Демократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, реферат

Описание

Что такое демократия? При знакомстве с ней можно увидеть, что демократия – это кое-что “слишком человеческое…”, и человечество уже сжилось с нею. В то же время ее нельзя идеализировать, как нельзя идеализировать ни народ в целом, ни любого из нас самих. Минувшее столетие было эпохой грандиозных испытаний, которым подверглись сердцевинные ценности и принципы существования цивилизации. В то же время можно утверждать, что именно благодаря существованию этих ценностей, благодаря вере в них человечество выдержало буревые, переломные периоды своего существования. Среди таких ключевых ценностей на одном из первых мест, безусловно, стоит демократия. Немного в лексиконе человечества слов, которые вызвали бы, подобно слову “демократия”, столько же разнообразных страстей и чувств. Кто-то склонен усматривать в ней едва не главную причину всех неурядиц (в особенности на территории переходных обществ, где слова “демократия”, “реформы” и “кризис” употребляют едва не как синонимы), а для других демократия – символ веры, непересекающийся идеал. Понятно, что тяжело найти истину в крайностях.

Содержание

Введение
1. Истоки демократии
1.1 Понятие демократии
1.2. Функции и принципы демократии
1.3. Формы и институты демократии
1.4 Предпосылки демократии
2. Современные теории демократии.
3. Основные ценности современной демократии
Выводы

Работа состоит из  1 файл

Демократия.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной).

Мажоритарная система — система  определения результатов выборов, согласно которой депутатские мандаты  от избирательного округа получают только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

Пропорциональная система –  предполагает что депутатские мандаты  распределяются между партиями пропорционально  количеству голосов, отданных за партию в границах избирательного округа.

Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г. проводились по смешанной системе: из 450 депутатов — 225 избиралось в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства (мажоритарная система), а 225 — по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков, во многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства (пропорциональная система).

Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.

Референдум (лат, - то, что должно быть сообщено) - способ решения путём голосования кардинальных проблем общенационального и местного значения (принятия конституции, иных важных законов или внесения в них изменений, а также других решений по важнейшим вопросам). Референдум является одним из важных институтов непосредственной демократии, проводится с целью обеспечения народовластия - непосредственного участия граждан в управлении государством и местными делами.

Референдумы по предмету проведения делятся на:

· Конституционный - на всенародное  голосование выносится проект конституции  или конституционные поправки;

· Законодательный - на всенародное  голосование выносится проект закона или действующий закон;

· Консультативный - проводится с целью выявления общественного мнения по принципиальному вопросу государственной жизни.

Новый всеукраинский референдум по вопросам, ранее выносимым на референдум, может быть проведён через 5 лет, а  местный референдум - через 1 год  со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам.

В выборах и референдумах имеют  право участвовать граждане Украины  достигшие 18 – го возраста. Гарантируется  свободное волеизъявление.

Голосование во время выборов и  референдумов является тайным: контроль над волеизъявлением граждан не допускается.

В Швейцарии, кроме референдума, институтами  непосредственной демократии являются народное вече, народная законодательная  инициатива. В США референдум применяется  наравне с законодательной инициативой. Во Франции через три года после проведения первого референдума в 1789 г. стали практиковаться плебисциты - всенародные опросы, которые рассматриваются как синонимы референдумов.

 

1.4 Предпосылки демократии

 

Предпосылки демократии складываются в обществе тогда, когда уровень развития этого общества создает основу для пробуждения человека, его индивидуальных первоначал и основ. Что относится к таким предпосылкам?

- критерием демократичности  общества является статус обычного  человека, - уважение к нему или  же сокрушительное пренебрежение;

- исключительно важное  значение имеет наличие относительно  упроченных норм морали и законности, которые становятся помехой бесконтрольному  и грубому насилию;

- вообще можно без  преувеличения утверждать, что демократия  имеет ярко выраженные моральные корни, которые питаются именно этикой взаимности и человеколюбия, солидарности и кооперации; если таких корней нет, нет духа демократии;

- предпосылками демократии  выступают факторы экономические  – в зажиточном и процветающем  обществе большинство граждан сознательно и респектабельно (с чувством собственного и чужого достоинства) принимает участие в социальной жизни и получает от этого удовлетворение. В кризисно фрагментированном обществе человек погружается в хлопоты физического выживания, полностью абстрагируясь от каких-то форм участия в решении социальных проблем;

- эволюция демократии  доказывает, что большой – и  едва не ключевой среди других  предпосылок – является для  демократии роль рынка; рынок  оказывает содействие коммуникации  – широкому и свободному общению, обмену мнениями, получению информации; собственно, демократию можно сравнить с политическим рынком, где в условиях гула толпы и общения многоголосых и разноцветных интересов происходит постепенное согласование и удовлетворение этих интересов, - при этом предполагаются и конфликты и обманы, и потери и разочарования; рынок (в идеале) – способ существования конкурентной среды, то, с помощью чего сохраняется автономность человека, возможность для него совершать выбор и сохранять свободу, питать разнообразие (плюрализм) социального бытия, возможных перспектив демократической идеологии, демократической политической культуры и др.;

- позарез важно для  демократии и ее стойкого существования  утверждать и поддерживать свободу  слова, без которой невозможно свободно обсуждать спешные потребности и пути решения проблем.

Препятствия для демократического развития так же разнообразны, как  и факторы, которые ему (развитию) оказывают содействие. В целом  можно сказать, что препятствием является отсутствие любой из вышеперечисленных предпосылок демократии.

