Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:31, курсовая работа
Цель исследования: изучение сущности данного феномена и его влияния на процесс развития партийной системы современной России.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование феномена «партия власти»………………..5
Глава II. Феномен партии власти в современной российской политической системе.
§1. Идеология……………………………………………………………….10
§1. Форма и структура……………………………………………………..15
§3. Функции………………………………………………………………...19
§4. Формат партийной системы…………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………….…………….……..24
Система типологизации партий Дюверже, которая разделила партии на массовые, кадровые и тоталитарные, актуальна и в наше время, что подтверждается использованием ее в работах современных теоретиков. Устименко определяет ЕР как «кадровую по содержанию и массовую по форме»1, то есть соответствующую закону о создании массовых партий с фиксированным членством, преследующему цель стандартизации партий. «Невнятная идеологическая и непонятная социологическая база»2 признак партии избирателей, которая считается самой эффективной на данный момент. Таким образом, просматривается явное противоречие: партия избирателей – аморфное образование, мобилизуемое на период выборов, а по структуре, соответствующей законодательству – приближается к тоталитарному типу.
КПСС «Единая Россия»
__________________________
1. Устименко С.В., Иванов А.Ф. Российская многопартийность и место «партии власти» в партийной системе. «Власть», 2005, №4, стр.25.
2. Там же.
Подобное противоречие появилось по причине двояких функций. На предвыборный период ЕР вынуждена мобилизовывать население, для выражения поддержки правительства, для чего требуется разветвленная сеть организаций, а в оставшееся время - проводить через Госдуму предлагаемые правительством законы. Таким образом, структура и форма партии максимально адаптирована для выполнения функций инструмента правящей элиты.
Рассмотрим следующие примеры сращенных функций государства и партии: финансовые возможности и кадровую политику. В 2007 году в регионах стартовал проект «Безопасные дороги». Ремонт ведется на средства местного бюджета, однако проект существует под эгидой ЕР, хотя ни одна партия не может иметь столь огромного бюджета (даже если она работает по принципам коммерческой организации). Это один из многих примеров проведения партийных акций на непартийные деньги.
Этот момент напрямую связан с кадровой политикой: доступ к бюджету возможен в регионах с партийным губернатором, а доступ к губернаторскому креслу – через партийное членство. Интеграция региональных начальников в партийные структуры ЕР дает пример обратной, по отношению к классическим канонам партийно-политического строительства, тенденции: региональные отделения не столько являются каналами политического продвижения новичков (хотя это тоже имеет место), сколько используются влиятельными региональным политиками в предпринимателями для упрочения своих позиций и укрепления связей в федеральных структурах власти. Происходит обмен ресурсами: регион конвертирует часть своего ресурса в поддержку партии власти на региональном уровне, получая поддержку федерального центра. Примером может служить заявление, что помощь будут получать в первую очередь те регионы, где партия получила большинство на выборах. Деятельность ЕР в регионах дает еще один пример переплетения политических институтов: в ее структуры входят лица, занимающие статусные должности во властных и бизнес - структурах. С учетом специфики ЕР это означает рост влияния федеральной исполнительной власти на процессы формирования регионального руководства и региональный политический процесс в целом.1
Вполне
справедливо встает вопрос о сращивании
структур государства и партии, люди вынуждены
вступать в партию, если хотят расти как
госуправленцы (притом, что система заявлена
как многопартийная). Таким образом, прорисовываются
черты партии власти как госоргана.
__________________________
1.
Гаман-Голутвина О.В.
§3. Функции
А.Иванова и А.Федотов при исследовании партийных систем отметили, что из важнейших своих функций (участие, трансмиссия, селекция, интеграция, социализация, саморегулирование и легитимация) политические партии в России выполняют только одну – легитимацию интересов элит.1 То есть главная функция партии власти - удержание политической власти в условиях избирательного формата рекрутирования властного истеблишмента. При этом ряд специфических свойств, теоретически характерных для партии власти, – не функции, а задачи инструментального плана.
Например, сторонники партии власти как стабилизатора суперпрезидентской республики отмечают что важнейшая функция ЕР это снижение вероятности возникновения конфликта между исполнительной и законодательной властями, а так же «войны законов» путем фактического подчинения парламента исполнительной власти.2 Однако такая схема может способствовать эффективности правительства только в среднесрочный период, а в перспективе может привести к стагнации системы. О подобном исходе позволяют говорить и следующие функции:
1. объединение элит, поддерживающих исполнительную власть, в институционально оформленное политическое целое. В России исторически сложился парадокс латентного идеологического противостояния элит и масс. Элитарные институты создаются и используется исполнительной властью, а неразвитость гражданского общества не позволяет артикулировать интересы населения.
