Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа
В современных условиях социально-экономического развития России необходимы нестандартные подходы в разработке и в воплощении в жизнь обновленной региональной политики. Все звенья управления должны быть нацелены на решение новых задач, на повышение эффективности системы регионального регулирования. Областная власть призвана быть активным организатором и гарантом регионального хозяйственного порядка, устанавливать “правила игры” на экономическом поле, в рамках федерального законодательства.
«Государственная семейная политика, — подчеркивается в Указе, — может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений». С 2006 по 2011 г. размеры пособий устанавливались в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), что по идее должно было компенсировать рост цен (инфляцию). На деле же индексация пособий отставала от инфляции, что привело к сильному реальному обесценению всех основных пособий на детей.
Другие аспекты социальной политики также, прямо или косвенно, влияют на условия воспроизводства населения. Так, государством финансируются программы в области охраны материнства и детства, занятости, социального обеспечения, поддержки беженцев и вынужденных переселенцев. Разработан и принят к реализации «Национальный план действий в интересах детей» (2006). Утверждены «Основные направления государственной семейной политики» (2007 г.).
В сентябре 2007 г. распоряжением Правительства Российской Федерации на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2007 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» была одобрена разработанная «Концепция демографического развития России на период до 2015 года» (Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2007 г.). представляющая собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. В ней впервые в качестве целей демографического развития на ближайшую перспективу поставлены: стабилизация численности населения России и создание предпосылок для роста населения, а также основные направления и приоритеты политики в области рождаемости и укрепления семьи, в области снижения смертности и повышения продолжительности жизни, в области миграции. Были разработаны конкретные планы мероприятий и программы по реализации этой концепции, в частности меры по стимулированию рождаемости (пособия, налоговые льготы, жилищные субсидии молодым семьям и т. п.).
В Концепции демографического развития России главной целью определяется стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Анализируя Концепцию демографического развития России отметим наиболее прогрессивные моменты. Концепция предполагает развитие по трем направлениям:
- укрепление здоровья и увеличения продолжительности жизни;
- стимулирование рождаемости и укрепления семьи;
- демографическое развитие в области миграции и расселения.
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
- укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и oтравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;
- улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
- сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.
Для эффективной профилактической работы предлагается объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации.
Особое внимание в Концепции уделяется снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Достичь этого предлагается путем контроля качества алкогольной продукции, ценовой политики, ориентирующей население на ограничение потребления алкоголя, а также изменения правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием.
В целях улучшения психического здоровья населения предполагается принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.
В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, предлагается дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.
В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения предлагается повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарно-размещающие технологии, а также провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.
Органам управления здравоохранением и органы социальной защиты населения ставится задача реализации комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.
Для снижения количества осложнений и смертности от злокачественных новообразований особая роль уделяется реализации региональных программ профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний.
Особое внимание заслуживают соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи в Концепции определены следующие приоритеты:
- формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Для обеспечения условий для улучшения материального положения семей предполагается разработка и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.
В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.
Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.
В области миграции и расселения определены основное внимание уделяется следующим направлениям:
- привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
- создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;
- проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;
- совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.
Необходимо также обеспечить сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе, создания условий для возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами.
В целях регулирования внутренней миграции предполагается разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.
2.2 Основные направления реализации демографической политики в России
Мы видим, что разработанная Концепция демографического развития Российской Федерации предполагает разноплановые направления. В соответствии с Концепцией, а также с предложенными мерами, которые Президент В.В. Путин озвучил в ходе обращения к федеральному Собранию в мае 2009 года была разработана и принята к реализации Национальная программа демографического развития России. В ходе ее первого этапа, включающего 2006-2010 годы, предлагаются конкретные мероприятия, большинство из которых уже утверждены в Государственной Думе и исполняются на практике уже сегодня. Они соответствуют предложениям Концепции демографического развития и подразделяются по трем направлениям. Рассмотрим наиболее существенные мероприятия, реализуемые в ходе внедрения программы:
По ходу реализации приоритетного направления «Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства» гарантируется государственная помощь семьям, имеющим детей, в решении жилищных проблем. Закрепляются правовые и финансовые механизмы, обеспечивающие в случае рождения ребенка молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту или части долга по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку. Государство компенсирует процентную ставку по основному кредиту (ссуде) в размере половины средней по субъекту Российской Федерации ставки по ипотечному кредиту.
Вводятся правовые и финансовые гарантии решения жилищных проблем семей, имеющих четырех и более детей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления в собственность нового жилья за счет бюджета субъекта Российской Федерации с зачетом стоимости старого жилья.
Молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, компенсируются суммы первоначального взноса по ипотечному кредиту или по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку.
Вводятся правовые и финансовые механизмы предоставления банками целевых кредитов на улучшение жилищных условий семьям при рождении четвертого и последующих детей с погашением процентов по кредитам за счет государства.
Изменяются критерии отнесения семей к категории «молодая семья» (до возраста 35 лет).
Вводятся правовые и финансовые механизмы предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма, с сохранением права на получение безвозмездной субсидии или займа, выделяемых за счет государственного или муниципального бюджета на строительство или приобретение жилья.
Изменяется размер налогового вычета (по налогу на доходы физических лиц) для налогоплательщиков, на обеспечение которых находятся дети, в том числе для опекунов, попечителей и приемных родителей.
Совершенствуются системы государственных семейных пособий путем увеличения:
- минимального размера оплаты пособия по беременности и родам до уровня прожиточного минимума, установленного в данном регионе, независимо от стажа работы перед уходом в отпуск, пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, до 1000 рублей;
- единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка до:
- размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;