К таким препятствиям, в  частности, относятся:

- бюрократизация государства  и общества, глубокая профессионализация  политической деятельности –  вследствие этого обычный человек  обычно оказывается в положении  аутсайдера и обманутого;

- закрытость и конспирация  государства и политического  класса, важнейшие решения чаще  всего формируются в глубинах  государственного Левиафана, и  лишь со временем становятся  достоянием общества;

- высокий уровень коррумпированности  государственных служащих и политических деятелей вообще, политическая деятельность коммерциализируется, а власть (в том числе демократическая) становится источником прибылей; в свое время в Древней Греции приняли решение платить жалованье “из бюджета” гражданам, избранным для выполнения тех или иных государственных функций, - считают, что именно с этих пор началась неминуемая “порча” демократии, ее преобразование в объект посягательств разных мошенников и паразитов, преступников и болезненных эгоистов;

- черты национального характера и сознания, “особенности менталитета” (это модное слово имеет великое множество толкований, можно определить его как стойкие структуры сознания, которые влияют на поведение людей и определяют тот или другой выбор того или другого поступка), - например, склонность действовать импульсивно и радикально, решать проблемы путем насилия;

- влияние структур преступного  мира (в том числе сил организованной  преступности, мафиозных кланов), что  легко берет на испуг и терроризирует  граждан, лишая их возможности свободно совершать выбор и защищать свои интересы.

 

2. Современные теории демократии.

 

В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках указанных  подходов в более ранний исторический период.

Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии, и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передает своим избранникам, и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения.

Теория прямой (или  идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов.

Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологически фиксированная цель (построение коммунизма), оторванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес»-, который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов социалистической демократии.

Социал-реформисты понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения  условий жизни личности.

Наряду с перечисленными теориями демократии в современный период появился и ряд теорий, развивших  основные идеи обозначенных концепций  с учетом изменившихся реалий, динамикой  демократических процессов.

Так, сторонники теории партиципаторной демократии (т. е. основанной на соучастии граждан непосредственно в политическом процессе) отрицают принцип разделения политического труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах. При таком подходе фактически выравнивается и ответственность профессионалов и непрофессионалов в управлении государством, что снижает особую ответственность избираемых обществом элитарных слоев.

В 60-х годах в западных странах  демократия участия стала активно  развиваться в различных формах самоуправления, новых социальных движениях (например, движении «зеленых»), общественных инициативах, отрицающих государственное  принуждение.

Однако в условиях практического  расширения демократических порядков в мире наиболее активно развивались  теоретические конструкции в  рамках процедурного подхода. Так, американский ученый И. Шумпетер в книге «Капитализм, социализм, демократия» (1942) сформулировал основные положения теории эгалитарного элитизма. В соответствии с ее основными положениями свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью отстраняются от управления. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.

Демократия — это форма правления при посредстве народа, форма осуществления власти профессиональными политиками. Это не процесс формирования «общей воли» народа, а конкурентная борьба групповых интересов, представляемых лидерами; механизм, позволяющий рядовым гражданам определять состав руководства социальной структурой, а руководству — легализовывать свою власть. В силу этого демократия понималась как институциональное мероприятие, важнейшими нормами которого признавались те, которые регулировали избирательное право, осуществление выборов, а также конкуренцию партий и элит.

Понимая демократию таким образом, Шумпетер видел ее главную проблему в отборе квалифицированных политиков. Сущностно важным для функционирования демократической формы правления  он считал и стиль деятельности управляющих. В частности, по его мнению, правящие элиты должны принимать решения не только в понятных, но и в доступных для народа формах. Однако, учитывая профессиональный характер процесса управления, руководители не должны излишне вовлекать в разработку целей не готовых для этого людей. Политики должны обладать и определенными свойствами, в частности, обусловливающими самоограничение власти и препятствующими ее подчинению их корпоративным интересам. Для обеспечения такого характера деятельности властей и бюрократия должна строго придерживаться норм своей профессиональной деятельности, дорожа честью мундира и сохраняя приверженность интересам населения.

Данные идеи хоть и подчеркивают выдающуюся роль правящих кругов, но одновременно признают необходимость участия масс в процессе формирования демократического строя. В этом смысле они коренным образом отличаются от широко распространившихся в XX столетии элитистских теорий, связывающих сущность демократии только с деятельностью управляющих. Так, П. Барах, Дж. Сартори, X. Кене и ряд других ученых полагали, что самоуправляющийся демос — это миф, а его склонность к политическому насилию представляет угрозу общественным интересам. Поэтому, оценивая неуклонное возрастание роли элит в качестве предпосылки демократии, они расценивали расширение дистанции между управляющими и управляемыми как залог стабильности, а не порок этой системы власти.

Значительный вклад в развитие теории демократии внесли и сторонники плюрализма. Хотя впервые данный термин был введен в научный оборот еще X. Вольфоном (1679-1754), для выработки демократической теории его стали использовать лишь в первой половине XX в. (Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль). В плюралистической концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее распыления (диффузии) между различными силами. В этом смысле демократия предполагает свободную игру, соревнование различных групп, являющихся основной движущей силой политики, а также связанных с их деятельностью институтов, идей, воззрений. Формирование и функционирование демократических порядков происходит по мере использования механизмов и процедур («сдержек и противовесов»), позволяющих конкурирующим за власть группам избегать монополизации какого-либо одного объединения за счет сплоченных действий ее оппонентов; достигать своих интересов благодаря заключению разнообразных компромиссов; поддерживать баланс отношений и таким путем снижать напряженность межгруппового противостояния. Следовательно, демократия как система поддержания динамического равновесия конкурирующих сил представляет собой власть постоянно изменяющего свои очертания большинства, включающего в себя различные группы с совпадающими позициями по тем или иным вопросам.

Информация о работе Демократия