2.
выполняется стратегическая
__________________________
1. Иванова А.В., Федотов А.С. Партия власти как выражение «русской системы» в современных условиях. «Власть», 2006, №12, стр.81.
2. Голосов Г.В., Лихтенштейн А.В. «Партии власти» и российский институциональный дизайн: теоретический анализ. «Полис», 2001, №1, стр.9.
3.
циркуляция правительственных
4.
агрегация электоральной
Функции
партии власти направлены на выполнение
задачи сохранения и усиления позиции
правящей элиты. Усиление бюрократии на
фоне нарушения равновесия в разделении
властей способно привести к стагнации,
и как следствие, к разрушению политической
системы. Эффект доминирования партии
власти приводит к потере законодательным
органом представительного характера,
так как элемент согласования сведен до
минимума и законы фактически могут приниматься
на заседания фракции. Разногласия в интересах
элиты и широких масс уже привело однажды
к революции 1917г., итогом которой, однако,
стало формирование новой элитарной системы.
§4. Формат современной партийной системы.
В российской политике доминируют отношения патронажно-клиентельного типа, где партии становятся вторичными и являются результатом деятельности патронов, заинтересованных в институционализации клиентелы. Моноцентричность выгодна элите для удержания своих позиций, при этом активно применяются политико-технологические инструменты, например партийное и избирательное законодательство. Большая часть населения, руководствуясь патерналистскими настроениями, на парламентских выборах отдает свои голоса государственной власти, представленной в партийном пространстве партией власти. Необходимо уточнить, что часто используемый термин «моноцентричность» характеризует систему не со стороны наличия всего лишь одной партии, а как имеющую один центр силы. Левинтов определяет российскую партийную систему как полуторопартийную систему с одной КПСС-образной партией – ЕР и несколькими малыми партиями – «своеобразный кордебалет, изображающий демократию»1. Завьялов дает более прозаическое определение: «Эта партия создала формат партийной системы – однопартийность с игровой оппозицией»2.
Сложившуюся в российском партостроительстве ситуацию часто сравнивают с советской или мексиканской.3 Рассмотрим особенности российской ситуации:
1.
высшее руководство страны
__________________________
1. Левинтов А. А мы идем своим путем. «Городское управление», 2006, №4, стр.17.
2.
Завьялов В. Роль размежеваний
в российском политическом
3.
В 1929-2000гг. в условиях формальной многопартийности
существовало абсолютное доминирование
«Институционально-
демократических политических порядков.
2.
«Единая Россия» не имеет
3. при формальной многопартийности существует определенный уровень латентной конкуренции. В ситуации клиентельной многопартийности влиятельные клиентелы заинтересованы как в борьбе за более мощное представительство в «Единой России», так и в создании собственных партий (нередко используются обе технологии). Обе тенденции создают мощную напряженность на партийном поле, сопоставимую с напряженностью в демократических партийных системах.
Поэтому
напрашивается аналогия с индонезийской
партийной системой конца XX века, получившей
название «управляемой демократии».
1
__________________________
1.
При Президенте Сухарто в соответствии
с законом 1973г. число партий было ограничено
тремя, причем была создана пропрезидентская
партия Голкар (Организация функциональных
групп), контролировавшая 80% мест в парламенте.
Вывод
В
новом веке власть ищет пути восстановления
традиционных способов существования,
органичных политическому генотипу российской
культуры, когда только сама власть является
инициатором и контролером политических
процессов. Но при этом административно-
Будучи инструментом элиты, «Единая Россия», для выполнения своей задачи, вынуждена усиливать свое политическое положение. Элите требуется эффективный способ контроля над электоральным пространством, однако она не заинтересована в самостоятельности партии. Можно выделить несколько возможных сценария разрешения этого принципиального противоречия:
1. при перманентном проявлении партией самостоятельности будет создан дублер, способный перетянуть на себя весь ее электорат.
2. усиление партии приведет к полному переходу некоторых функций государства к партии власти, что в итоге сделает партию власти институтом государства.
3. усиление «Единой России» приведет к ее полной самостоятельности от исполнительной власти, что будет способствовать становлению партии власти как правящей, и приходу нового поколения элиты к власти.
Несмотря
на непохожесть трех сценариев, они
имеют общий симптом – интересы
общества по-прежнему будут учитываться
на уровне необходимого минимума.
Список использованной литературы