Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа
В современных условиях социально-экономического развития России необходимы нестандартные подходы в разработке и в воплощении в жизнь обновленной региональной политики. Все звенья управления должны быть нацелены на решение новых задач, на повышение эффективности системы регионального регулирования. Областная власть призвана быть активным организатором и гарантом регионального хозяйственного порядка, устанавливать “правила игры” на экономическом поле, в рамках федерального законодательства.
- разработка и реализация мер по улучшению статистического учета населения и обеспечению мониторинга и изучения демографической ситуации в Российской Федерации;
- организационно-структурное совершенствование системы мониторинга демографической ситуации в Российской Федерации;
- совершенствование системы и показателей государственной статистики в области демографии;
- разработка порядка проведения демографической экспертизы при разработке проектов федеральных законов и постановлений Правительства.
Реализация всех упомянутых выше мероприятий, несомненно, должна привести к улучшению демографической ситуации в стране. Пусть не в ближайшее время, так как демографические процессы достаточно инерционны, но в будущем, конечно, они помогут стране преодолеть затянувшийся демографический кризис в нашей стране.
Заключение
Рассматривая отечественную демографическую политику, то необходимо отметить, что целью демографического управления в современной России является увеличение численности населения на фоне экспотенциального роста народонаселения на Земле, когда многие страны проводят политику, направленную на ограничение рождаемости.
Простое восполнение трудового дефицита за счет миграционного потенциала способствует лишь краткосрочному решению экономических проблем. Изменяя этнический состав российских регионов, можно поставить под угрозу национальную идентичность Российской Федерации. Необходимо учитывать, что ползучая оккупация таит в себе не меньше опасностей, чем открытая агрессия.
В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.
При анализе демографической политики необходим учет широкого круга гуманитарных, идеологических, экономических, социальных и других факторов:
Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимули
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2020 года рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи — по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др.
Однако для того чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной необходимо искать особые пути ее реализации.
В заключение следует отметить, что апробация программ по стабилизации демографической ситуации на региональном уровне представляет собой базовый элемент внедрения политики демографического роста. Наиболее оптимальным представляется сочетание активной социальной и семейной политики, направленной на стимулирование репродуктивной активности населения, и продуманно миграционной политики, строящейся! на принципах селективного привлечения «качественных» мигрантов. Основной акцент следует делать на управлении уровнем рождаемости и объемом и направлением миграционных потоков. Выбор этих приоритетов не случаен, так как понижение уровня смертности и поступательное повышение продолжительности жизни прогнозируется демографами даже в самых пессимистичных прогнозах, тогда как уровень рождаемости и миграционный прирост — единицы.
Использование миграционного компонента пополнения человеческих ресурсов, как отмечалось выше, требует совершенствования законодательных основ миграционной политики, создание «миграционной инфраструктуры»: сети центров тестирования, повышения или смены квалификации, жилищное, трудовое, социальное обеспечение мигрантов, использование трудового потенциала приезжих на легальных основаниях, не в ущерб, а во благо принимающей стороны.
В рамках теории второго демографического перехода вступление по-пуляционного развития в режим количественной регрессии предполагает замещение демографических критериев развитости населения прогрессом его качественных характеристик (повышение уровня здоровья, образования, физической, интеллектуальной, социальной активности граждан). Если этого не происходит, наступает демографическая стагнация. Россия находится на том рубеже развития: когда внутренний потенциал демографического роста практически исчерпан, а миграционный компонент используется неэффективно. Апробация различных методик и программ по преодолению депопуляции на' уровне регионов представляет тот инструментарий демографического моделирования, который может быть использован в качестве механизма отработки различных вариантов и схем смягчения депопуляционых тенденций. Для регионов, не затронутых убылью населения, целесообразно разрабатывать отдельные программы по оптимизации использования существующего демографического потенциала, направленные прежде всего на повышение образовательного и квалификационного уровня населения, в целях его полномасштабного включения в созидательную интеллектуально-трудовую деятельность.
Следует отметить, что для основной массы субъектов Российской Федерации характерны отсутствие конструктивной политики демографического роста и транзитный характер миграционных потоков, не позволяющие стабилизировать демографические показатели.
В ходе исследования были выявлены особенности демографической политики регионов Юга России, которые должны учитываться при проведении демографической политики не только в масштабах Российской Федерации, но и ее отдельных регионов имеющих высокую плотность населения.
Список использованной литературы
1.Белошапкина Е. Анализ демографической ситуации в стране и в Ханты-Мансийском автономном округе // Экономист. - 2009. - N 2. - С.63-68.
2. Быстрое А. А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости? // Социол. исслед. - 2008. - N 12. - С.91-96.
3. Демографическая модернизация России в XX веке // Обществ, науки и современность. - 2007. - N 3. - С. 128-140.
4. Демографический ежегодник России. 2008: стат. сб. / редкол.: Суринов А.Е. и др. - М.: Росстат, 2008. - 557с.
5. Переведенцев В.И. Демографические перспективы России // Социол. исслед. - 2007. - N 12. - С.58-69.
6. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. – М.: ТЕИС, 2007.
7. Проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России / Материалы II региональной научно-практической конференции. – Чебоксары: «Новое время», 2006.
8. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов.-М., 2009;
9. Изард У. Методы регионального анализа: Введение в науку о регионах — М., 2009;88. Известия. 1936. 28 июня.
9. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года электронный ресурс. путь доступа: http://www.akdi.ru/econom/
10. Программное заявление партии Единая Россия электронный ресурс. режим доступа: http: //www.edinoros.ru;
11. Слоботчиков О.Н. О структуре демографической политики государства // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 7;
12. Современные демографические процессы электронный ресурс. режим доступа: http://revolution.allbest.ru/
13. Штульберг Б.В., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2010;