведения и тем целям, с которыми люди идут в политику, М Вебер классифицирует политиков на:

      1. живущих для политики
      2. живущих за счет политики». [Зиновьев В.П., Шевченко В.Н., 2001, 653]

Первые  стремятся во власть с целью совершенствовать общественную жизнь и служить  обществу, а вторые рассматривают  власть, как источник богатства и  славы.

  Политическое поведение личности может реализовываться в различных формах: участие в политических движениях, партиях, группах и т.д. Оно может осуществляться и индивидуально, путем непосредственного политического волеизъявления, например при голосовании на выборах. Политолог Лавриненко приводит свою классификацию:

  «по характеру участия в политике выделяют следующие типы личности:

  • относительно суверенный рядовой субъект политической жизни. К этому типу относятся люди, специально не занимающиеся политикой и не занимающие каких либо должностей в политических организациях и объединениях;
  • представитель какой-либо политической группы. Здесь роль человека оказывается изначально заданной, и он обязан ее выполнять уже в силу своего статуса, принадлежности к определенной организации, устав и нормы которой предписывают ему определенный способ политического поведения.
  • Политический лидер – человек, осуществляющий властные функции, способный воздействовать на других с целью реализации чьих-либо политических интересов. Крупные политические лидеры выступают в качестве вождя». [Лавриненко В.Н., 2002, 394]
 
 

  Факторы политического поведения  личности.

  На  политическое поведение личности, степень  ее активности, влияют различные факторы, прежде всего, объективные социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Ведущая роль среди них принадлежит экономическим потребностям и интересам. Но экономические потребности и интересы – не единственная причина политического поведения. Стремление к власти может рассматриваться индивидами и как способ самореализации, способ завоевания почета, наград, привилегий.

  Большое влияние на политическое поведение  оказывает и общественно-политический строй. Наиболее благоприятные условия  для политической активности создаются  в подлинно демократическом обществе и правовом государстве.

  Значительное  влияние на политическое поведение  личности оказывает степень развития политической культуры в обществе, прежде всего, такие ее элементы, как  идеология, ценности, политические традиции и обычаи. Они могут как способствовать развитию политической активности личности. Так и сдерживать ее. 

  Па  политическое поведение личности влияет и множество других факторов:

    • международная ситуация
    • внутренняя политическая обстановка
    • психология личности, ее конкретные установки, цели и мотивы участия в политике.

  Таким образом, факторы политического  поведения носят как объктивный, так и субъективный характер. При  этом объективные условия политической жизни создают реальные возможности  проявления индивидуальной политической воли и политического самоутверждения личности. 

  Политическая  социализация личности.

  Результативное  вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоения личностью или социальной группой норм политической культуры, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией.

  Политическая  социализация – это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества.

  Понятие политической социализации употребляется  для:

  1. обозначения процесса политического созревания индивида, развития собственных политических ориентаций;
  2. обозначения процесса передачи политических взглядов, идей и норм (т.е. политической культуры) от одного поколения к другим, от одних социальных групп и общностей к другим.
 

  Существуют  два вида политической социализации — индивидуальная и общественная. Индивидуальный уровень политической социализации предполагает формирование такого политического “я”, которое, с одной стороны, способствовало бы политическому самовыражению личности, а с другой — соответствовало установленным в данном обществе образцам политического поведения.

  На  политическую социализацию личности оказывают  влияние разнообразные факторы.

    В качестве основных среди  них можно выделить следующие: 

  • усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;
  • стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;
  • влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;
  • личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.
 

  Институты политической социализации принято  подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым – семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

  Результаты  проведенных исследований показывают, что политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как он поступает в школу, наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами, собственное политическое “я” в основном вырабатывается к 18 годам, подъем политической активности наблюдается в ранней взрослости, процент участия в голосовании, а также идентификации с политическими партиями и движениями повышается в возрасте 20-30 лет, после чего либо еще более растет, либо начинает заметно снижаться. Детские и юношеские годы считаются наиболее важными для социализации вообще, политической социализации в частности. Недостаток социального и политического развития в этом возрасте рано или поздно дает о себе знать в будущем.

  Что касается другой разновидности политической социализации — культурной трансмиссии, то ее назначение состоит в передаче политической культуры от одного поколения другими, что происходит тремя путями:

  • поддержание и сохранение существующей политической культуры;
  • преобразование и переработка как предшествующей, так и настоящей политической культуры;
  • создание новой политической культуры.
 

  Большое внимание представители рассматриваемой  теории уделяют не только отдельным  разновидностям политической социализации, но и тем формам, в которой она  осуществляется. Общепринятым при этом является подразделение политической социализации на прямую и косвенную. При прямой политической социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит всегда явно выраженный политический характер. Таковы, например, представления о государственном и политическом строе той или иной страны, о деятельности различных политических партий и т.д. В случае же косвенной социализации индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение в будущем.

  К основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной социализации — межличностную передачу, участие  в неполитических организациях и обобщение. Проводя различия между этими формами политической социализации, западные политологи отдают предпочтение последней. 
 

Информация о работе Человек и политика